12 марта 2017 г • В Неделю 2-ю Великого поста Глава Воронежской митрополии совершил Божественную литургию святителя Василия Великого
Архиерейское богослужение было совершено в Благовещенском кафедральном соборе.
В Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского и Собора всех преподобных отцев Киево-Печерских, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию по чину святителя Василия Великого в Благовещенском кафедральном соборе. Главе Воронежской митрополии сослужили клирики кафедрального собора.
На середине храма, у иконы Воскресения Христова, был установлен ковчег с частицами святых мощей ныне празднуемых преподобных отцев Киево-Печерских.
По сугубой ектении митрополит Сергий вознес молитву о прекращении междоусобной брани в Украине.
Перед причащением с проповедью на тему евангельского чтения нынешнего воскресного дня к прихожанам обратился протоиерей Алексий Ивашкевич.
Святых Христовых Таин за Божественной литургией причастились около 400 человек.
После отпуста Литургии на середине храма было совершено славление - хор пропел тропарь и кондак преподобным отцам Киево-Печерским, а духовенство - величание, после чего все молящиеся смогли приложиться к ковчегу с частицами святых мощей ныне прославляемых угодников Божиих.
Во вторую неделю (воскресенье) Великого поста, Церковь празднует память защитника православия святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского (+1359 г.). Святитель Григорий является не только символом монашества и духовного делания, но также защитником православного вероучения.
Он также стал выразителем особого церковного учения о Фаворском свете – нематериальном (нетварном) благодатном Небесном свете, свете Божественной славы, которым просиял Господь Иисус Христос во время Своего Преображения на горе Фавор.
В этом можно увидеть объяснение тому, отчего именно святителю Григорию Паламе посвящена вторая неделя Великого поста. Дело в том, что за несколько седмиц до крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа совершилось Его славное преображение на горе Фавор, описанное во святом Евангелии. Поскольку праздники наши связаны с хронологической последовательностью новозаветных событий, то великий двунадесятый праздник Преображения Господня должен был бы совершаться примерно за 30–40 дней до Пасхи страданий Спасителя. Но это – время Великого поста. Поскольку столь светоносное и радостное торжество не соответствует великопостному настроению души, то святые отцы - создатели богослужебного Устава Церкви - постановили совершать этот праздник в конце церковного года, 6 августа. Однако столь значимое событие, связанное с видением апостолами Божественного света на горе Фавор, не могло быть обойденным в Триоди Постной. Потому-то во второе воскресение Великого поста совершается память великого святителя и учителя духовного делания Григория Паламы, так много размышлявшего о Фаворском свете.
По учению святого Григория Паламы, человек также может стяжать этот свет, благодать Духа Святого, путем усиленной и серьезной молитвы и доброделания. Святитель утверждал, что через очищение сердца, хранение ума и непрестанную Иисусову молитву можно уже на земле увидеть присносущный Божественный Свет. Именно такой нетварный Свет видели на горе Фавор апостолы Петр, Иаков и Иоанн. "Василий же Великий, показав, что поклоняемый в трех ипостасях Бог есть единый свет, говорит: “Бог обитает в неприступном свете” (1 Тим. 6: 16). Неприступный во всяком случае и истинный, а истинный – неприступный; недаром апостолы и пали ниц, не будучи в силах взирать на славу Сына, поскольку Он был неприступным светом. И Дух тоже свет: Бог, сказано в Евангелии, "воссиял в наших сердцах через Духа Святого" (2 Кор. 4: 6). Итак, если неприступное истинно, а свет был неприступным, то он не был поддельным изображением Божества, но воистину светом истинного Божества, не только Божества Сына, но также Духа и Отца. Поэтому, совершая ежегодный праздник Преображения, мы все поем Господу: "В твоем явившемся днесь на Фаворе свете видели мы Отца яко свет и Духа яко свет", "ибо неявно проявил, обнажив, сияние Твоего Божества". Здесь не только присовокупление приставки, но и самый смысл слов указывает на выражение сокровенного" (Святителя Григория Палама. "Триады в защиту священно-безмолвствующих". Часть 1-я триады III. 12).
Поэтому вторую Неделю поста можно образно назвать Неделей о Фаворском Свете.