31 марта 2017 г • Накануне праздника Похвалы Пресвятой Богородицы Глава Воронежской митрополии совершил богослужение в Благовещенском кафедральном соборе
Во время утрени митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил торжественное пение акафиста Пресвятой Богородице.
Высокопреосвященнейшему Владыке сослужили клирики кафедрального собора.
О празднике о особенностях богослужения в этот день:
В субботу пятой седмицы Великого поста, на утрени, Святая Церковь торжественно совершает пение акафиста, благодарственной похвалы Пресвятой Богородице.
Этот праздник установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов при императоре Ираклии. Патриарх Сергий носил на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, а народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город.
Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил город Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее икона, написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и "песнь неседальную" (по-гречески "акафист" - песнь, при совершении которой не сидят): "Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!..". (Тебе, Богородице, как Всесильной и Побеждающей Воеводе, мы, ныне с Твоей помощью избавившиеся от лютых врагов, благодарную воздаем хвалу!..).
С того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь установила ежегодное празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.
Вначале праздник акафиста совершался в Константинополе, в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни - риза и пояс. Но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и в церковные богослужебные книги и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.
Акафист Пресвятой Богородице с припевом "Радуйся Невесто Неневестная!" написан в VII веке, по мнению многих исследователей - диаконом великой Константинопольской Церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери. Русская Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.
Акафист этот читается и в другие дни; но в субботу пятой седмицы Великого поста он входит в состав богослужения и поется на утрени (обычно накануне, в пятницу вечером) с особой торжественностью: для пения акафиста духовенство четырехкратно выходит на середину храма в промежутке других стихословий и песнопений утрени.
Тропарь праздника, глас 8:
Повеленное тайно прием в разуме, / в крове Иосифове тщанием предста безплотный, / глаголя Неискусобрачней: / Приклонивый схождением небеса, вмещается неизменно весь в Тя. / Егоже и видя в ложеснах Твоих / приемша рабий зрак, / ужасаюся звати Тебе: / Радуйся Невесто Неневестная.
Тропарь (в русском переводе):
Повеление таинственное постигнув разумом, / под кровом Иосифа поспешно предстал бесплотный, / возглашая не Знавшей брака: / "Склонивший Своим сошествием небеса, / не изменяясь, весь вмещается в Тебя. / И видя Его в Твоих недрах принявшим образ раба, / я в изумлении взываю Тебе: / Радуйся, Невеста, брака не познавшая!"