3 мая 2013 г • Слово митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия у Святой Плащаницы
Произнесено после совершения вечерни Великого пятка в Благовещенском кафедральном соборе.
Дорогие братья и сестры! В нынешний день особые чувства наполняют каждого стоящего в храме человека. Сегодня Святая Церковь воспоминает крестные страдания и смерть Христа Спасителя. Мы не перестаем дивиться великому чуду человеколюбия, которое проявил Господь по отношению ко всем людям: тем, которые жили до Христа и во время Его жизни на земле; к нам с вами и к тем, которые будут жить после нас.
Чудо состоит в том, за всех нас Господь Иисус Христос принес Себя в жертву. Это была жертва, принесенная Богу – Богом, по великой Его любви к человеку. Сам Христос Спаситель одновременно был Жертвой, и Архиереем, приносящим жертву по человеческому Своему естеству, и Богом, приемлющим жертву вместе с Отцом и Святым Духом. Для искупления грехов человеческих Бог посылает в мир Своего Единородного Сына. Кровь Иисуса Христа, стала, по слову апостола, "жертвой умилостивления" (Рим., 3, 25), пролитой "во оставление грехов" (Мф., 26, 28).
Добровольное самоуничижение Сына Божия, послушание Богу Отцу "даже до смерти, и смерти крестной" (Флп., 2, 8) есть в истории человечества событие удивительное, уникальное. Мы привыкли, что на земле никто, имеющий власть, добровольно не отдает ее. Но буквально несколько часов назад, при чтении Страстных Евангелий, мы с вами были свидетелями событий, совершавшихся в Гефсиманском саду. После того, как апостол Петр, желая защитить своего Учителя, извлек меч и отсек ухо Малха, раба первосвященника Анании, Господь исцелил раненого, и сказал Петру: "или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть?" (Мф., 26, 53). Значит, Христос мог избежать страданий крестной жертвы, этих ужасных мук – но не сделал этого! Он взял на Себя грехи человечества и принес Себя в жертву добровольно…
Характеризуя состояние человеческого общества в те дни, мы говорим, что это было время торжества диавола, торжества неправды. Уместно вспомнить евангельское повествование о том, как перед началом Своего служения, в период сорокодневного поста, Христос был искушаем от дьявола. (См.: Лк., гл. 4). Тогда сатана был побежден Христом и отошел от Него, как говорит Евангелист, "до времени" (Лк., 4, 12). И вот время диавола настало. Он возбудил в людях ненависть ко Христу. За все добро, которое Он творил, завистники решили осудить Его на смерть. Злобствует и торжествует грех; злобствует зараженное грехом человеческое сердце. Мимо Креста проходили люди, кивали головами и говорили: "Разрушающий храм и в три дня Созидающий! Спаси Себя Самого; если Ты – Сын Божий, сойди с креста…" (Мф., 27, 40). И только один благоразумный разбойник возвысил свой голос в защиту Невинного Страдальца. Он сказал своему товарищу, тоже насмехавшемуся над Иисусом: "или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!" (Лк., 23, 42).
Даже тогда, когда Христос умер на кресте, фарисеи продолжают злобствовать на Христа. Они пришли к Пилату и сказали: "Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну. Прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых". (Мф., 27, 63).
Зло в сердцах человеческих кипело и не унималось. Но, при полном бесчувствии людей, которые окружали Христа, природа возопила. С последним вздохом Христа, как повествует нам Евангелие, "От шестого часа (т.е. от полудня) тьма была по всей земле до часа девятого… Завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись" (Мф., 27, 45-51). Эти знамения привели в чувство многих людей. Мы знаем свидетельство сотника, который видя все это, с сокрушением сердца произнес: "истинно Человек Сей был Сын Божий" (Мк., 15, 39). Страх преобразил людей, и те, которые из любопытства пришли посмотреть на мучение Христа, уходили с лобного места с покаянием: "весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь" (Лк., 23, 48), раскаиваясь в том, что они сделали. А воскресшие в момент смерти Христа праведники явились многим в Иерусалиме и свидетельствовали о жизни вечной.
Мы все это прекрасно знаем, даже многое помним наизусть. Но спросим себя: какое отношение имеет все это к нам? События эти происходили две тысячи лет назад, и наши предки веровали, и мы веруем… Конечно же, мы с теми, кто ужасается поступком людей, осудивших Христа. Конечно же, мы с теми, кто с великой радостью воспринял весть о воскресении Христовом... Но этого мало! Церковь и святые отцы не устают нам напоминать, что каждый из нас, знающих о Христе, вновь распинает Его своими злыми, греховными делами! Своей личной злобой и обидами, причиняемыми своим ближним, мы распинаем Христа и уязвляем Его кровоточащие раны….
И неизвестно еще, как бы мы себя повели, если бы сделались тогда современниками этих событий. Неизвестно, как бы мы поступили, если бы тогда Христос пришел к нам с увещательной проповедью о том, что нужно изменить жизнь. Ведь мы же не слушаемся заветов Евангелия – а оно и есть Его слово, которое призывает нас к святой, праведной, милостивой жизни, полной любви... А мы все время находим компромиссы со своей совестью и стараемся отсрочить дело нашего спасения. Стараемся создать себе внешний облик хорошего христианина, оправдываясь тем, что "мой сосед еще хуже меня". И никто не хочет обратить взор в свое сердце, в свои помыслы, в свою душу. Никто не хочет принять призыв Христа к покаянию, как обращенный лично к нему и изменить свою жизнь, которая должна стать благочестивой не только внешним соблюдением нашего православного уклада жизни – соблюдением постов, молитвами, причащением Святых Христовых Таин. Главное – мы должны изменить свое сознание, свое отношение к жизни, и не на словах, а на деле стать учениками Христа и исправлением жизни ответить на Его зов.
Вот те чувства, которые должны наполнять нас в эти страстные дни. Не просто чувства человеческого сожаления о том, что Христа предали и распяли, а осознание того, что мы своим личным грехом предаем Его и продолжаем Его распинать и растравлять Его язвы!
Дай Бог, чтобы мы осознали важность именно такого понимания Евангелия и смысла жизни. Дай Бог, чтобы мы, подходя ко Святой Плащанице, целуя язвы Господа, вспомнили бы свою жизнь. Вспомнили – и покаялись. И вместе со Христом воскресли бы к праведной жизни, которая станет залогом нашей жизни Вечной.
Да хранит вас Господь!