22 марта 2017 г • В среду 4-й седмицы Великого поста в Благовещенском кафедральном соборе совершено архиерейское богослужение
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Трехсвятительском (нижнем) приделе кафедрального собора.
Главе Воронежской митрополии сослужили клирики кафедрального собора.
Святых Христовых Таин за Литургией причастились более 100 человек.
О Литургии Преждеосвященных Даров:
Традиция совершения Литургии Преждеосвященных Даров, по имеющимся древним свидетельствам, восходит к апостольским временам. Святитель Григорий Двоеслов восстановил широкое употребление этой литургии в Римской и других западных церквах. Иерусалимский патриарх Досифей II (XVII век) пишет: "Преждеосвященная литургия принята от преемников апостольских и не есть творение Григория Двоеслова". Однако в некоторых богослужебных рукописях с XVI века составление литургии Преждеосвященных Даров все же приписывается святителю святителю Григорию Двоеслову.
Шестой Вселенский Собор 52-м правилом утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верных таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии.
В современной практике Православной Церкви служится в среду и пятницу Святой Четыредесятницы, в полиелейные (Иверской иконы Божией Матери, 1-го и 2-го Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 Севастийских мучеников), а также храмовые праздники, в четверг 5-й седмицы Великого поста и с понедельника по среду Страстной Седмицы.
Литургия Преждеосвященных Даров начинается Великой вечерней с возгласа священника: "Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков" - таким же, как и Литургии святителя Иоанна Златоуста или святителя Василия Великого. Таким образом, с первых слов данной Литургии мы видим, что все богослужение обращено к надежде Царства Небесного; она есть то духовное ожидание, которым пропитано богослужение Великого поста.
Во время чтения 103 псалма "Благослови, душе моя, Господа!", священник на амвоне читает светильничные молитвы, в которых просит Господа о том, чтобы Он "исполнил уста наша хваления Божия дабы величать нам святое имя" Господа, "в остальное время нынешнего дня избежать различных козней лукавого", "оставшуюся часть дня провести непорочно пред святою Славою" Господа.
По окончании чтения 103 псалма диакон произносит Великую ектению.
"Миром Господу помолимся" - первые слова ектении, означают, что мы в мире душевном должны начинать свои молитвы. Прежде примириться со всеми, на кого держим свои обиды, кого мы сами обидели, это непременное условие для нашего участия в богослужении. Каждый молящийся в храме – не пассивный созерцатель, а участник богослужения. Диакон призывает нас к молитве, священник от лица всех собравшихся в храме совершает молитву - и все вместе совершают совместное церковное моление ко Господу.
По окончании ектении и возгласа священника чтец читает 18-ю кафизму, которая состоит из псалмов царя Давида (119-133), называемых "песнями восхождения". Их пели на ступенях Иерусалимского храма, поднимаясь по ним; это была песнь людей, собиравшихся для молитвы, готовившихся к встрече с Богом.
Во время чтения первой части кафизмы священник отлагает в сторону Евангелие, разворачивает святой Антиминс, после чего Святой Агнец, заранее освященный на Литургии в воскресение, с помощью копия и лжицы перекладывает на дискос.
После этого диакон произносит малую ектению. В отличие от предыдущей - великой - она содержит всего три прошения, в которых испрашивается Божие заступление и милость. "Паки и паки миром Господу помолимся", т.е. "снова и снова в мире Господу помолимся". "Господи, помилуй" – отвечает хор, а вместе с ним умом и сердцем все молящиеся в храме. "Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию" - продолжает диакон. В это время следует молитва священника, в которой у Бога испрашивается утверждение в хождении по Его заповедям: "Господи, не в ярости Твоей обличай нас и не во гневе Твоем наказывай нас… Просвети очи сердец наших для познания Твоей Истины… ибо Твоя держава, и Твое есть Царство и сила и слава".
Далее следует чтение второй части 18-й кафизмы, во время которого священник совершает троекратное каждение престола со Святыми Дарами и полагает земной поклон перед престолом. Снова произносится малая ектения и читается тайная молитва: "Господи Боже наш, вспомни нас грешных и непотребных рабов Твоих… даруй нам Господи все просимое для спасения и помоги нам любить и бояться Тебя от всего сердца нашего… ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог…".
Затем читается последняя, третья часть кафизмы, в это время совершается перенесение Святых Даров с престола на жертвенник. Во время перенесения Святого Агнца священник поставляет дискос на главу, выражая тем самым глубокое смирение и благоговение перед Великой Святыней. В это время вновь переживается таинственное и трепетное событие Сошествия на землю Царя мира, который принесет Себя в жертву за жизнь всего человечества. Перенесение Даров предваряется звоном в небольшой колокол и все собравшиеся в храме, отмечая важность и святость момента, опускаются на колени.
Священник покрывает на жертвеннике Святые Дары и поставляет перед ними возжженную свечу. Покровение Даров одновременно символизирует и Вифлеемскую пещеру, и Голгофу.
Затем хор начинает пение стихов из 140 и 141 псалмов: "Господи, воззвах к Тебе, услыши мя" и положенных на этот день стихир. Стихиры – это богослужебные тексты, в которых отражается суть празднуемого дня. Во время этого пения диакон совершает каждение алтаря и всего храма. Обычай воскурять фимиам на богослужении берет свое начало в ветхозаветной древности. Кадило с возжженными углями символизирует горение в вере наших сердец, а возносящийся ввысь дым фимиама - наши молитвы к Богу. Во время пения последней стихиры священнослужители совершают малый вход. Предстоятелем читается молитва: "Вечером, как и утром и в полдень, восхваляем, благословляем Тебя и молимся Тебе Владыко всех, исправь молитву нашу подобно кадилу пред тобою… не дай уклониться сердцам нашим к словам или мыслям лукавым… избавь нас от всех уловляющих души наши… Тебе подобает вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу".
Священнослужители выходят к архиерейской кафедре и Архипастырь благословляет вход со словами: "Благословен вход святых Твоих, всегда ныне и присно и во веки веков!". Протодиакон произносит "Премудрость, прости!". "Прости" – значит, станем прямо, благоговейно. В древней Церкви, когда богослужение было значительно продолжительнее современного, собравшиеся в храме сидели, вставая на особенно важные моменты богослужения. Диаконский возглас, призывающий стать прямо и благоговейно, напоминает нам о важности и святости совершаемого Входа. Духовенство, а затем хор поют древний христианский богослужебный гимн "Свете Тихий". "Тихим Светом" называется в нем Господь наш Иисус Христос, который по Божеству, есть Присносущный Свет, ибо Он есть вечное сияние Бога Отца и образ Существа Его; ради любви к людям, ради нашего спасения Он принял образ человека и соделался доступным для всех. Архиерей благословляет духовенство и народ, после чего все священнослужители входят в святой алтарь и восходят на Горнее место.
Чтец произносит прокимен (стих из Священного Писания, чаще всего из Псалтири. Название свое прокимен - "предваряющий", получил от того, что он предшествует чтению Священного Писания). Читается паремия - фрагмент из книг Бытия и Притчей Соломоновых. "Паремия" в переводе с греческого означает притча, иносказание.
По окончании чтения первой паремии архиерей берет зажженный трикирий и кадило. По окончании чтения Царские Врата открываются, и он, начертывая кадилом и трикирием святой крест, возглашает: "Премудрость, прости!", призывая к особому вниманию и благоговению, указывая на особенную мудрость, заключенную в настоящем моменте. Благословляя народ, архиерей произносит: "Свет Христов просвещает всех" - напоминая верующим о необходимости взыскать просвещающего света Господня, а также о том, что ветхозаветные праведники были просвещаемы светом Божественной истины и пророчествами готовились к пришествию на землю Спасителя.
В этот момент все собравшиеся опускаются на колени, о чем молящихся предупреждает звон небольшого колокола.
Следует второй отрывок из Священного Писания из книги Притчей Соломоновых, после которого, по указаниям устава, полагается пение пяти стихов из 140 псалма, начинающегося со стиха: "Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою". В трогающем душу умилительном песнопении выражено глубокое осознание греховности человеческого естества, постоянно стремящегося к лукавому самооправданию. В знак осознания собственной немощи и противления греху все молящиеся смиренно опускаются на колени и призывают на помощь Божественное милосердие.
Затем архиерей произносит великопостную молитву преподобного Ефрема Сирина, которая сопровождается земными поклонами и настраивает нас на правильное понимание нашего духовного делания: не только ограничивать себя в пище, но прежде всего - научиться видеть свои собственные прегрешения и бороться с ними.
Во время произнесения сугубой ектении Церковь молится о том, чтобы Господь принял наши усердные моления и ниспослал на народ Свой, т.е. на нас, всех собравшихся в храме, Свои богатые щедроты.
Затем следует ектения об голашенных. Великий пост в древности был временем подготовки к Таинству Крещения, которое обычно совершалось в Великую Субботу или на Пасху. Те, кто готовились принять Таинство Крещения, посещали специальные огласительные беседы, на которых им разъяснялись основы православного вероучения для того, чтобы их жизнь в Церкви была осмысленной. Такие беседы и сейчас проводятся в наших храмах. Оглашенные посещали также и богослужения, в частности Литургию, на которой они могли присутствовать до ектении об оглашенных. Во время ее произнесения диакон призывает всех верных, т.е. уже крещеных и постоянных членов православной общины, помолиться об оглашенных, чтобы Господь помиловал их, огласил их словом Истины, открыл им Евангелие правды. А священник в это время молится Господу и просит Его о том, чтобы Он избавил их (т.е. оглашенных) от древнего обольщения и козней противника… и сопричислил их к духовному стаду Христову.
Со среды Крестопоклонной седмицы, прибавляется еще ектения о "иже ко святому просвещению готовящихся", т.е. уже завершивших период оглашения (в древней Церкви мог продолжаться и несколько лет) и ожидающих совершения Крещения в ближайшее время. Священнослужители в это время молятся, чтобы Господь укрепил их в вере, утвердил в надежде, усовершенствовал в любви и соделал их достойными членами Тела Христова. Затем диакон призывает, чтобы все оглашенные и все, кто готовится к просвещению вышли из храма, и на богослужении остаются только верные, т.е. только крещеные православные христиане.
Наступает торжественный момент перенесения Святых Даров на престол - Великий вход. Он знаменует собой шествие Христа на Распятие, на вольные страдания за жизнь мира, "ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3: 16). Хор исполняет особое песнопение: "Ныне силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се Жертва тайная совершенна дориносится". Священник в алтаре с воздетыми вверх руками трижды произносит эти слова, на которые диакон отвечает: "Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия". Эти слова говорят о том, что мы должны приступать к Священной Трапезе памятуя о духовной чистоте, необходимой для участия в Евхаристии. Во время перенесения Святых Даров, все благоговейно опускаются на колени. Архиерей ставит Святые Дары на престол и покрывает их особым платом, называемым "воздух". После этого вновь произносится молитва святого Ефрема Сирина с тремя поклонами.
После просительной ектении следует молитва Господня "Отче наш".
После возгласа диакона "Вонмем" (т.е. будем внимательны) архиерей возглашает: "Преждеосвященная Святая – святым", это означает, что Преждеосвященные Святые Дары предлагаются святым, каковыми именуются все верные чада Божии, собравшиеся в этот день и готовящиеся ко Причащению. Хор поет: "Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь".
Совершается причащение Святых Христовых Таин.
Когда Причастие завершается, священник заходит в алтарь, благословляет народ и произносит отпуст с упоминанием празднуемых святых дня и святителя Григория Двоеслова, папы Римского, святого еще неразделенной, единой Православной Церкви, к которому и восходит традиция совершения Литургии Преждеосвященных Даров.