6 января 2019 г • Архиерейское богослужение в канун праздника Рождества Христова
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил служение всенощного бдения в Благовещенском кафедральном соборе.
По традиции, в Рождественские дни кафедральный собор украшен зеленеющими хвойными деревьями, а на соборной площади у южного входа сверкает огнями Рождественская елка, у подножия которой - Вифлеемский вертеп с иконописными изображениями Пресвятой Богородицы, старца Иосифа и Богомладенца Христа.
Спешащие в храм богомольцы испытывают радостное волнение и душевный трепет в предвкушении грядущего светлого торжества.
В 17 часов все колокола звонницы кафедрального собора радостным трезвоном возвестили о прибытии Высокопреосвященнейшего митрополита Сергия, возглавившего праздничное богослужение.
Началось всенощное бдение чтением великого повечерия. Трижды открывались Царские врата при пении хорами торжественных, главных песнопений праздника - ветхозаветного библейского текста св. пророка Исаии "С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог!", а также тропаря "Рождество Твое, Христе Боже наш" и кондака "Дева днесь Пресущественного раждает".
По завершении повечерия был совершен чин литии - прилежного моления о всем мире - и освящение хлебов. Перед чтением шестопсалмия хором был с большой торжественностью воспет ангельский гимн, в Рождественскую ночь услышанный Вифлеемскими пастухами: "Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение" (Лк. 2:14).
При совершении полиелея митрополит Сергий совершил полное каждение храма. При этом духовенство и весь народом, попеременно с хорами, воспевали величание Рождеству Христову: "Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии".
После пения праздничного прокимна Высокопреосвященнейший Владыка на кафедре совершил чтение евангельского зачала, повествующего о событиях первой на земле Рождественской ночи: "Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус". (Мф. 1, 18-25).
Затем Архипастырь совершил помазание духовенства и мирян освященным елеем.
Особой радостью отзываются в Рождественскую ночь в душе и сердце верующего человека слова церковных молитвословий. Высокие и светлые чувства нашли прекрасное выражение в слове святителя Иоанна Златоуста, произнесенном им в этот великий праздник:
"Я возвещаю вам великую радость: сегодня - Рождество Господа нашего Иисуса Христа во плоти. Возвещайте и вы по всей земле: произросла Ветвь из корня Иессеева, родился Князь мира, Царству Которого не будет конца.
Это - день Рождества Спасителя нашего, предначертанный Промыслом Всевышнего прежде всех веков, Духом Святым предуготовленный. Это - рождение вечного Света во времени, предзнаменованное праотцами, обещанное пророками, ожидавшееся избранным народом, вожделенное для всех творений.
Ныне от Девы-Матери Марии Христос Иисус родился во времени, чтобы нас привести к Отцу вечному. Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. Ныне воссиял день нового спасения, день, издревле предуготовлявшийся, день блаженства вечного.
Ныне ликуют на небе ангелы, содрогается в преисподней враг рода человеческого, на земле воскресают падшие люди, радуясь о надежде спасения. Посему да ликует святой, ибо приблизился к славе; да радуется грешник, ибо приглашен снискать прощение; да воодушевится язычник, ибо призван к жизни.
Мы празднуем Рождество Христово, начало нашего искупления, возрадуемся все и, присоединяясь к ангельским ликам, воспоем песнь славословия.
Боже, Отче всемогущий, как фимиам возносится к Тебе наша хвала, ибо в Предвечном Слове - Сыне Твоем - Ты возлюбил нас прежде создания мира и Духом Твоим Святым животворишь нас, приобщая нас жизни вечной.
Величаем Тебя, Отче жизни, ибо тайной милосердия Твоего, которую мы исповедуем и празднуем верою, нам даровано спасение; мы обрели закваску нового, искупленного человечества и семя нескончаемой жизни.
Сидящему на престоле и Агнцу благословение, и честь, и слава, и держава во веки веков. Аминь".