Сегодня 23 ноября 2024 года, СУББОТА, (10 ноября по ст. стилю)
Архипастырское посещение Успенского Адмиралтейского храма  >>>
КОНТАКТНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ
УКАЗАНИЯ
"Взаимодействие Церкви и казачества на территории Центрального войскового казачьего общества"  >>>
"Взаимодействие Церкви и казачества на территории Центрального войскового казачьего общества"  >>>
Правящий Архиерей возглавил торжественное богослужение в воронежском храме в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница"  >>>
Глава Воронежской митрополии побеседовал с преподавателями и воспитанниками Воронежской духовной семинарии  >>>
















































Рейтинг@Mail.ru

19 августа 2016 г • пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

Повествование о чудесах первопрестольника Воронежского святителя Митрофана и об открытии (обретении) его честных мощей

Русская Православная Церковь совершает память святителя Митрофана Воронежского дважды в год: 23 ноября (6 декабря) - в день преставления (в 1703 г.) и 7 (20) августа - в день прославления (в 1832 г.).

Заветы святителя Митрофана своей пастве молиться об упокоении души его не были забыты ею. Образ любвеобильного и милосердного епископа глубоко врезался в душу народную, чуткую к проявлениям святости на грешной земле, и много благоговейных почитателей памяти почившего святителя стекалось к его могиле, чтобы отслужить панихиду. Поколение свидетелей благочестивой жизни первопрестольника Воронежского сменилось другим, но память о нем не ослабевала; не редели, а увеличивались ряды молящихся у гроба святого, где многие, по молитвенному ходатайству его пред Господом, получали чудесную помощь. Вскоре Господь, исполняя благочестивые чаяния почитателей святителя Митрофана, как угодника Божиего, положил начало его открытому прославлению.

Соборная Благовещенская церковь, созданная трудами святителя Митрофана, около 1717 года стала рушиться. Собор пришлось разломать, чтобы материалом его воспользоваться для постройки нового, который был заложен на более прочном фундаменте и на месте, не угрожавшем целости здания. Работы были начаты в 1718 году, и тогда же гроб с телом святителя Митрофана из исподней палаты Архангельского придела, тоже значительно пострадавшего, по повелению епископа Воронежского Пахомия, перенесен в храм в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", под деревянной соборной колокольней. По окончании постройки, в 1735 году, тело святого Митрофана перенесли в новый кафедральный собор и погребли "в правом крыле собора, близ самой южной стены, в вышнем первом месте, к углу". При обоих перенесениях тело святителя оказалось нетленным, так что окончательно окрепло убеждение в святости почившего первопрестольника Воронежского, и все шире и шире по лицу земли Русской начало распространяться благоговейное почитание его памяти.

С 1830 года особенно усиливается стечение богомольцев ко гробу святителя, и, как бы в ответ на это возрастание благочестивой ревности к его памяти, возрастают чудесные явления помощи Божией у могилы Его угодника. Обо всем этом святитель Антоний (Смирницкий), епископ (впоследствии архиепископ) Воронежский и Задонский довел до сведения Святейшего Синода, который, ожидая дальнейших указаний Промысла Божиего относительно прославления святителя Митрофана, предписал владыке Антонию скромное и осторожное наблюдение событий. Так как из среды притекавших ко гробу святителя делались заявления о чудесных исцелениях, то решено было заносить их в особую записку. До поднесения всеподданнейшего доклада императору Николаю Павловичу об открытии мощей святителя Митрофана Синоду было представлено девяносто девять свидетельств о чудесах, совершившихся по заступлению первосвятителя Воронежского. Из них приведем здесь некоторые, наиболее примечательные.

Липецкий помещик Иоанн Николаевич Ладыгин, потрясенный семейным несчастьем, в 1829 году расхворался. Чем далее шло время, тем больше усиливался недуг, так что, наконец, больной не мог пошевельнуться, и его с трудом передвигали при помощи простынь; при этом он совсем лишился сна и только непродолжительная дремота на короткое время облегчала его страдания. В таком, почти безнадежном, состоянии Ладыгин, слышавший об исцелениях при гробе святителя Митрофана, вдруг почувствовал горячее желание отправиться в Воронеж и поклониться его гробу. С этой мыслью он заснул. Проснувшись, больной с радостью заметил неожиданное облегчение от тяжкой болезни: он мог сам поднять голову и сидеть в постели, прислонясь к подушке; вскоре при помощи костылей он стал переступать по несколько шагов. В таком состоянии Ладыгина привезли в Воронеж. Здесь его на кресле внесли в собор. Отслужен был молебен пред иконой Богоматери, стоящей над могилой первосвятителя Воронежского, а после него панихида по епископе Митрофане. Когда, по окончании панихиды, на больного возложили мантию угодника Божиего, он сейчас же почувствовал такое облегчение, что вышел из собора без посторонней помощи и с одним лишь костылем. Дома он все еще чувствовал себя не совсем здоровым, но когда снова отправился в Воронеж и опять пришел в собор, к могиле святителя, то возвратился уже совершенно выздоровевшим.

Тот же Ладыгин испытал проявление благодатной помощи святителя Митрофана и над своим семейством. Через год по исцелении самого Ладыгина сильно захворала горячкой его одиннадцатилетняя дочь; она впала в беспамятство и была при смерти. Но вот ей явился во сне святитель Митрофан, облеченный в архиерейские одежды, и благословил ее; с этого момента больная девочка стала быстро поправляться.

Дочь однодворца Трофимова Параскева, восемнадцати лет, страдала от припадков, к которым затем присоединилась новая болезнь: у нее на носу появился нарост, который скоро разросся почти во все лицо. С усердием почитая память святителя Митрофана и горячо веруя в силу его молитвенного заступления, больная, в продолжение трех месяцев, ежедневно приходила в Благовещенский собор к могиле святителя. Здесь, по ее желанию совершались по нем панихиды и служились молебны пред иконой Богоматери. И вот однажды, вернувшись из собора домой, Параскева в полубодрственном состоянии увидела святителя Митрофана, который сказал ей: "Полно тебе лечиться: я - Митрофан, будь здорова".

Когда на другой день на больную возложили мантию святителя, нарост на носу ее начал опадать и совершенно исчез. Через неделю с больной сделался припадок, сопровождавшийся страшной рвотой, и это был последний мучивший ее припадок, не повторявшийся более.

Крестьянин Василий Матфеев в течение двух лет страдал слепотою; но он прозрел после того как его мать, отслужив панихиду у гроба святителя Митрофана, помазала дважды глаза его маслом, взятым из лампады пред иконою Богоматери, стоящей над могилой угодника Божиего.

Мария Дорожкина, крепостная тамбовского помещика Коноплина, десять лет страдала ломотой рук, сопровождавшейся гнойными нарывами на кистях, что, к довершению бедствия, отнимало у нее всякую возможность работать. В 1830 году она отправилась на богомолье в Воронеж. После молебна Богоматери и панихиды по святителю, больная с верою помазала руки маслом из лампады над его гробом и сейчас же почувствовала облегчение. В четыре следующих дня руки, к великой радости измученной женщины, совершенно очистились от гнойных язв и ломота в них прекратилась.

Жена дьячка Агафия Струкова сорок пять лет подвергалась ужасным припадкам беснования, во время которых готова была наложить на себя руки. Когда муж ее, ища помощи у святителя Митрофана, вводил ее в Благовещенский собор, то она сильно противилась этому. Когда возложили на больную мантию святителя, она впала в беспамятство, а затем, очнувшись, по молитвам угодника Божиего, совершенно исцелилась от страшной болезни.

Особенно замечательно исцеление по молитвам святителя Митрофана восьмилетней девочки Марии Жукевич от недуга, пред которым медицина была бессильна. В 1830 году ее постигла болезнь, известная под именем "пляски святого Витта" и начинающаяся с судорожного расстройства движений. Врачи не облегчили болезни девочки; напротив, после непродолжительного лечения болезнь усилилась до того, что у Марии отнялись руки, ноги и язык. Осталась одна надежда на помощь Божию, и родные больной обратились с горячей молитвой к Божией Матери и к святителю Митрофану: они служили молебны пред иконой Богоматери, стоящей над могилой первопрестольника Воронежского, и панихиды на месте его погребения; при этом в течение трех дней на больную возлагалась мантия святителя Митрофана, облегчавшая ее страдания. На третий день, по возложении мантии больная почувствовала приятную теплоту в теле; а потом крепко заснула и спокойно спала целых двенадцать часов. Во время этого целительного сна девочка увидела, что у ее кровати появился какой-то старец в иноческой одежде, который стоял несколько времени на том же месте и после того, как она проснулась. В течение последующих трех недель Мария совершенно избавилась от своего недуга, неизлечимого обычными человеческими средствами. Увидев затем икону святителя Митрофана, она узнала в нем являвшегося ей старца.

Вообще многие, получившие чудесную помощь святителя Митрофана во время его явлений, узнавали впоследствии своего благодатного целителя, взглянув на его изображение, подлинное происхождение которого тоже чудесно.

В 1830 году воронежский купец Гарденин, испытавший на себе благодатную помощь святителя Митрофана и почитавший его как великого угодника Божиего, нашел очень старинный портрет первопрестольника Воронежского. Желая иметь изображение святителя, Гарденин обратился с просьбой к любителю-художнику, чиновнику Швецову, чтобы он снял с портрета копию. Но портрет был так ветх, что трудно было уловить черты, стертые временем. Боясь исказить лик великого святителя, Швецов отказался исполнить просьбу Гарденина. Изменить это решение не могли и убеждения Воронежского святителя Антония (Смирницкого), также желавшего иметь изображение первосвятителя Воронежского, память которого он благоговейно чтил. Однажды владыка Антоний, после тщетных стараний убедить Швецова, с глубокою уверенностью сказал ему: "Не сомневайся: ты увидишь святителя наяву или во сне".

Швецов поверил словам святого архиерея и весь тот день провел в молитве к Богу, чтобы Он сподобил его увидеть святителя Митрофана. И вот на следующую же ночь Швецов увидел во сне старца, но только в сумраке, неясно; затем свет рассеял сумрак и пред ним стояло совершенно отчетливое изображение святителя Митрофана, которое он будто бы и поспешил списать. Когда Швецов проснулся, то образ святителя так живо запечатлелся в его душе, что он без труда по памяти воспроизвел его на холсте. Затем он рассказал преосвященному Антонию о чудесном явлении святителя Митрофана и показал нарисованное им изображение. Владыка благословил Швецова писать копии с этого изображения, имея в виду желание многих почитателей памяти первопрестольника Воронежского.

Наступил, наконец, "предуставленный свыше час прославления угодника Божиего, потрудившегося подвигом добрым на пользу Церкви и Отчизны".

Весною 1831 года производилась поправка обветшавшего Воронежского кафедрального собора; между прочим, нужно было освидетельствовать прочность фундамента и переменить пол. Когда церковный помост был разобран, то близ стены, на правой стороне, оказался склеп с разломанным на верху его отверстием. Через это отверстие увидели непокрытый гроб (крышка истлела), а в нем тело святого Митрофана "в нерушимой целости". Об обретении мощей в начале 1832 года тайно было донесено императору Николаю Павловичу, который передал дело на рассмотрение Святейшего Синода с условием, чтобы оно велось негласно. Духовное завещание первосвятителя Воронежского, являющееся достойным отображением благочестивых чувств и мыслей, которыми он руководствовался в своей жизни, и записка от епископа Антония об исцелениях при гробе святителя Митрофана побудили Святейший Синод не медлить более с прославлением угодника Божиего.

Для освидетельствования мощей была образована особая комиссия, в состав которой вошли: Евгений, архиепископ Рязанский, Антоний, архиепископ Воронежский, Герман, архимандрит Московского Спасо-Андрониева монастыря, и несколько лиц из Воронежского духовенства, по своему положению и благочестивой жизни пользовавшихся общественным доверием. Подробное освидетельствование места погребения святого Митрофана, гроба, священных облачений и честного тела его, производившееся 18-19 апреля 1832года, не оставляло никакого сомнения в святости мощей. Производившая дознание комиссия доносила Святейшему Синоду, что, несмотря на чрезвычайную сырость места погребения святителя Митрофана, исподняя доска гроба, "на коей покоится тело, особенно осталась целою"; схимонашеское облачение святителя оказалось невредимым, а тело его нетленным. Вместе с этим донесением комиссия представила в Синод сведения о чудесах, совершившихся по молитвенному заступлению святителя Митрофана: сведения эти были собраны комиссией на месте под присягою и за рукоприкладством лиц, или на себе испытавших, или видевших на своих домочадцах чудесную помощь угодника Божиего. Получив донесение комиссии, Святейший Синод представил императору Николаю Павловичу на утверждение доклад, в котором было постановлено:

1) Тело Воронежского епископа Митрофана, в схимонахах Макария, признать за мощи несомнительно святые.

2) Износя оные с подобающею честию из подземного склепа в кафедральный Благовещенский собор, положить в приличном и открытом месте для общего поклонения.

3) Службу преосвященному Митрофану отправлять общую, положенную святителям, пока не будет составлена и Синодом одобрена особая ему служба.

4) Память сего святителя праздновать в день преставления его, 23 ноября.

После утверждения государем этого документа, ко дню Преображения Господня, 6 августа 1832 года, было назначено открытие мощей святителя Митрофана. В Воронеж собралось из разных губерний до пятидесяти тысяч благоговейных почитателей новоявленного угодника Божиего. Вскоре после Божественной литургии по соборному благовесту начался звон во всех храмах города, причем со всех приходов Воронежа двинулся крестный ход в кафедральный Благовещенский собор. Собралось сюда и все воронежское духовенство. С утра ненастная погода прояснилась, и солнце, точно разделяя радость верующих, играло своими лучами на хоругвях и иконах. К двум часам в Архангельский собор прибыли в святительских мантиях в предшествии сослужащих Григорий, архиепископ Тверской, член Святейшего Синода, и Антоний, архиепископ Воронежский; здесь они облеклись в полное священное облачение. После коленопреклоненной молитвы, прочитанной первенствовавшим в служении архиепископом Григорием, в которой испрашивалось благословение у Господа на предстоящее открытие мощей святителя Митрофана, с пением покаянного псалма "Помилуй мя, Боже" двинулся торжественный крестный ход из Архангельского собора в Благовещенский, к могиле святого первопрестольника Воронежского; здесь еще накануне был открыт склеп и приготовлена кипарисная рака, но честные мощи пребывали на месте векового покоя. По вступлении крестного хода в Благовещенский собор, началось пение 33-го псалма; во время его архиепископ Григорий после каждения пред святыми иконами и честными мощами окропил святой водой раку, покров для мощей и лентионы или полотна, предназначенные для поднятия из склепа нетленного тела святителя. Потом, по возгласу протодиакона, все собрание преклонило колена и архиепископ Григорий произнес молитву, обращенную к новоявленному угоднику Божиему: "Угодниче Божий, святителю отче Митрофане! Призри с высоты святыя на нас смиренных, грешных и недостойных братии твоих и чад, рабов Господа Бога нашего Иисуса Христа, пришедших подъяти нечистыми и грешными руками нашими честныя и святыя мощи твоя, положити их в новем гробе, уготованном любовию чтущих святую память твою, и поставити я в матери церквей бывшия паствы твоя, да почивают оне пред очима всех людей возлюбленнаго тебе православнаго земнаго отечества, России; да воспоминают оне всем нам святыя твоя наставления в вере, паче же в жизни по святой вере; да вси православнии людие поклоняются тебе, святителю Божий; и ты моли Христа Бога нашего, да никтоже от прибегающих к тебе отъидет тощ, но да устроится всякому, с верою к тебе притекающему и просящему твоея помощи, полезное и благое ко спасению. Всем же нам, пришедшим прияти всечестныя мощи твоя, моли Господа Бога нашего, освятитися и пребыти отныне в нерушимей святости вся дни жизни нашей. Аминь".

По окончании молитвы два священнослужителя, сойдя в склеп, подложили под исподнюю уцелевшую доску гроба лентионы, концы которых подали стоявшим по бокам могилы священникам. Наступила торжественная минута, наполнившая трепетом духовного восторга сердца присутствовавших: при непрерывном и тихом пении священнослужителей "Господи, помилуй" мощи святителя Митрофана на лентионах медленно поднимались из земли, где покоились 128 лет. Когда они были изнесены из могилы, епископы с помощью священнослужителей положили их в новую кипарисную раку и покрыли покровом. Затем все находившиеся в соборе, во главе со святителями, воздали земным поклонением благоговейное чествование новоявленному чудотворцу.

Сейчас же началось молебное пение святителю Митрофану; во время пения тропаря, после вторичного земного поклонения честным мощам, двенадцать священников подняли раку и по возглашении архиепископа Григория "с миром изыдем" в предшествии крестного хода и всего духовенства, с пением тропаря святителю, торжественное шествие с честными мощами двинулось из Благовещенского собора в Архангельский, куда переносили святые мощи лишь на время исправления Благовещенского собора. Многочисленный народ, стоявший по пути в благоговейном ожидании появления раки с мощами святого Митрофана, при виде ее опускался на колени, воссылая горячие, слезные молитвы к новому предстателю за грешный мир пред Богом. Обойдя вокруг Благовещенского собора, крестный ход с честными мощами направился в Архангельский собор и здесь они были поставлены на ранее приготовленном пред алтарем возвышении. По окончании молебного пения была совершена малая вечерня, крестные же ходы возвратились обратно в свои храмы.

В шесть часов вечера раздался благовест соборного колокола, призывавший ко всенощному бдению, которое с особенною торжественностью отправлялось в Архангельском соборе, где была поставлена рака с мощами святителя Митрофана. Во время полиелея многочисленный священный собор во главе с епископами вышел из алтаря на средину храма и окружил раку с мощами; с пением величания святителю открыли раку. После прочтения Евангелия происходило благоговейное лобызание честных мощей, которое продолжалось и по окончании всенощного бдения: всю ночь собор не был заперт, чтобы дать возможность верующим поклониться честным мощам угодника Божиего, причем для назидания усердных почитателей памяти святителя читалось его духовное завещание, обращенное к пастве.

На другой день, 7 августа, в 10-м часу утра началась в Архангельском соборе поздняя Литургия, которую с многочисленным собором совершали святители Григорий и Антоний. На малом входе при пении "Приидите, поклонимся" священнослужители подняли раку с мощами угодника Божиего, через царские двери внесли ее в алтарь и поставили на горнем месте, лицом к Святому Престолу; епископы стояли по бокам, как сослужащие. И невольно присутствовавшим казалось, что возвратилось далекое прошлое, когда святитель Митрофан священнодействовал среди паствы своей.

По окончании Литургии и изнесении мощей снова на средину храма совершено было святителю Митрофану молебное пение с коленопреклонением. Затем мощи были поставлены ближе к южным боковым дверям алтаря соборного храма для всеобщего чествования. В продолжение недели, с 7 по 14 августа, в Архангельском соборе архиепископом Воронежским Антонием совершались ежедневно торжественные богослужения, а при мощах святителя Митрофана молебствия. В это же время император Николай Павлович, подробно извещенный об открытии мощей святителя Митрофана, почитая новоявленного угодника Божиего, прислал для возложения на его раку золотой покров, а спустя 40 дней после открытия мощей сам прибыл в Воронеж, чтобы поклониться честным мощам его святого первопрестольника.

День прославления святителя Митрофана Господь ознаменовал обильным излиянием чудес на всех, с верою притекавших к цельбоносной раке и искавших врачества недугов душевных и телесных, что еще более увеличивало торжественную радость праздника. Многие из этих чудес сохранились лишь в благодарной памяти получивших благодатную помощь святителя Митрофана, но некоторые дошли до епархиальной власти "в определенной и правильно засвидетельствованной известности". Из наиболее известных случаев чудодейственной помощи дивного светильника Церкви Христовой приведем следующие.

Дворовый человек Петр Юрьев, совершенно глухонемой от рождения, ко дню открытия мощей святителя Митрофана был прислан в Воронеж. Приложившись к мощам угодника Божиего, он стал слышать и говорить, но, не зная названия вещей, сначала только повторял слова, произносимые другими. В следующем месяце он начал уже учиться азбуке и вскоре научился свободно разговаривать.

У майора Александра Юрьева в конце июля 1832 года сильно расхворалась малолетняя дочь Наталия: сначала на шее под челюстью появились железы, а затем десны, небо, язык и маленький язычок покрылись гнойными ранками. Лекарств не употребляли, так как девочка не могла глотать: десять дней она была без пищи, с большим трудом по временам проглатывая каплю чая. В день открытия мощей святителя Митрофана ее приобщили Святых Христовых Таин, после чего она почувствовала некоторое облегчение. На другой день девочку принесли к раке святителя, и лишь только она приложилась к мощам угодника Божиего, как болезнь ее прошла: рот совершенно очистился от гнойных язв, так что в тот же день она могла употреблять пищу.

Дочь одного крестьянина Тобольской губернии Лыжина, Анну постиг ужасный недуг. Однажды, это было за 5 лет до открытия мощей святителя Митрофана, она вышла на крыльцо и увидела здесь свирель, неизвестно кому принадлежавшую; она нагнулась, чтобы поднять ее и в тот же момент почувствовала неприятное ощущение - точно ее кто облил с головы до ног холодной водой; при этом она впала в беспамятство, рвала на себе одежду и волосы, кусала сама себя. Во время таких припадков у Анны появлялась страшная сила, так что четыре человека не могли удержать ее. Больная чувствовала отвращение к святыне, и попытки насильственно привлечь ее к ней только усиливали припадки. По просьбе родственников, над Анной совершено было освящение воды. Больная с криком сказала: "Сколько ни ухитряйтесь, мне ничего не сделаете. Я теперь не выйду, а разве чрез пять лет, когда она пойдет в Воронеж".

В течение пяти лет повторялись эти припадки. Когда же больная отправилась в Воронеж на открытие мощей, то лишь с помощью других могла достигнуть желанной цели, потому что на пути с ней то происходил крайний упадок сил, то охлаждение членов, похожее на их омертвение. При первом же намерении идти в собор с Анной случился столь жестокий припадок, что она, точно мертвая, была поднесена к окну, против которого покоились мощи святителя Митрофана. Всю ночь продолжались страдания, пока, наконец, не наступила рвота, с прекращением которой окончился и недуг, и больной возвратилось совершенное здоровье.

И после того святитель Митрофан продолжал проявлять благостную силу чудотворений над всеми, с верою обращающимися к нему, так что описание всех чудес, совершившихся по молитвенному ходатайству угодника Божиего, составило бы немалую книгу.

В 1833 году, после возобновления Благовещенского собора трудами архиепископа Воронежского Антония, сюда из Архангельского собора были торжественно перенесены мощи святителя Митрофана. Тогда же воронежское купечество, побуждаемое помянутым архипастырем, устроило для мощей святителя серебряную вызолоченную раку в семь пудов.

Со временем вокруг Благовещенского собора образовался Митрофанов мужской монастырь, куда стекалось множество богомольцев, так что на августовский день памяти святителя весь обширный луг в низине у монастыря был занят тысячами телег.

23 ноября 1903 года Воронежская епархия торжественно праздновала двухсотлетие со дня кончины своего первопрестольника. Это торжество объединило в чувстве благоговейной любви к угоднику Божиему многочисленных почитателей его памяти, которая, без сомнения, никогда не умрет среди чад Православной Церкви Русской, как никогда, по милости Божией и молитвам святителя Митрофана, не прекратится чудесная и благодатная помощь его всем, прибегающим к нему в нуждах и скорбях.

К 200-летию преставления святителя появился ряд ценных изысканий из его жизни благодаря трудам местных воронежских исследователей: открыты и изданы новые материалы, написаны очерки разных сторон жизни и деятельности святителя - материалы и очерки, послужившие главными источниками для настоящего жизнеописания.

















































© Воронежская митрополия - 2011-2024 г.
При использовании материалов сайта не забывайте делать ссылку на источник.