21 апреля 2019 г • "... Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне"
В праздник Входа Господня во Иерусалим, Вербное воскресенье, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе
В праздник Входа Господня во Иерусалим прихожане, во множестве стекающиеся на службу, приносят с собой ветки вербы и первые весенние цветы, от чего храмы приобретают праздничный и необыкновенно радостный вид.
21 апреля, в Неделю Ваий - праздник Входа Господня во Иерусалим - митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии, совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе. Величественный кафедральный собор Воронежской епархии едва вместил тысячи богомольцев, спешивших с зеленеющими ветвями (ваиями) в это воскресное утро прославить своего Господа и Спасителя, грядущего во Иерусалим на добровольные страдания "нас ради человек и нашего ради спасения"...
В совершении Божественной литургии Высокопреосвященнейшему митрополиту Сергию сослужили клирики кафедрального собора.
На малом входе Глава Воронежской митрополии вручил Патриаршие и Архиерейские богослужебные награды клириками кафедрального собора к предстоящему празднику Пасхи Христовой. Определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по представлению Высокопреосвященнейшего митрополита Сергия, права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни удостоены протоиерей Борис Белоглазов и протоиерей Алексий Ивашкевич. Права ношения креста с украшениями удостоен протоиерей Владимир Чернышов.
Архиерейских наград - права ношения наперсного креста золотого цвета - удостоены благочинный Благовещенского кафедрального собора иерей Павел Колбасов и иерей Олег Шурупов.
На сугубой ектении были произнесены прошения о единстве Святого Православия и о мире в Украине. Затем Владыка Сергий вознес молитву о прекращении братоубийственной смуты и водворении мира в земле Украинской.
Перед причащением мирян проповедь на тему нынешнего праздника произнес клирик Благовещенского кафедрального собора иерей Олег Шурупов.
Святых Христовых Таин за Литургией приобщились более 700 человек.
После отпуста Литургии у иконы праздника было совершено славление, а затем окроплены святой водой ваия, которые верующие держали в своих руках во время богослужения.
О празднике:
Вход Господа нашего Иисуса Христа в святой город Иерусалим совершился за несколько дней до Его Крестных страданий и смерти. Жители города, услышав, что приближается Учитель и Чудотворец Иисус, воскресивший Лазаря, – умершего, четыре дня лежавшего во гробе, – в духовном восторге бросились навстречу Тому, Кого они надеялись теперь назвать своим Царем и Мессией. Господь входит в Иерусалим, сопровождаемый толпами народа:
"На другой день (после воскрешения Лазаря) множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.
Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо" (Евангелие от Иоанна, глава 12, стихи 12-18).
Люди, чувствуя величие происходившего, от избытка сердец взывали ко Христу: "Осанна!" (что значит "благословен") и постилали на Его пути зеленые пальмовые ветви. Издавна с такой торжественностью встречали царей и великих завоевателей - и теперь в возложении ветвей выразилось тысячелетнее чаяние иудеев о пришествии земного Царя, Мессии, который воссядет на престоле царя Давида, сделает иудейское царство вновь славным и могущественным во вселенной... Не только народ, даже ученики Его тогда еще не могли понять, что Царство Христа - "не от мира сего…" (Ин. 18, 36).
С тех пор миновало две тысячи лет. Но каждый год мы, подобно жителям Иерусалима, приходим встречать Христа в храмы с ветвями деревьев (по церк. слав. - с "ваиями"). В России не растут пальмы, да и другие деревья из-за суровости климата еще не распускаются. Только вербы покрываются нежными мохнатыми почками. Поэтому верба - символ весны и вместе с тем - духовного возрождения. Она таит в себе листья, но еще не выпускает их, тем самым давая понять, что наша радость от праздника Входа Господня еще не полна сама по себе, но таит в себе начатки грядущей великой Пасхальной радости!
Освященные вербы, как память о нашем участии в великом событии мы приносим в свои дома и с благоговением храним у святых икон до следующего года.
Тропарь праздника, глас 1:
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.
Ин тропарь, глас 4:
Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.
Кондак праздника, глас 6:
"На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати".