25 декабря 2013 г • Архиерейское богослужение совершено в древней обители г.Воронежа
В день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил Божественную литургию в Алексиевском соборе Алексиево-Акатова монастыря г.Воронежа.
Высокопреосвященнейшему Владыке сослужили секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин и клирики Алексиевского собора.
После отпуста литургии и славления, совершенного у иконы святителя Спиридона с частицей его святых мощей, Владыка Сергий поздравил всех находящихся в храме с праздником и сказал слово духовного назидания:
"Сегодня мы совершаем празднование дня памяти святителя Спиридона, епископа Тримифутского. Этот великий угодник Божий жил в IV веке, был современником святителя Николая Чудотворца и участвовал в I Вселенском соборе. Господь дал ему особенный дар – совершить чудо перед всеми отцами, присутствовавшими на Соборе. Дело в том, что во время рассуждения о Святой Троице никто не мог словами описать или разъяснить эту непостижимую тайну. Тогда святитель Спиридон взял кирпич, и, сжав его в руке, поднял над головой: в руке осталась глина, на землю потекла вода, а к небу взметнулся огонь. Эти три стихии содержатся в кирпиче – и чудесным образом Господь благоволил разделить их, чтобы показать: если в материальном мире единством трех различных стихий составляется единый кирпич, то следует с верой принять и не оспаривать Небесную тайну – единства Бога в трех Лицах.
На примере жития святителя Спиридона мы с вами должны научиться многому. При жизни своей он всегда был близок к народу, и после смерти продолжает помогать тем людям, которые призывают его в молитвах. Когда из-за войн и разорения стало невозможно его честным мощам пребывать в Византии, то его святые останки, вместе с останками праведной царицы греческой Феодоры, которая в IX веке прекратила смуту иконоборчества, в специально сделанном сосуде были перевезены в Керкиру, главный город острова Корфу. И до сего дня они почитаются местными жителями и паломниками, творят многие чудеса.
С возрождением церковной жизни современной России возродилось и почитание святителя Спиридона: множество людей сегодня свидетельствуют о его благодатной помощи, с усердием совершают паломничества к его святому гробу. Это показывает, что святитель Спиридон велик пред Богом и, вместе с тем, близок к нам, как святитель Николай и прочие святые угодники Божии, которых мы призываем в своих молитвах.
В конце ХХ века десница святителя Спиридона, некогда увезенная римо-католиками в Варикан и хранившаяся в соборе апостола Петра, была возвращена в Керкиру и положена в кафедральном соборе на святом престоле. С того времени ковчежец с этой святыней, по просьбам верующих, приносили во многие страны православного мира. В том числе, побывала десница святителя Спиридона и у нас в Воронеже и мы молитвенно поклонялись ей. Таким образом, святитель как бы благословляет своей десницей всю современную паству, молясь за нас, являя чудеса своей небесной помощи и напоминая, что "без веры угодить Богу невозможно" (Евр., 11; 6). Особенно это ценно и важно в наш безбожный XXI-й век.
Мы должны быть благодарны Богу за то, что он даровал нам такого милостивого заступника. Но следует помнить, что условием помощи и ходатайства за нас святителя является наша добродетельная жизнь, а недостатки и греховные привычки способны отторгнуть нас от благодати.
Будем же обращаться с молитвой к святителю Спиридону во всех своих житейских трудностях, просить его, как мы просим живого человека, беседующего с нами – и он услышит наши молитвы!", - завершил свое архипастырское слово митрополит Сергий.
Тропарь святителю Спиридону, глас 1:
Собора Перваго показался еси поборник и чудотворец,/ богоносе Спиридоне, отче наш./ Темже мертву ты во гробе возгласив,/ и змию в злато претворил еси,/ и внегда пети тебе святыя молитвы,/ Ангелы, сослужащия тебе, имел еси, священнейший./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак святителю Спиридону, глас 2:
Любовию Христовою уязвився, священнейший,/ ум вперив зарею Духа,/ детельным видением твоим деяние обрел еси, богоприятне,/ жертвенник Божественный быв,// прося всем Божественнаго сияния.