13 апреля 2017 г • "Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими..."
В Великий Четверток, день воспоминания Тайной Вечери, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил литургию свт. Василия Великого в Благовещенском кафедральном соборе.
Главе Воронежской митрополии сослужили клирики кафедрального собора.
По сугубой ектении митрополит Сергий вознес молитву о мире и преодолении междоусобной брани в Украине.
Тайная вечеря – центр всего христианского богослужения. "Сие творите в Мое воспоминание" – заповедал Христос (Лк. 22, 29). Каждая литургия – это участие верующих в Тайной Вечере Христовой. В день ее установления все христиане непременно стараются быть причастниками Святых Таин.
За Литургией Великого Четвертка в Благовещенском кафедральном соборе Святых Христовых Таин причастились более 950 человек.
В этот день воспоминаются четыре важнейших события из жизни Христа Спасителя: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство св. Евхаристии; омовение ног ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним; молитва в саду Гефсиманском и предательство Иисуса Христа Иудой на страдания и смерть.
Тропарь дня: "Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся , тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе". (Перевод: "Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господи, ко всем Благой, слава Тебе!").
Созерцая духовным взором Христа Спасителя в последние пред страданиями минуты, Церковь в своих песнопениях благоговейно преклоняется пред долготерпением Господа Иисуса Христа, Его готовностью к вольным страданиям за род человеческий и ужасается предательству Иуды, людской злобе и неразумию: "Стекается прочее соборище иудейское, да Содетеля и Зиждителя всяческих Пилату предаст; о беззаконных! о неверных! яко Грядущаго судити живым и мертвым на суд готовят: Исцеляющаго страсти, ко страстем уготовляют: Господи долготерпеливе, велия Твоя милость, слава Тебе!" (Стихира на хвалитех). Перевод: "Спешно ныне собирается синедрион Иудейский, чтобы Творца и Создателя всего мира Пилату предать. О беззаконники! О неверные! Грядущего судить живых и мертвых привлекают к суду, и Исцеляющего страсти готовят к страданиям. Долготерпеливый Господи, велика Твоя милость, слава Тебе".
Вместо обычной Херувимской песни, причастного стиха и во время причащении народа поется песнь, в которой содержится обличение Иуды и исповедание благоразумного разбойника:"Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем". (Перевод: "Сыне Божий, прими меня сегодня как причастника Твоей Тайной вечери. Не предам тайны Твоим врагам, не воздам Тебе лживого лобзания, как Иуда. Но подобно благоразумному разбойнику исповедаю Тебя: Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем").
Этот четверг в народе называется также "чистым" не сколько оттого, что в доме к этому дню все должно быть чисто и прибрано, но еще более потому, что в Таинствах Исповеди и Причащения очищаются душа и тело христианина.
О событиях Великого четверга в Евангельской Священной истории:
Это была последняя пасхальная вечеря, которую Господь мог праздновать со Своими учениками в Своей земной жизни. Вместо ветхозаветной Пасхи, совершаемой в память чудесного избавления еврейских младенцев от гибели во дни египетский казней, Он вознамеривался установить теперь истинную Пасху – избавить то плена диавола весть род человеческий Крестом и Воскресением Своим, Сам сделавшись Пасхальный Агнцем, как пишет апостол: "Пасха наша, Христос, заклан за нас" (1 Кор., 5, 7).
Перед установлением Евхаристии Христос изобличил Иуду, сказав, "Аминь, аминь говорю вам, что один из вас предаст Меня." Эти слова вызвали смятение у учеников и они стали поочередно спрашивать: "Не я ли, Господи?". Когда Иуда спросил: "Не я ли, Равви?", Христос тихо ответил ему: "ты сказал," в последний раз побуждая его к покаянию.
Затем Христос взял хлеб и, благословив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: "Примите, едите: сие есть Тело Мое" Исследователи отмечают важность того, что Христос сказал: "Сие есть Тело Мое": Он не сказал "сей хлеб" а именно "сие", потому, что в этот момент хлеб уже перестал быть простым хлебом, а стал подлинным Телом Христовым. Затем, взяв чашу и снова сказал: "Пейте от нее все: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая, во оставление грехов". Сказано: "Сия есть Кровь Моя" - не образ только, не символ крови, но истинная и действительная кровь.
Что значит: "Кровь Моя Нового Завета?" - "Как Ветхий Завет, - поясняет свт. Иоанн Златоуст, -был скреплен кровью овнов и тельцов, так и Новый Завет имеет в основе Кровь Господню. Слово "завет" по своему первому значению тождественно со словом "завещание". Завет содержит в себе обетования, а вместе с тем и условия получения этих обетований, в данном случае - соблюдение заповедей Божиих. С этой точки зрения слово "Завет", может быть объясняемо, как "договор" между Богом и людьми". Договор всегда чем-то удостоверяется и скрепляется. Господь и хочет сказать, что этот Новый договор между Богом и людьми, взамен Ветхого, скрепляется Его Кровью. "За многие изливаемая, во оставление грехов" - означает, что страдания Единородного Сына Божия послужили жертвой умилостивления за грехи всего человеческого рода, которые поэтому и прощаются всем верующим во Христа и причащающимся Пречистого Тела и Крови Его.
Св. евангелист Лука, а также и св. апостол Павел в 11 главе 1-го послания к Коринфянам говорят, что при этом Господь еще добавил: "Сие творите в Мое воспоминание". Отсюда никак нельзя, однако, сделать вывод, как это делают сектанты, что Евхаристия это простое воспоминание Тайной Вечери. Это сказано потому, что Господа уже не будет видимым образом с учениками и последователями, и они будут вступать с Ним в таинственное общение через вкушение Тела и Крови Его, и будут вспоминать Его прежнее телесное соприсутствие с ними. В книге Деяний св. Апостолов, в посланиях апостола Павла и во многих древних памятниках христианской письменности мы находим множество свидетельств того, что всякое молитвенное собрание христиан того времени сопровождалось принятием Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина.