Сегодня 21 декабря 2024 года, СУББОТА, (8 декабря по ст. стилю)
Митрополит Воронежский и Лискинский Леонтий посетил православный приют "Покров" при храмовом комплексе с. Отрадное  >>>
КОНТАКТНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ
УКАЗАНИЯ
Митрополит Воронежский и Лискинский Леонтий возглавил работу Епархиального совета  >>>
Состоялось очередное заседание Комиссии по канонизации святых Воронежской митрополии  >>>
Митрополит Воронежский и Лискинский Леонтий посетил православный приют "Покров" при храмовом комплексе с. Отрадное  >>>
Митрополит Воронежский и Лискинский Леонтий возглавил мероприятия актового дня Воронежской духовной семинарии  >>>












































Рейтинг@Mail.ru

9 ноября 2017 г • пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

Приветственное слово митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, Главы Воронежской митрополии, участникам семинара "Душевное здоровье населения – забота медицины и Церкви"

Форум был проведен 9 ноября 2017 года в зале собраний Благовещенского кафедрального собора Воронежской епархии.

"Уважаемые участники семинара, досточтимые отцы, братья и сестры!

Сегодняшняя встреча предоставляет мне возможность выразить величайшее уважение, с которым Церковь относится к работникам здравоохранения. Ведь каждый из вас связан с такой важной и деликатной областью врачевания как тайна человеческой души.

Современная медицина способна дать ответы на многие вопросы о нормальной психической жизни и ее нарушениях. Открыто много нейробиологических, психологических и социальных факторов, вызывающих душевные болезни, на основании которых строятся современные терапевтические стратегии этих заболеваний и их профилактика. Однако количество душевнобольных в мире не уменьшается. По меньшей мере, 10% населения индустриально развитых стран имеют психические расстройства. Не будет преувеличением сказать, что в своей повседневной практике священнослужители встречаются со все большим числом людей, страдающих психическими заболеваниями. В том числе, сопровождающимися болезненными переживаниями религиозного содержания. Душевнобольные обращаются за помощью и к врачу, и к священнику. Более того, не делая должного различия между духовным и душевным уровнями организации человека, душевнобольные и их родственники ошибочно пытаются подменить психиатра священником. Сегодня нужно признать, что психическое здоровье населения – это зона совместной ответственности врачей и духовенства. Поэтому диалог медицины и Церкви в осмыслении душевных расстройств и поддержании душевного здоровья населения России сегодня очень актуален.

Одно из стойких общественных предубеждений, которому мы должны противостоять сообща – это страх перед душевнобольными и их неприятие. В своем служении обществу, Церковь рассматривает душевнобольных пациентов, прежде всего, как людей, которые нуждаются в человеческом внимании и заботе. Согласно Социальной концепции Русской Православной Церкви (ХI.5) "психическое заболевание не умаляет достоинства человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольной является носителем образа Божия, оставаясь нашим собратом, нуждающимся в сострадании и помощи".

Психические заболевания могу изменять мышление и восприятие пациента, его волю и поведение. Но эти повреждения души никогда не уничтожают ни его свободы, ни его способности различать добро и зло. Следовательно, у всех душевнобольных имеются предпосылки для духовной и религиозной жизни. Душевнобольной человек всегда имеет возможность взять не себя задачу нравственно-аскетического усовершенствования. И хотя пациенты, страдающие психическими заболеваниями, ограничены в своих возможностях, тем не менее, они способны с помощью Бога и Церкви следовать по пути христианского нравственного совершенствования. Душевные заболевания – это, прежде всего, медицинская проблема, поэтому она должна решаться в первую очередь врачами-психиатрами. Однако, религиозная жизнь душевнобольных реализуется в Церкви. И никакие заболевания не могут вступить в конфликт с христианской обязанностью пациента стремиться к Истине и к добродетельной жизни.

В этой связи не могу не сказать о тягчайшем последствии душевных расстройств – о самоубийстве людей, которые по своему крещению принадлежали к Церкви. Мы живем в такое время, когда лишают себя жизни даже дети, по самому ничтожному поводу. При рассмотрении прошений родственников о церковном поминовении людей, добровольно лишивших себя жизни, всегда содержится довод об их душевном нездоровье. Однако на деле, обычно оказывается, что человек не страдал психическими заболеваниями, которые могли бы лишить его способности отдавать себе отчет в том, что он совершает. Церковь отказывается отпевать самоубийц. Ведь чин отпевания предполагает, что человек, хотя и согрешал в своей жизни, но постоянно, до самой смерти, уповал и надеялся на Бога. В чинопоследовании отпевания мирян Церковь называет покойного "христолюбцем" (Блаженны, глас 6), "в вере преставившимся", (Канон. Песнь 9). От имени усопшего Церковь говорит, что он "возлюбил заповеди Бога". Но ведь ничего из этого невозможно сказать о самоубийце, потому что это неправда, потому что недопустимо надсмеиваться ни над Богом, ни над умершим.

Великий русский психиатр Сергей Сергеевич Корсаков утверждал, что "каждому психически здоровому человеку присуще религиозное чувство". Эта мысль в полной мере соответствует творениям святых отцов, - в частности, преподобному Максиму Исповеднику, писавшему о том, что душа человека состоит из рассудка и разума. Рассудок – это та часть души, которая отвечает за интеллектуальные способности. А разум – это часть души, ответственная за способность человека к богообщению. Поэтому религиозное чувство - это, действительно, проявление психически здорового разума. А самый первый признак неправильного функционирования ума и человеческого безумия – это неведение Бога, как об этом говорит псалмопевец Давид: "рече безумен в сердце своем: несть Бог". [Пс. 13: 1]. Грехопадение человека, прежде всего, проявляется отпадением его ума от Творца. В таком понимании, утрата веры в Бога – это одна из основных причин нарушений психического здоровья в современном обществе. А желание сохранить или вернуть душевное здоровье, непосредственным образом связано с Церковью, с преображением жизни человека, захотевшего обрести утраченное ранее богообщение. Церковная жизнь человека, складывается из человеческих усилий и благодатных действий Бога, преображающих человеческое естество на всех его уровнях: не только на духовном, но и на душевном и телесном. Апостол Павел перечисляет те плоды, которые приносит человеку жизнь в Церкви и в Святом Духе. Это - "любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. (Гал. 5: 22-23)". Полагаю, что любой врач назвал бы эти черты признаками психического здоровья человека.

Ваши повседневные профессиональные усилия содержат огромный потенциал для сохранения восстановления душевного здоровья людей и общества в целом. Господь да преумножит силы для вашего жертвенного служение людям и укрепит вас в любви, радости, душевном мире и милосердии, даруя вашим пациентам исцеление и твердую веру во спасение! Желаю участникам семинара душевного здоровья, плодотворной работы и призываю на всех вас Божие благословение".



СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Семинар "Медицина - школа милосердия" проведен в зале собраний Благовещенского кафедрального собора
Сюжет телеканала "Союз": Семинар "Медицина - школа милосердия" прошел в столице Черноземья



ФОТОРЕПОРТАЖ:











































© Воронежская митрополия - 2011-2024 г.
При использовании материалов сайта не забывайте делать ссылку на источник.