6 января 2017 г • "Отец благоизволи, Слово плоть бысть, и Дева роди Бога вочеловечшася, звезда возвещает, волсви покланяются, пастырие чудятся и тварь радуется!" (Стихира праздника)
Накануне праздника Рождества Христова митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе
В канун славного, радостного и мироспасительного праздника Рождества Христова служение всенощного бдения в Благовещенском кафедральном соборе возглавил Его Высокопреосвященство митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии.
Рождественские дни кафедральный собор украшен зелеными благоухающими лесным ароматом елями. На соборной площади сверкает огнями 25-метровая Рождественская елка со звездами и игрушками, у подножия которой - Вифлеемский вертеп с иконописными изображениями Пресвятой Богородицы, старца Иосифа и Богомладенца Христа. Сердца богомольцев наполнены радостным трепетом, предвкушением грядущего светлого торжества...
Согласно Церковного устава, всенощное бдение началось чтением великого повечерия. Трижды открывались Царские врата при пении хорами торжественных песнопений праздника - пророчества Исаии: "С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог!", а также праздничного тропаря: "Рождество Твое, Христе Боже наш..." и кондака: "Дева днесь Пресущественного раждает...".
По прочтении вседневного великого славословия, завершившего великое повечерие, митрополит Сергий возглавил чин литии - прилежного моления о всем мире с освящением хлебов, пшеницы, вина и елея.
Перед чтением шестопсалмия с большой торжественностью хором был воспет ангельский гимн, в первую Рождественскую ночь слышанный Вифлеемскими пастухами: "Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение" (Лк. 2: 14).
При совершении полиелея духовенство со всем народом, попеременно с хорами воспевали величание Рождеству Христову: "Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии". Митрополит Сергий совершил полное каждение храма, а затем - чтение евангельского зачала, повествующего о событиях Рождества Христова. (Мф., 2 зач., гл. I, ст. 18-25).
Затем Владыка Сергий совершил помазание духовенства и верующих освященным елеем.
О празднике Рождества Христова:
Великая тайна Боговоплощения свершилась в царствование Римского императора Августа (Октавия) в иудейском городе Вифлееме. Цезарь повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам - всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева Мария и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем - город Давида, чтобы внести и свои имена в список подданных императора. В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В пещере, в которую пастухи загоняли скот в ненастную погоду, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства – родился во плоти Бог, Создатель и Спаситель мира. "Таинство странное вижду и преславное, – с удивлением воспевает Святая Церковь, – Небо – вертеп, Престол Херувимский – Деву, ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог" (ирмос 9-й песни праздничного канона).
Среди полночной тишины, когда все человечество было объято сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: "Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове", и смиренные пастыри первыми удостоились поклониться Богомладенцу Христу. Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово было возвещено чудесною звездою волхвам, в лице которых неведущий истинного Бога языческий мир преклонил свои колена пред Спасителем мира - Богочеловеком. Войдя в дом, где пребывал Младенец, волхвы "падше поклонишася Ему и, отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато и ливан и смирну" (Мф. 2: 11).
День Рождества Христова издревле включен Церковью в число двунадесятых праздников. Согласно со свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих богомудрых писаниях именуют праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, ибо он служит началом и основанием для всех последующих событий Божественного домостроительства спасения мира.
Каноны праздника Рождества Христова с паралельным русским переводом - 145.4 kb