19 февраля 2018 г • Вечером первого дня Великого поста митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского
Богослужение совершено в Благовещенском кафедральном соборе.
Во время утреннего уставного великопостного богослужения Глава Воронежской митрополии молился в Благовещенском кафедральном соборе, а вечером возглавил служение Великого повечерия с чтением умилительного покаянного канона прп. Андрея Критского.
В течение первых четырех дней Великого поста на повечерии читается покаянный канон преподобного Андрея Критского. Этот канон называется "Великим", поскольку содержит более 200 тропарей (в обычном каноне их редко бывает более 40), а также в силу богатства и разнообразия своего богословского содержания. Тема покаяния в нем раскрывается в контексте христианского учения о пороках и добродетелях. Многочисленные примеры покаяния, праведности и греховной жизни, заимствованные из Ветхого и Нового Заветов, проецируются на жизнь самого христианина, от лица которого написан канон.
Творец канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество. Он припоминает все прегрешения, все грехопадения – от Адама до Нового Завета; ветхозаветные примеры в каноне составляют его большую часть – восемь песен. Святитель Андрей не просто вспоминает о грехе праотцев, он их переживает как будто собственные: "Первозданнаго Адама преступлением поревновав (прилежно подражав), познах себе обнаженна от Бога…" (песнь 1).
Преступления праотцев становятся прообразами страстей, мучающих человека: "Вместо Евы чувственныя мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл" (песнь 1). Или другой пример: "Кому уподобилася еси, многогрешная душе? токмо первому Каину и Ламеху оному, каменовавшая тело злодействы и убившая ум безсловесными стремленьми" (песнь 2). Здесь святой Андрей следует святому Максиму Исповеднику, для которого Каин – "приобретение, закон плоти", восстающий на Авеля, то есть на ум, сообразно символическому толкованию, и убивающий его. Вот что пишет преподобный Максим в "Амбигвах" (вопрос 49): "И если бы блаженный Авель соблюл это и не вышел вместе с Каином на поле, то есть не вышел до достижения бесстрастия на равнину естественного созерцания, то Каин, сущий и именуемый законом плоти, не восстал бы и не убил бы его".
Святой Андрей вспоминает в каноне примеры ветхозаветной и новозаветной праведности для того, чтобы укорить свою душу за леность и за греховность, призвать ее к подражанию: "Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми, присно (всегда) беззаконнующи" (песнь 5).
Канон представляет собой широкую историческую панораму, в которой начертается история человеческого греха и человеческой праведности, отвержения Бога и Его принятия. Содержание канона глубоко христоцентрично, в каждой песни встречаются проникновенные обращения ко Христу, например: "Да будет ми купель кровь из ребр Твоих, купно и питие, источившее воду оставления, да обоюду очищаюся, помазуяся и пия, яко помазание и питие, Слове, животочная Твоя словеса" (песнь 4). Единственный путь очищения, по мысли преподобного Андрея, – во Христе, через трезвение, подвиг, через деяние – к видению Божества.
Великий канон преподобного Андрея Критского основывается на фундаменте святоотеческой мысли, в нем можно узнать цитаты из святителя Мелитона Сардского, святого Ефрема Сирина, святителей Григория Богослова и Григория Нисского, святого Максима Исповедника и других отцов и учителей Церкви.
Глубокие чувства самоукорения и молитвенного плача, данные нам в Великом каноне св. Андрея Критского, является библейским, церковным, подлинно вселенским опытом покаяния, уязвления сердца, совлечения с себя ветхого, мертвого человека и облечения в нового Адама - Христа Иисуса, Господа нашего.