3 марта 2013 г • Слово митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия в Неделю о блудном сыне
Произнесено после совершения Божественной литургии в Благовещенском кафедральном соборе.
Поздравляю вас, дорогие отцы, братья и сестры с нынешним воскресным днем.
Святая Церковь в эти воскресные дни готовит нас к Великому Посту. Многие спрашивают: как правильно готовиться к Посту? Какой пищи нужно употреблять больше или меньше? Какой смысл в прошедшей сплошной седмице и в предстоящей через неделю масленице? Смысл очень простой. Церковь Божия, благословляя употреблять в среду и пятницу сплошной седмицы и масленицы скоромную пищу, предлагает нам задуматься о совершенных грехах, о нечистоте своей души, а не просто об ограничении себя в пище. Вступая в великое время покаяния, мы должны постараться переосмыслить, переделать свою жизнь, а не только блюда своей трапезы.
В церковном году наступило уникальное время, когда в церкви во время всенощных бдений поются умилительные песнопения: "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче", и особый псалом "На реках Вавилонских". Слова этого псалма предлагают нам разбить о камень "младенцев дщери Вавилонской" (См.: Пс. 136, 9). Под "младенцами", по толкованию святых отцов, следует понимать, конечно же, не детей, а наши грехи. К ним мы так привязываемся, так привыкаем, как будто они – наши дети. Подчас и хотим, но не можем отступить от своих постыдных навыков и привычек.
Между тем, в Апостольском послании, прочитанном за литургией сегодня, апостол Павел говорит нам о чистоте жизни человека и нравственных отношений: прежде всего – между мужем и женой, а также между мужчинами и женщинами вообще. Апостол учит о недопустимости блудных связей и развратной жизни, потому что это пагубно влияет на нашу духовную жизнь. И если бы мы не просто слушали слова Апостола и слова Евангелия, а воспринимали бы это как Закон Божий и закон нашей жизни, то многое изменилось бы к лучшему в нашей жизни здесь, на земле.
Сегодня вы слышали обращение Епархиального совета, содержащее призыв обратить наше внимание на детей, которые являются социальными сиротами, подчас при живых родителях. Церковь призывает, чтобы мы, по возможности, брали в свои семьи и усыновляли бы сирот из детских домов. Задумаемся, откуда взялась эта проблема, которой никогда раньше не знали на Руси? В нашем православном Отечестве невозможно было и представить, чтобы ребенка при живых родителях ждало сиротство и все связанные с ним бедствия, лишения и одиночество... Теперь же родители до такой степени привязаны к греху, что в пьяном угаре или наркотическом беспамятстве могут забыть накормить малышей или оставить на улице… Бывает, совершают совершенно жуткие выходки: приковывают детей к батарее, поселяют вместе с собаками, где те растут и превращаются в "Маугли"... Бывает, ради своих любовников они убивают беззащитных малышей, чтобы те им не мешали! Вдумайтесь и ужаснитесь, – ведь мы уже успели привыкнуть к этим страшным известиям. И как печально это осознавать! Апостол Павел нам сегодня говорит, что грехи прелюбодейства и блуда погибельно действуют на нашу душу, полностью отравляя ее. И социальные сироты – дети наших грехов. Это дети людей, которые совсем позабыли про свой родительский долг. Но мы с вами, как христиане, должны задуматься над тем, как помочь обрести несчастному маленькому человеку достойную жизнь.
Вспомните в Евангельском повествовании такое место: ко Христу приступают дети, прося внимания, благословения. Возможно, они что-то хотели рассказать Христу или спросить Его о чем-то. А Апостолы, зная, что Христос утомлен был, хотели недопустить детей, потому что их было много. Но Господь сказал: "пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие" (Мк., 10, 14).
Церковь учит, что дети никогда не могут быть презираемы за грех родителей: "если сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; а сын не понесет вины отца", – говорит Священное Писание (Иез., 18, 19-20). Дети являются в очах Божиих непорочными и нам нужно уметь видеть их детьми Божьими. Однако, свойства душевные, как и телесные, от родителей детям передаются. И мы сделаем великое благо, если будем стараться понять и исправить характер ребенка. Если он трудный, то мы должны не раздражаться, а попытаться молитвой и делами добра исправить последствия той греховной жизни, которую вели его родители.
Мы с вами живем в очень интересное время. Все время видим отступление, регресс в нравственном отношении, напряженность в отношениях между людьми. Мы привыкаем к этому, смотрим как на должное. На все есть одна отговорка: "Такое время переживаем". И не хотим понять, что это "время" мы делаем сами своим образом жизни! Если бы мы наполнили мир вокруг себя святыми делами, "время" и все вокруг нас стало бы свято. А пока мы сами костенеем во грехе и попустительствуем греху своего ближнего, – что нам ждать от времени настоящего и будущего?
И вот сейчас время грядущего Великого Поста дает нам великую надежду. Вслед за великим Постом идет Пасха – победа Жизни над смертью. Смерть –следствие греха. Победа Жизни означает победу над грехом. Для нас это должно стать важным стимулом к исправлению собственной жизни – чтобы во Христе сподобиться обновления души, очищения от греха и, тем самым, обрести надежду жизни вечной.
Следует осознавать: если мы будем вести праведную жизнь, Господь благословит продолжение нашей земной истории. Тогда наши потомки, – дети, внуки и правнуки, – будут благословлять нас за то, что мы им передали, как великую святыню, нравственный закон, Евангельский закон любви и православную веру в Бога, которая освящает нашу жизнь, делает ее светлой и радостной.
Поздравляю вас с праздником. Желаю всем доброго здоровья, счастья и пусть Господь всегда хранит вас.