20 марта 2016 г • В Неделю первую Великого поста, Торжество Православия, Глава Воронежской митрополии совершил богослужение в Благовещенском кафедральном соборе
В сослужении собора духовенства митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию и Чин Торжества Православия.
Богослужение первой Недели Великого поста совершается с особым благолепием и молитвенным подъемом - в этот день празднуется торжество Православного вероучения над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами.
В совершении Божественной литургии свт. Василия Великого Высокопреосвященнейшему митрополиту Сергию сослужили секретарь Епархиального управления Воронежской епархии протоиерей Андрей Скакалин, благочинный Никольского церковного округа г. Воронежа протоиерей Петр Петров, благочинный Семилукского церковного округа протоиерей Василий Попов, благочинный Всесвятского церковного округа протоиерей Владимир Левшук, благочинный Левобережного церковного округа протоиерей Григорий Самойлов, благочинный Архиерейского церковного округа протоиерей Александр Беляев, благочинный Нижнедевицкого церковного округа протоиерей Сергий Дорофеев и клирики кафедрального собора.
По сугубой ектении митрополит Сергий вознес молитву о мире в Украине. С проповедью о празднике к прихожанам по запричастном стихе обратился протоиерей Григорий Самойлов.
После отпуста Литургии митрополит Сергий возглавил совершение Чина Торжества Православия. На середину храма были торжественно изнесены святые иконы Христа Спасителя и Пресвятой Богородицы. Объяснение этому - в истории возникновения самого богослужебного чина.
Благочестивый обычай благодарить Бога за преодоление церковной смуты, воздвигнутой еретиками, был установлен в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия – иконоборцами. Иконоборческая ересь, появившаяся в Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.
После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: “Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!”.
Избранный Патриарх Константинопольский Мефодий установил тогда особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства.
В этом чинопоследовании утверждается торжество Православной Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем провозглашается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцы и подвижники, подвигом и трудами способствовавшие распространению православной веры.
Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. "Анафема" (отлучение) провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем еретикам, отвергающим или искажающим основные догматы Православной Церкви.
Ныне живущим и трудами своими способствующим утверждению Православия Патриархам, архипастырям и всем ревнителям благочестия воспевается "Многая лета!".