16 мая 2018 г • "Еже о нас исполнив смотрение и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш..." (Кондак Вознесения Господня)
Накануне праздника Вознесения Господа Иисуса Христа митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе.
Праздник Вознесения Господня совершается в сороковой день по Воскресении Господа Иисуса Христа – в день, в который Господь вознесся на Небо. Этот день всегда приходится на четверг 6 седмицы после Пасхи.
Праздничное богослужение в канун праздника Вознесения Господня в главном храме Воронежской епархии возглавил митрополит Воронежский и Лискинский Сергий. В совершении всенощного бдения Главе Воронежской митрополии сослужили клирики кафедрального собора.
Богослужебные песнопения и все молитвословия этого дня посвящены славному событию Священной истории - вознесение Господа нашего Иисуса Христа с плотию на Небеса. Об этом повествуется в Евангелии от Марка, гл. 16, 15-19; и в Евангелии от Луки, гл. 24, 46-53; а также в книге в Деяний святых апостолов: гл. 1, 2, 4-26. Через Вознесение падшее человеческое естество возводится Христом, Начальником нашего спасения, от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни – на небо. "Низшедшее в дольнейшия страны земли естество Адамово, обновив в Себе, Боже, возвел еси днесь превыше всякаго начала и власти; яко бо возлюбив, с Собою спосадил еси; якоже помиловав, соединил еси в Себе; яко соединивый, спострадал еси с ним; яко безтрастен пострадав, и спрославил еси" (Стихира на великой вечерне).
На великой вечерне была совершена лития с освящением хлебов.
Во время совершения полиелея духовенство со всем народом многократно пели величание праздника: "Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на Небеса с Пречистою Твоею плотию Божественное вознесение".
По совершении полного каждения храма митрополит Сергий на кафедре в центре собора прочитал Евангельское зачало о вознесении Господа на небо, а затем помазал духовенство и прихожан освященным елеем.
Подробнее о празднике:
Согласно Евангельскому повествованию и богослужебным песнопениям, Господь вознесся на небо и "сел одесную Отца". Апостолы видели вознесение Господа. Спаситель был поднят на облака и затем сокрыт от их очей облаками. Тем самым апостолам дано было понять, что Христос после Своего Вознесения уже не будет видим на земле в телесном Своем виде, как это было до и после Его воскресения, потому что с вознесением Он по Своему человечеству, по Своим телу и душе, стал еще ближе ко Отцу. Господь Иисус Христос воспринял по человечеству то место и получил ту славу, которые Он имел всегда по Божеству, то есть место равное Богу Отцу по достоинству и силе, что и выражается словами: "сел одесную Отца".
По Своем вознесении на небо Христос Спаситель не оставил, не покинул землю Своим присутствием. Он вознесся от нас, Он уже не видим среди верующих в Него телесными очами, но, по словам кондака праздника, пребывает "никакоже отлучаяся" от нас. Он обещает верующим в Него и любящим Его: "Аз есмь с вами, и никтоже на вы" (Кондак Вознесения Господня). Своим Вознесением Господь стал еще ближе к человечеству, к верующим в Него, ибо Он ныне находится на земле не только Своим Божеством, но и Прославленным Телом в великом таинстве Евхаристии, в котором все верующие приобщаются Его Тела и Крови.
Вознесение Господа Иисуса Христа во славе с плотию вызывает благоговейное удивление всего духовного, ангельского мира: "Чини Ангельстии, Спасе, видевше человеческое естество с Тобою восходящее, удивляеми непрестанно воспеваху Тя" (Канон на уирени). Преславное Вознесение Спасителя на небо с плотию явилось продолжением и завершением прославления Его по человечеству (и прославлением самого человечества), которое началось в Воскресении, и основанием которому послужил Крест Христов. Здесь "совершается" – завершается таинство домостроительства нашего спасения, которое совершал Христос, пребывая плотию на земле. "Смотрения таинство совершив" (стихира на великой вечерне), Господь возносится на небо, "исполнивый <...> Отеческое благоволение". И все сие "великое и предивное" соделал Господь "во спасение душ наших". "Родился еси, яко Сам восхотел еси; явился еси, яко Сам изволил еси; пострадал еси плотию, Боже наш; из мертвых воскресл еси, поправ смерть. Вознеслся еси во славе, всяческая исполняяй, и послал еси нам Духа Божественнаго, еже воспевати и славити Твое Божество" (утреня Вознесения, стихира на хвалитех).
Вознесение Господа Иисуса Христа на небо, являясь прославлением Его Самого по человечеству, есть вместе с тем открытие для всех верующих свободного пути на небо, подобно тому, как Его смерть и Воскресение есть победа над грехом и смертью для всего человечества. Христос вознесся на небо, как Первенец из мертвых, представив Собой начаток искупленной и восстановленной Им человеческой природы. Он "взошел со славою" к Светоначальнику Отцу Своему, "умиротворив всяческая", избавив от осуждения человечество, разрушив средостение вражды крестом и страстию Своею. "Земля таинственно ликует, и небесная веселия исполняются при вознесении Христа, древле разстоящаяся соединившаго благодатию и Евино преграждение разорившаго" (Канон утрени среды 6-й седмицы по Пасхе).
Все исполняется теперь через Христа Отеческого благоволения и мира, и все приводится к единству – и небесные и земные – Начальником спасения Господом и Спасителем. И теперь мы являемся званными "к небесной жизни" силою ходатайства "истощившагося даже до рабия зрака" Христа Господа, нас возвысившего и прославившего. Самым делом все это еще окончательно не совершилось но, несомненно, совершится. Где Глава, там должны быть и члены единого Тела Христова (ср. 1 Кор. 12, 27). Глава – на небе, во славе, там будут в конце времен с Ним и все верующие в Него. И все это будет тогда, когда окончательно "совершится" мир через выявление в нем добра и зла и снова явится Христос на земле. По словам Ангелов при вознесении, Судия живых и мертвых "приидет паки имже образом видите Его идуща на небо", "судити всему миру". Посему в надежде всеобщего воскресения христиане ожидают "совершения конец" (окончания истории мира), по обещанию Господню: "Иду уготовати вам место" (Ин. 14, 2-3).