Сегодня 23 августа 2017 года, СРЕДА, (10 августа по ст. стилю), 23 ч 29 м
В Воронежской духовной семинарии подведены итоги вступительных экзаменов  >>>
КОНТАКТНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ
УКАЗАНИЯ
Священнослужитель побеседовал с личным составом ГУ МВД России по Воронежской области  >>>
Священнослужитель побеседовал с личным составом ГУ МВД России по Воронежской области  >>>
Сюжет телеканала КТ "Воронеж" о торжественном архиерейском богослужении в день 185-летия обретения честных мощей и прославления ...  >>>
В Воронежской духовной семинарии подведены итоги вступительных экзаменов  >>>


















































Рейтинг@Mail.ru

4 июня 2017 г • ВОРОНЕЖСКАЯ ЕПАРХИЯ • Благовещенский кафедральный собор

"Прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся" (Стихира Пятидесятницы)

В день Святой Троицы, Пятидесятницу, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию и Троицкую великую вечерню в Благовещенском кафедральном соборе.

"Святым духом всяка душа живится" - поется на богослужении. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова, потому праздник Пятидесятницы, день сошествия Святого Духа на апостолов, совершается с особой торжественностью.

С раннего утра на территории Благовещенского кафедрального собора, главного храма Воронежской митрополии, было многолюдно. В 7 часов началось служение ранней Божественной литургии в нижнем храме.

Но особенно усилился поток людей с пышными букетами весенних цветов и молодыми зеленеющими ветвями к вратам кафедрального собора к 9 часам, когда должно было начаться служение поздней Божественной литургии, которую возглавил Правящий Архиерей Воронежской епархии, Глава Воронежской митрополии, Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Воронежский и Лискинский. Архипастырю сослужили клирики кафедрального собора.

На литургии в этот день пелись особые праздничные антифоны, содержащие тексты ветхозаветных пророчеств о явлении в мире Святого Духа. К стихам пророчеств добавлялся молитвенный припев: "Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: Аллилуиа".

Повествование о сошествии Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы прозвучало в чтении зачала из книги Деяний святых апостолов: "При наступлении дня Пятидесятницы все они (апостолы) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать..."(Деян. 2: 1-11).

По сугубой ектении митрополит Сергий вознес молитву о мире и прекращении междоусобной брани в Украине.

Перед причащением мирян с проповедью о великом значении нынешнего праздника к молящимся обратился клирик кафедрального собора протоиерей Алексий Ивашкевич.

За поздней Литургией Святых Христовых Таин причастились около 400 человек.

После отпуста литургии и чтения 9-го часа митрополит Сергий в сопровождении духовенства вновь вышел на середину храма. Служение Троицклй великой вечерни началось умиленным, из глубины души, всенародным пением молитвы Святому Духу: "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша".

По совершении входа с Евангелием протодиакон возгласил великий прокимен: "Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса!". Затем Владыка Сергий прочел первую коленопреклонную молитву. Чтение совершалось в отверстых Царских вратах, лицом к народу. Внимая молитве, все находящиеся в храме стояли преклонив колена. Это первое совершаемое после Пасхального периода коленопреклонение - с этого времени земные поклоны в храме и во время домашней молитвы совершаются обычным порядком.

Две последующих коленопреклонных молитвы были прочитаны сослужащими Архипастырю клириками. Тексты службы праздника Пятидесятницы, в том числе и коленопреклонные молитвы Троицкой Великой вечерни Вы можете прочесть, воспользовавшись ссылкой внизу этой страницы.

Православные храмы и дома верующие в этот день украшают зелеными ветвями березы и цветами. Обычай этот идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона. Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами. В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву. А еще цветущие ветви напоминают нам о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей.

Об истории происхождения и значении праздника Пятидесятницы:

Пятидесятница у иудеев была одним из трех великих праздников. В этот день вспоминалось дарование Синайского закона, полученного евреями через 50 дней по выходе их из Египта. Этот праздник был торжественный и радостный, и люди стекались в Иерусалим в великом множестве, чтобы принести в благодарность Богу установленную законом жертву. Это считали для себя обязательным и те иудеи, которые жили в других странах.

В третьем часу (по нашему - около 9 часов утра) в Сионской горнице (Деян. 1: 13), где находились после Вознесения Христа в постоянной молитве апостолы, внезапно послышался шум с небес, который наполнил весь дом и был слышен далеко за его пределами. В воздухе появилось множество огненных языков, которые опустились на головы апостолов, и светились, не опаляя их. Вместе с этим внешним явлением, последовало внутреннее изменение, совершившееся в душах апостолов - "исполнились все Духа Святаго" (Деян. 2: 4). Дух Святой навсегда исполнил Собою души апостолов.

Будучи бестелесным, Святой Дух избрал чувственное знамение, чтобы тем ощутимее явить Свое присутствие. "Ибо, - рассуждает св. Григорий Богослов, - как Сын Божий явился на земле видимо, то и Духу Святому надлежало явиться видимо". Но "да не подумает кто-либо, - поучает св. Лев Великий, - что в том, что было видимо телесными очами, явилось самое Божественное существо Святого Духа". "Взор человеческий как не может зреть Отца и Сына, так не может видеть и Святого Духа".

Как только огонь Божественный возгорелся в душах апостолов, они вознесли к небу слово хвалы и благодарения Великому в Своих благодеяниях к роду человеческому Богу. И каждый из облагодатствованных начал говорить на неизвестных до сих пор ему языках стран, где он никогда не был. Этот "дар языков" для апостолов был одним из даров Духа Святого, необходимым для распространения Евангельской Истины во всем мире.

Между тем, шум с неба привлек к Сионской горнице множество иудеев. Они были поражены неожиданным для них явлением: ученики Христовы, галилеяне по происхождению, люди неученые и необразованные, вдруг заговорили на иноземных языках. И, как ни разнообразна была толпа собравшихся по их происхождению и языку, каждый, однако, слышал какого-нибудь одного проповедника, который прославлял Бога на языке его страны. Удивление многих перешло в ужас, но нашлись и нечестивые, которые "насмехаясь, говорили", что апостолы "напились сладкого вина" (Деян. 2: 13). Тогда св. апостол Петр произнес первую проповедь, в которой указал на славное событие, совершившееся в сей день, как на исполнение древних пророчеств и завершение того великого дела спасения людей, которое исполнил на земле распятый и воскресший Господь Иисус Христос.

Проста и кратка была первая христианская проповедь, но так как устами апостола Петра вещал Дух Святой, слова его проникли в сердца слышавших и победили их упорство. Выслушав его, "они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?" - "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа", - отвечал им Петр. После сего "охотно принявшие слово" немедленно покаялись, уверовали, крестились, и к Церкви Христовой "присоединилось в тот день душ около трех тысяч" (Деян.2,37-41).

Праздник Святой Троицы установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1Кор.16,8), (Деян.20,16). Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам, чтобы мы воспевали "Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа" – "Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную".

В IV веке святым Василием Великим были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые доныне на праздничной вечерне. Чтобы сохранить верующих в благоговейном состоянии и сделать их способными, по примеру апостолов, к целомудреннейшему совершению коленопреклонений и молитв в честь Святого Духа, к достойному принятию бесценных даров благодати Божией, вечерню положено проводить вслед за литургией.

День Святой Пятидесятницы издревле считался днем рождения Церкви Христа Спасителя, созданной не тщетой человеческих толкований и умствований, но Божественной благодатию.



ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:
Здесь можно ознакомиться с богослужебными текстами праздника Пятидесятницы, в том числе текстами коленопреклонных молитв Троицкой Великой вечерни


СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Сюжет телеканала КТ "Воронеж" о служении митрополита Воронежского и Лискинского Сергия в день Святой Троицы, Пятидесятницу



ФОТОРЕПОРТАЖ:





























© Воронежская митрополия - 2011-2017 г.
При использовании материалов сайта не забывайте делать ссылку на источник.