|
|
|
|
16 сентября 2015 г • пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ |
Доклад Главы Воронежской митрополии, митрополита Воронежского и Лискинского Сергия на Х Образовательных чтениях ЦФО "Традиция и новации в образовании"
Юбилейные, Х Образовательные чтения Центрального федерального округа открылись в Воронеже 16 сентября.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие Архипастыри, уважаемые участники пленарного заседания!
Значение традиций и новаций в жизни человека и общества представляется темой многогранной и дискуссионной. Не теряет актуальности и вопрос о роли традиции и новаций в сфере духовной культуры, духовно-нравственного воспитания и образования.
Вопрос этот не простой: само отношение к традиции как к таковой неоднозначное, оно различно в зависимости от мировоззренческих позиций. С одной стороны, сегодня можно наблюдать, как происходит постепенный отказ от традиции. В первую очередь, это характерно для либеральной западной культуры, в рамках которой от традиции пытаются избавиться как от "пережитка прошлого". Хотя подобные процессы все больше проникают и в культуры с доминирующим традиционным укладом жизни.
Опасность такого подхода к традиции очевидна: человек, равно как и народ, забывая свои традиции или опрометчиво отказываясь от них, становится неспособным передавать следующим поколениям позитивный культурный опыт воспитания, решения всевозможных жизненных ситуаций и развития в целом. Разрыв с традицией неминуемо приводит к трагичным последствиям, прежде всего, к утрате доверия и взаимопонимания между поколениями, разрушению жизненного уклада семьи.
Только традиция способствует тому, чтобы сохранить и передать накопленное веками богатство культурного наследия. Безусловно, велика и значима роль традиции для духовного становления человека.
Если вспомнить, что первоначально слово "традиция" означало "предание", а также обратиться к многовековому опыту Православной Церкви, можно вывести фундаментальную трактовку, а именно: традиция способствует всестороннему раскрытию человеческой личности, и в этом смысле именно традиция призвана к определению четких границ для разного рода новшеств. Традиция актуализирует в себе систему норм, образцов духовной жизни, мировоззренческих установок, составляющих значимую часть наследия народа. В каждом культурно-историческом типе, в каждой цивилизации складываются свои ценности и нормы, отказ от которых, или небрежное отношение к ним новых поколений ведет, как показывает история, к деградации и вымиранию народа, распаду государства. И это закономерно, поскольку традиционные ценности – не навязанные кем-то правила жизни, но сформированные естественным путем и духовным опытом конкретного народа. Традиция – это особый способ постижения мира и себя.
Если говорить об отличительных чертах православной традиции, наиболее выразительно отразившихся в образовании, то можно выделить три основные: целостность знания, целесообразность и познание себя (обращенность в себя, а не на себя). И это наиболее глубоко выражает сам термин "образование", который берет свое начало от слова "образ". В идеале образование направлено в первую очередь на раскрытие Образа Божия в человеке. Поэтому принципиальные новации в сфере образования и воспитания слишком рискованны, поскольку педагогика как одна из форм воспитания и постижения мира достаточно консервативна. Об этом ярко свидетельствует вся история отечественного образования.
Инновации в системе образования, конечно, необходимы. Их вносит сама жизнь. Научно-технический прогресс и информационная революция требуют соответствующей корректировки школьных программ. Это касается, всех предметов, где необходимо совершенствование технологической стороны образовательного процесса. Однако роль гуманитарного образования была и остается главной в становлении личности человека и гражданина Отечества. Крайне опасно отказываться от тех традиционных ценностей, которые в течение многих веков способствовали воспитанию самых высоких качеств человеческой личности.
Попытки отказа от традиционных ценностей имели место в истории отечественного образования, особенно в советский и постсоветский периоды. В первые годы после Октябрьской революции фактически была разрушена традиционная школа, в результате чего возникли серьезные проблемы воспитания патриота и гражданина своей страны. И лишь перед лицом страшной угрозы в годину Великой Отечественной войны вождю советского государства пришлось обратиться к исторической памяти народов Российской Державы. Для подъема народного духа пришлось вспомнить славные победы русского воинства, знаменитых полководцев, независимо от их социального статуса и классовой принадлежности. Была реабилитирована, хоть и не на долгое время, православная Церковь, как носительница духовной традиции русского народа. Замечательно и то, что именно в годы войны коренным образом меняется политика государства в народном образовании. Очень важно, что большое внимание стало уделяться русской словесности, изучению классической литературы и отечественной истории. Несомненно, в программах по истории и литературе присутствовали идеологические новации: интерпретация художественных текстов и определенных исторических событий в духе классового сознания и классовой борьбы.
Тем не менее, духовно-нравственный посыл русской классики силой художественного слова оказался ближе сердцу, чем определения учебника относительно классовой принадлежности того или иного литературного персонажа. В результате возвращения к традиционной модели в образовании советская школа вышла на второе место в мире по уровню среднего образования, уступая только элитарным школам Англии с ограниченным отбором учащихся. И в дальнейшем, не взирая на инновации идеологического плана, направленные на борьбу с религией и прежде всего с православной Церковью (в период "хрущевской оттепели" закрывались храмы, духовные семинарии, открытые в конце 40-х - начале 50-х годов), школа по своей сути оставалась традиционной в том смысле, что не только передавала знания, но и воспитывала. И во многом - благодаря классической литературе, которая достаточно широко была представлена в программе советской средней школы. Классическая литература, как и творчество "шестидесятников", апеллировала к уму и нравственному чувству. Не случайно советские граждане 60-80-х годов были самыми читающими в мире, о чем свидетельствуют не только отечественные, но и зарубежные социологические службы. В связи с этим, на наш взгляд, большую опасность представляют те инновации в современной школе, которые направлены на сокращение часов по изучению предметов гуманитарного цикла, в частности произведений отечественной классической литературы. О плодах этих нововведений мы можем судить, в том числе, и по результатам вступительных экзаменов по русскому языку и литературе в Воронежской православной духовной семинарии: у большинства поступающих, к сожалению, низкая грамотность, примитивная речь. Скорее всего, подобная ситуация характерна для большинства сегодняшних выпускников средней школы.
Борьба с религией и Церковью в образовательном пространстве советского периода сыграла свою негативную роль и породила религиозное невежество. Это наглядно показала дальнейшая история после распада Советского Союза, когда в Россию хлынули различные зарубежные, преимущественно, американские миссионеры, представители тех религиозных организаций, которые не пользовались доверием на своей родине: от свидетелей Иеговы, мормонов, саентологов - до откровенных сатанистов. Сколько тогда российских граждан было вовлечено в сети этих лжепроповедников! Сколько разрушено семей и загублено судеб по причине религиозного невежества как результата близорукой политики и, прежде всего, в системе образования, откуда было совершенно изъято любое упоминание о традиционных религиозных ценностях!
В начале 90-х годов некоторые инновации, в т.ч. и оккультные, стремились внедриться в народное образование России. Это были и вальдорфская педагогика на антропософской методологии Рудольфа Штайнера, и теософское учение Рерихов, и валеология – псевдомистическая доктрина о природе человека, не говоря уж о скандальной попытке внедрить в школы ультраматериалистическую шведскую программу полового воспитания и воспитания толерантности к представителям ЛГБТ-сообществ. Только активное сопротивление здравомыслящих родителей и педагогов не позволило тогдашнему либерально-прозападному лобби в образовательном ведомстве внедрить эти "инновации" в школьные программы. Каков был бы результат от этих, так называемых, инноваций?! Страшно представить!
По этой причине знакомство школьников с религиозной традицией своего народа необходимо как фактора, прежде всего просветительского и культурообразующего. Отрадно, что к такому мнению, начиная с конца 90-х годов, прошлого столетия постепенно пришло и правительство Российской Федерации. Слишком велики и небезопасны оказались издержки религиозного невежества как результата воинствующего атеизма – инновации в системе российского образования советского периода.
Введение повсеместно в общеобразовательные школы России предмета "Основы религиозных культур и светской этики" в 2012 году очень важно и необходимо. Однако изучение традиционных религий лишь в 4, и частично в 5 классах вряд ли решит задачу противодействия религиозному невежеству, а уж тем более, воспитания целостной личности, гражданина и патриота.
Вполне понятно, что четверокласснику (если он не вундеркинд милостью Божией) невозможно в полноте преподать основы православной культуры. Это включало бы поэтику литературных текстов, духовно-эстетический смысл иконографии, богословскую и аскетическую литературу. Также невозможно преподать младшему школьнику и основы мировых религий, даже если в школе найдется специалист - религиовед (что весьма маловероятно). Если серьезно говорить о религиозном просвещении как неотъемлемой части традиционного гуманитарного образования, то религиозная культура и этика – это предмет, требующий последовательного изучения и в старших классах. Со стороны Русской Православной Церкви разработана и представлена в Министерство образования и науки Российской Федерации концепция преподавания основ православной культуры для всех ступеней общеобразовательной школы. И, дай Бог, чтобы эта животрепещущая проблема нашла свое положительное решение.
В последнее десятилетие мы видим активное возрождение православной традиции, реализуемой в образовании через духовно-нравственное просвещение детей и молодежи. Отрадно, что особую активность в этом направлении проявляют регионы Центрального федерального округа, связанные с Православием исторически и культурно. В Воронежской области, благодаря многолетним конструктивным взаимоотношениям между государственными и церковными структурами, сформировалась устойчивая и эффективная региональная система духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, поколения, от которого зависит будущее нашего Отечества. На мой взгляд, символично, что Х Образовательные чтения ЦФО проводятся на Воронежской земле, которая является местом подвигов святителей Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Антония (Смирницкого), священномученика Петра Зверева, родиной Ивана Саввича Никитина, Алексея Кольцова, Ивана Крамского, Андрея Платонова, Митрофана Пятницкого, лауреатов Нобелевской премии писателя Ивана Бунина и академика Николая Басова, и других замечательных людей.
Важно отметить, что Образовательные чтения, а также Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью на соискание премии "За нравственный подвиг учителя" в первый раз были проведены в 2006 г. по инициативе Полномочного представителя Президента Российской Федерации в ЦФО. Конкурс и Чтения являются реальным воплощением органического сочетания духовной традиции и педагогических новаций. Замечательные проекты педагогов, представленные в рамках Конкурса "За нравственный подвиг учителя", способствуют возрождению лучших традиций отечественного образования и воспитанию достойных граждан современной России.
|
|