27 августа 2016 г • "Ублажаю Успение Твое, Дево, и всесвятое погребение Твое со преставлением..." (стихира праздника Успения)
Накануне Недели 10-й по Пятидесятнице и праздника Успения Пресвятой Богородицы митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил в Благовещенском кафедральном соборе всенощное бдение и Чин погребения Богородицы.
Главе Воронежской митрополии сослужили клирики кафедрального собора.
На Великой вечерне была совершена лития (прилежное моление о всем мире) и благословение хлебов, пшеницы, вина и елея.
На утрени при пении особых тропарей "Благообразных ученик лик..." из алтаря на середину храма была изнесена плащаница Пресвятой Богородицы (иконописное изображение почившей Божией Матери).
После троекратного каждения, перед плащаницей были прочитаны особые "Похвалы" - умилительные тропари, чередующиеся со стихами 17-й кафизмы:
"ЖИЗНЬ ВО ГРОБЕ ПОЛОЖИЛСЯ ЕСИ ХРИСТЕ, И МАТЕРЬ ЖИВОТА ПОЛАГАЕТСЯ: СТРАННОЕ ВИДЕНИЕ АНГЕЛОМ И ЧЕЛОВЕКОМ".
"МАРИАМ, КАКО УМИРАЕШИ, ЖИЗНЬ ВЕРНЫХ? КАКО ГРОБ ВМЕСТИ ТВОЕ ТЕЛО, ВМЕСТИВШЕЕ НЕВМЕСТИМАГО ВСЕМИ?"
"ОКРЕСТ ОДРА ТВОЕГО ПРЕДСТОЯЩЕ, ТЕПЛЕ ВЗЫВАЕМ ТЕБЕ, ДЕВО: ПОМИЛУЙ, ВСЕСВЯТАЯ, СПАСИ ВСЕХ ВЕРНЫХ".
"НЫНЕ ПРИЯТ НЕБО ПРЕСЛАВНО ЦАРИЦУ ВСЕЛЕННЫЯ, И ВЕСЕЛИТСЯ, ЦАРСТВУЮЩУЮ ЗРЯ С БОГОМ".
"АЩЕ И СОКРЫВАЕШИСЯ ВО ГРОБЕ МАЛЕМ, ДЕВО, НО САМОЕ НЕБО ТЕБЕ ОТВЕРЗЕСЯ, И НА ПРЕСТОЛ ПРИЯТ ТЕБЕ БОГ".
По окончании 3-х "статей" с похвалами, при совершении Архиереем полного каждения храма, хор исполнил торжественные, наполненные радостью победы над смертью тропари:
"БЛАГОСЛОВЕННАЯ ВЛАДЫЧИЦЕ, ПРОСВЕТИ МЯ СВЕТОМ СЫНА ТВОЕГО.
ПОЧТО РАДОСТЬ СО СЛЕЗАМИ, БОГОПРОПОВЕДНИЦЫ, РАСТВОРЯЕТЕ? ПРИШЕД БЛИЗНЕЦ, СВЫШЕ ВРАЗУМЛЯЕМЬ, ПРИГЛАШАШЕ АПОСТОЛОМ: ВИДИТЕ ВЫ ПОЯС, И УРАЗУМЕЙТЕ, ДЕВА ВОСКРЕСЕ ОТ ГРОБА.
БЛАГОСЛОВЕННАЯ ВЛАДЫЧИЦЕ, ПРОСВЕТИ МЯ СВЕТОМ СЫНА ТВОЕГО.
УЧЕНИК, НЕВЕРИВЫЙ, ВЛАДЫЧИЦЕ, ВОСКРЕСЕНИЮ СЫНА ТВОЕГО, НЫНЕ УВЕРЯЕТ ПРОЧИХ О ВОСТАНИИ ТВОЕМ, ГЛАГОЛЯ: РЫДАНИЯ ВРЕМЯ ПРЕСТА, НЕ ПЛАЧИТЕ, ВОСКРЕСЕНИЕ ЖЕ ДЕВЫ РЦЫТЕ.
БЛАГОСЛОВЕННАЯ ВЛАДЫЧИЦЕ, ПРОСВЕТИ МЯ СВЕТОМ СЫНА ТВОЕГО.
БОГОНОСНЫМ, ДЕВО, УЧЕНИКОМ СОБРАВШИМСЯ КО ГРОБУ ТВОЕМУ И РЫДАЮЩИМ, ЯВИВЫЙСЯ ФОМА РЕЧЕ, ГЛАГОЛЯ: ЧТО С МЕРТВЫМИ ЖИВУЮ ПОМЫШЛЯЕТЕ? ВОСКРЕСЕ БО, ЯКО БОГА РОДИТЕЛЬНИЦА...".
Эти тропари составлены по образцу тропарей "по Непорочнах", поемых на воскресных богослужениях - этим подчеркивается, что воскресение Христа открыло путь к воскресению и всему человечеству: "Верующий в Меня, если и умрет - оживет" - говорит Господь во святом Евангелии (Ин. 11, 25).
При пении погребального "Трисвятого" по Великом славословии святая Плащаница была обнесена вокруг Благовещенского кафедрального собора, что символизировало шествие апостолов в Гефсиманию с телом Пресвятой Богородицы к месту Ее погребения.
О ПРАЗДНИКЕ:
Праздник Успения Божией Матери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, блаженного Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери, он стал общецерковным праздником.
Но первоначально праздник совершался в разных поместных церквах в разное вреия: в одних местах - в январе месяце, в других - в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви еще в VII веке 18 января праздновалась "Кончина Девы Марии", а 14 августа - "Взятие на небо". Общее празднование Успения 15 августа в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается лишь в VIII-IX веках.
Основной целью установления праздника было прославление Пречистой Девы Марии и Ее Успения. К этой основной цели в IV-V веках присоединяется и другая - обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы и вследствие этого отрицавших и Ее телесную кончину.