20 февраля 2018 г • Во вторник первой седмицы Великого поста митрополит Воронежский и Лискинский Сергий молился за утренним богослужением в Благовещенском кафедральном соборе
Уставное великопостное богослужение было совершено в нижнем (трехсвятительском) храме кафедрального собора Воронежской епархии.
Утром во вторник первой седмицы Великого поста в Благовещенском кафедральном соборе совершались богослужения суточного круга: утреня, 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы, изобразительны и вечерня. Богослужение возглавил клирик кафедрального собора протоиерей Алексий Ивашкевич.
Завершилось богослужение, по обычаю, заупокойной литией о усопших.
По слову преподобного Марка Подвижника, "молитва – бессильна, если не основана на посте, и пост – бесплоден, если на нем не создана молитва" - поэтому великопостные богослужения отличаются особенной продолжительностью.
"От страстей вредных, от зависти и ненависти, от всякия злобы воздержися, душе, пищами питающися, пищу горнюю невещественно ходатайствующими", - призывает нас в песнопениях этого дня Святая Церковь (тропарь 8-й песни трипеснца на утрени).
Великопостное богослужение производит особенно сильное впечатление на душу, поскольку имеет по преимуществу покаянный характер и наиболее отвечает настроению души верующего, сознающего свою греховность, кающегося и плачущего пред Господом. В молитвословиях Триоди Постной говорится и о том, каков есть человек, и о том, к чему он должен стремиться, каким он должен быть.
Великим Постом более, нежели в другое время, Церковь зовет нас к покаянию. Любовь Божественная зовет душу человека восстать сна, от духовной спячки, припасть к Небесному Отцу в покаянии и смирении. "Поистине велие покаяние! От него зависит наше духовное совершенство, наше спасение...Велие покаяние! Оно - сильнейшее оружие против стрел врага в нашей брани с исконным человекоубийцей диаволом... Велие покаяние! Оно - тихая пристань для погружаемых треволнением греха...", - так пишет святитель-исповедник Афанасий (Сахаров). Покаяние неотделимо от смирения, сознания своей немощи, греховности, осознания невозможности ничего изменить без помощи Божией.
Другой особенностью великопостного богослужения является то, что все оно устремлено к Пасхе. Через его молитвословия красной нитью проходит утешительная мысль, что за подвигом поста следует радость Христова Воскресения. Так часто словами Постной Триоди мы просим Господа сподобить нас достойно встретить Светлое Христово Воскресение, причаститься Пасхального Агнца. Как замечает святитель Афанасий (Сахаров), "Вся жизнь наша обращена к Вечной Пасхе и ждет приближения ее... Поэтому христиане и просят Господа не только удостоиться видеть образа Пасхи совершение, но и истинное явление. И как в подвиге поста Четыредесятницы христианина поддерживает мысль о радости Светлого Христова Воскресения, так и вообще во всех подвигах жизни и шествия по пути Христову его должна поддерживать мысль о великой радости будущего Воскресения..."