|
|
|
|
24 августа 2016 г • пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ |
"Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 1. Глава III
Служение святителя Тихона в сане епископа Воронежского.
Меры по улучшению нравственного состояния духовенства. - Заботы о воспитании духовного юношества. - Любовь свт. Тихона к простому народу и попечение о нравственном его воспитании. - Научение народа истинам веры устно и через писание. - Обличение пороков и бесчинных игр. - Прекращение бесчинных празднеств в Сырную неделю и праздника ярилы. - Частная жизнь святителя Тихона. - Болезнь и отречение от епархии
Нелегкое бремя возложено было на святителя Тихона назначением его в епископы Воронежские. Епархия Воронежская была одна из обширнейших и менее устроенных во всех отношениях. При первоначальном образовании Воронежской епархии, к ней причислены были только семь городов, отделенных от Рязанской епархии: Воронеж, Елец, Костенек, Орлов, Коротояк и Землянск с уездами. Но в 1696 г. приписаны были к епархии все поселенцы но рекам Осереду, Битоку и Икорцу с верховья и до устья; в 1699 г. приписаны еще от Рязанской епархии города Усмань, Острожки. Белокольск и Демшинск, а от Белгородской - город Острогожск с уездом. В 1718 г. приписаны были еще все селения, лежащие ниже Воронежа по рекам Дону, Донцу, Хопру, Бузулуку, Медведице и Айдару, и крепости Бахмутская и Хоперская со всеми монастырями и часовнями, прежде бывшие в ведении архиереев Сарских и Подонских, и еще город Павловск, Донецкий Предтечев монастырь и новонаселенные слободы по реке Тулушве. В 1720 г. отчислены были от Рязанской епархии еще города Тамбов, Козлов и Борисоглебск с их округами. Хотя в 1758 г., при восстановлении архиерейской кафедры в Тамбове, все приписные от нее города были отчислены от Воронежской епархии, но при учреждении ¬штатов в 1765 г. приписаны были еще города к Воронежской епархии, именно: от Крутицкой - Ливны и Черкасск, от Коломенской - Ефремов, от Рязан¬ской - Лебедянь, Сокольск и Романов в степи, от Белогородской - Усердь и Ольшанск. В епархии считалось до 800 церквей, духовенства обоего пола более 15 000 человек и всего православного населения более 800 000. Само образование епархии из городов приписных от других епархий, из случайных поселений людей всякого рода, большей частью бродяг и раскольников, уже показывает, что в епархии не могло быть твердого порядка, ни в духовенстве, ни в народе. К этому присоединилась еще скудость средств содержания архиерейского дома. Вот что доносил ¬Государыне святитель Тихон: "По прибытии моем в Воронеж, я нашел, что архиерейский дом строением неокончен, как и судейская при Консистории камера и около дома ограда каменная на 111 саженях, да семинарские училищные покои, сенные здания обветшали и требуют починки, также в соборной архиерее¬престольной Благовещения Пресвятой Богородицы церкви иконостас, святые иконы и ризница весьма обветшали, притом же колокол в 300, второй в 120, третий в 15 пуд, в пожарный случай разбиты. А чем бы оное все исправить, таковых сумм в оном архиерейском доме не находится, ибо с имеющихся за тем архиерейским домом вотчинных крестьян (коих состоит по минувшей второй ревизии в подушном окладе 1361 душа), никаких денежных сборов никогда не бывало и ныне нет, а состоят те крестьяне на пашне, сенокосе и на заготовлении дров и прочих работах". Посему святитель просил, чтобы оставшиеся после его предшественника епископа Иоанникия деньги, около 6 000 рублей, следовавшие по закону в Коллегию экономии, отданы были на необходимые поправки, тем более, что сам преосвященный Иоанникий в частных записках уже назначил более 3 000 руб. на поправку архиерейского дома. На просьбу свт. Тихона ответа не было. Он повторил ее в 1766 г., и также безуспешно. Лишенный средств улучшить внешнее положение архиерейского дома и украсить благолепно кафедральный храм, святитель Тихон употребил свою деятельность на то, что зависело от него, и для чего средства были в богодарованных ему силах духа и обилие благодати и в его пастырской ревности. Он озаботился созиданием и украшением живых храмов Божиих в сердцах своей паствы [4].
Святитель Тихон обратил заботливое попечение на духовенство Воронежской епархии. Он хотел дать необходимые сведения тем, которые были мало образованы, и всех одушевить новым духом ревности к совершению своего служения. Тотчас по приезде своем в 1763 году он написал для духовенства особую книжку под названием "Должность священническая о семи Святых Тайнах" и разослал ее по всем монастырям и духовным правлениям для раздачи священникам. В сем сочинении святитель Тихон дал понятие о сущности каждого Таинства, об образе совершения, о лице совершающем и лицах приемлющих Святые Тайны. Это был как бы малый катехизис, изложенный по вопросам и ответам. Изложение учения о каждом Таинстве святитель заключает убеждением священникам благоговейно совершать их и быть чистыми посредниками даров небесной благодати.
В следующем году, в дополнение к сему, он издал "Прибавление к сущности священнической о тайне Святого Покаяния". Указывая на важность обязанности священника как духовника, как врача душ, святитель Тихон дает руководственные правила к совершению Таинства Покаяния, и предлагает образец убеждений, с какими духовник должен обратиться к кающемуся. "Так ты можешь говорить кающемуся,- учит святитель священника,- Богу ты, чадо, исповедуешься, Которого грехами прогневал, а я служитель Его недостойный, и свидетель твоего покаяния. Ничего не утаи, не стыдись и ничего не бойся; понеже трое только здесь нас: Бог, пред Которым ты согрешил, Который все твои грехи, так как они делались, совершенно знает; понеже Бог везде есть на всяком месте, и где ты что делал или говорил и думал худое или доброе, Он тут был и все то совершенно знает, и ныне с нами есть, да только единого твоего покаяния и исповедания самовольного ожидает. Ты сам также грехи свои знаешь. Не стыдись же их выговорить, всех, которых делать не стыдился. Я третий, тебе подобострастен, такой же человек, как и ты; того ради и мене нечего стыдиться". Если не усматривается в кающемся истинного сокрушения о грехах, то святитель советует пробуждать сокрушение той мыслью, что Бога так благого, так милостивого, так великого благодетеля грехами прогневал. После исповеди святитель советует внушать грешнику покаявшемуся, чтобы он впредь не грешил; потому что Бог весьма ненавидит грехи и за них наводит всякую казнь. Но при исповеди больных внушает преимущественно говорить о милосердии Божием, никакими грехами непреодолимом, и утешать надеждой на милость Божию.
В 1765 году святитель Тихон разослал окружное послание к духовенству своей паствы. В сем послании святитель внушает духовенству трезвенное и скромное поведение. "Вы - поставленные на свещнике светильники, на которые все взирают и пример приемлют. Вы свет миру! Вы соль земли, по слову Христову! Как будете служить, священнодействовать утро, когда вчера вам порученные видели вас пьяных, ссорящихся, бесчинствующих? Видящий тебя осудит, и ты осуждению его виновен, и так обоим грех". Он заповедует осторожность, взаимную любовь, прощение обид, благочинно проводить праздничные дни, с умилением приступать к совершению Божественной службы, помышляя о спасительном Христа Господа о нас смотрении; кратко изъясняет значение действий церковного Богослужения. Заповедует часто читать Священное Писание. "На то и дал нам Бог, по Своей благости, Писание, чтобы нам его читать и, читая, исполнять в нем написанное. Писание Священное - некое послание от Бога к человеку, в котором волю Свою святую открывает нам и как нам жить наставляет нас. Рассудите же, с какой охотой и вниманием Божие к нам послание читать надлежит! Ежели бы царь земной, монарх наш, написал к тебе письмо, не с великой ли бы радостью читал ты тое письмо? Ей, с великим весельем и вниманием! Царь небесный к тебе земному и тленному человеку послал письмо (Священное Писание); почто убо оставляешь такой дар, сокровище тое неоцененное? Когда читаешь Евангелие, Христос Бог с тобой говорит. Когда, читая, молишься к Нему, то ты с Ним говоришь. Ах, разглагольствие сладкое! Ах, любезная и все приятная беседа! Бог с человеком, Царь небесный с мрежию тленною, Господь с рабом разглагольствует. Что сего приятнее и что сего полезнее? Видите, какая польза от чтения Писания Священного". Святитель напоминает священникам, что Господь Бог поставил их стражами дому Своего, то есть святой Церкви; потому им должно, как верным слугам Христовым, стеречь дом святой делом, словом и помышлением. Делом - показывая людям пример честного христоподражательного жития, словом - наставить и научить хранению закона Божия, помышлением - всегда думая о душевной пользе словесных овец. Он напоминает: если кто нерадением погубит порученные души, то погибель их взыщет от него Господь в день страшного суда. Чтобы пастыри Церкви могли ближе почерпать себе уроки, он обращает внимание их на те случаи, какие они могут извлекать из самой службы своей. "Совершая крещение, слышишь отрицание сатаны и всех дел его. Помяни, что и сам сатаны и всех дел его отрекся. Совершая исповедь, рассматриваешь совесть кающегося. Посмотри и в свою совесть, не обличает ли она тебя в том, в чем ты исповедуемого испытуешь, и всячески оную тщись сокрушением сердца, слезами, благоговением и всегдашней молитвой очистить. Погребая преставльшихся, помысли, в какое и как бедное состояние нас, по образу Божию созданных, грех привел; помяни и то, что и сам земля еси, и в землю отыдеши (Быт. 3:20). Приступая к алтарю на службу Божию, внимай себе, что ты посредственный ходатай между Богом и людьми и что о них молитвенник еси и предстатель к Богу, и рассуждай, как приступаешь".
С вступлением на русский престол императрицы Екатерины уничтожена была пытка для вынуждения признания у подсудимых, и на священников была возложена важная обязанность быть увещателями их, чтобы склонять к добровольному признанию. Святитель Тихон и в сем деле явился помощником своих священников. Он в 1765 г. разослал увещателям образец, как увещавати и преклонять подсудимых к раскаянию и признанию.
Вразумляя и руководствуя священников, которые уже были, святитель Тихон приложил свое попечение к тому, чтобы впредь воспитать более образованных и способных пастырей Церкви.
Семинария в Воронеже основана была около 1722 г., но от недостатка учителей и содействия со стороны епархиальной власти пришла в совершенный упадок. Предшественник Тихона Иоанникий нашел семинарию с одним только учителем латинского языка и, не видя средств продолжать учение, совершенно прекратил преподавание латинской словесности, заменив семинарию Славянской школой при своем доме и другую такую же школу открыв в Острогожске. Святителю Тихону нужно было заводить семинарию вновь. Но кроме недостатка в учителях встретились тогда и неожиданные препятствия - в недостатке средств. До сих пор семинария содержалась на основании Духовного Регламента и указа 28 сентября 1721 г., на сбор с монастырей и пустынь двадцатой части, а с церковнослужителей тридцатой доли всякого хлеба и разных пошлин. Но 29 февраля 1762 года отписаны были все духовные вотчины и запрещалось делать с монастырей и духовенства сборы в пользу семинарий, на содержание которых обещано было назначить жалованье из Коллегии экономии. До исполнения сего обещания святитель Тихон не имел никаких средств к основанию семинарии. Впрочем, он не только поддержал славянские школы, заведенные его предшественником при архиерейском доме и в Острогожске, но основал новые в Черкасске и Ельце, чтобы подготовить учеников в семинарию. Когда в 1765 г. в Воронежскую семинарию определено было годовое жалованье (по 655 р. 55 к. ), святитель Тихон завел и изучение латинского языка во всех школах, а в Воронеже собрал распущенных учеников и, пригласив учителей, отчасти из Киевской Академии, а более из Харьковского Коллегиума, через два года дал ей полное устройство.
Святитель Тихон сам часто посещал классы, указывал порядок учения, отмечал лучших и поучительнейших из писателей места, для толкования юношеству. В 1765 г. он дал собственное наставление семинаристам для охранения их благонравия. Здесь он указывает, что Сам Бог призывает их к сему высокому служению. Потому тщательно нужно готовиться к нему, призывая на помощь Бога, и всегда иметь в виду служить для славы Божией и общей пользы. Учение дает средства просвещать людей и приводить их к блаженству вечному, но без добродетели оно бесполезно, посему паче всего нужно упражняться в добродетели. В частности, святитель Тихон внушает быть усердными к храму Божию, участвовать в службе церковной, сохранять полное благоговение, быть почтительными к старшим, приветливыми к товарищам, удерживаться от пересудов, осуждений, грубых слов и вообще вести себя вежливо и кротко. Эту инструкцию, состоящую из 28 пунктов, святитель велел всякий день прочитывать ученикам, при выходе из школы и по вечеру. "Един ученик должен прочитать вслух всех, чтобы всякий помнил, как ему нужно вести себя".
Заботливость о просвещении духовенства, об оживлении его новым духом, конечно, направлена была к тому, чтобы пастыри могли наставлять народ. Святитель Тихон не ограничился тем, что готовил способных деятелей для просвещения, но и сам действовал. По своему происхождению, по первоначальному своему воспитанию и жизни в деревне он был близок к народу, хорошо знал и его добрые стороны, и его немощи. Народ тогдашнего времени в сем краю России был проще, ближе к старинному образу жизни, привязаннее ко всем давним обычаям и мало просвещен. Благочестивому пастырю нравилась в нем простота веры, усердие к Церкви и послушание к пастырю. Последующая жизнь его покажет нам, что он особенно любил сближаться с простым народом, беседовать с ним, поучать его, и сам выслушивал охотно советы простых людей. Наставление народа в истинах веры, необходимых для спасения и исправления нравственности его, было главнейшим предметом пастырских забот и трудов Преосвященного Тихона.
В 1765 г. для жителей Воронежа установил святитель Тихон открытое преподавание закона Божия по воскресным дням, перед литургией, в соборной церкви. Для сего вызван был студент Московской Академии, посвященный в диакона кафедрального собора. Целый год был преподаваем в соборе катехизис, но народ мало ходил слушать его. Такое нерадение в народе о своем духовном просвещении глубоко огорчило Преосвященного. Побуждаемый праведным негодованием, он сперва сам произнес в соборе, потом приказал прочитать по всем церквам Воронежским обличительное увещание. "С немалым сожалением многократно приметил я, - так беседовал святитель, - что на душеполезное учение, которое во все воскресные дни пред святой литургией уже без малого год преподается, мало кто от граждан собирается. Оно для того определено, чтобы всякий слушал и познал, в чем состоит звание христианское и сила закона Божия, и так бы в благочестии успевал. Но противное, как вижу я, намерению моему делается. Проповедник чрез всю седмицу трудится, собирает как пчела, чтобы мог в наставление предложить, кричит чрез целый час, но почти всуе пропадают труды его, падает туне почти семя слова Божия, понеже мало слушающих. Знать, что иной лучше почитает краткое время то провести в осуждении и оклеветании ближнего, иной в развращенных разговорах, иной в чтении соблазнительных и душе вредных книжек, иной в праздности и лености, которая есть мать и источник всех зол, или в другом чем неполезном и вредном, нежели, чтоб пойти послушать проповедуемого слова Божия. Когда шут шутит пред тобою или ласкатель лжет, с охотой и удовольствием слушаешь их; а когда проповедник посреди церкви проповедует истину, глаголет глаголы живота вечного, ты отвращаешь уши свои... Я думаю, что ежели бы здесь преподавалось учение, каким образом тленное богатство собирать, временную честь и достоинство получить, в ту школу не только бы сами родители приходили, но и детей приводили бы. А к тому проповеднику, который учит собирать сокровище нетленное на небеси, который указует путь к вечному блаженству, слушать не только детей своих не приводят, но сами отцы и матери не приходят. О учители! О проповедники слова Божия! Сколь вы несчастливы в нашем веке! Сколь мало имеете слушающих вас. Дабы немецкому, французскому и другим иностранным языкам обучиться, многие иждивения не жалеют ни денег, ни труда, а проповедники туне без цены и серебра учат закону Божию, объявляют волю Отца Небесного, проповедуют слово Божие, но никто не слушает их. Но, может быть, кому не нравится проповедник, что не красно говорит? К такому говорю я, что к проповедникам повеление Божие не в том состоит, чтобы они проповедью своей забавляли и увеселяли слушателей своих, но чтобы пользовали и врачевали их греховные раны". Причину равнодушия к проповеди слова Божия святитель видит в худом состоянии душ. Святитель Тихон часто сам говорил поучения к народу. В своих поучениях он раскрывал истину Евангельского учения, излагал жизнь, страдания и смерть Виновника нашего спасения, Господа Иисуса Христа и, показывая образ нашего спасения, изъяснял различие между ветхим плотским и новым духовным человеком. Убеждал к постоянному бодрствованию среди опасностей нас окружающих. Возбуждал к покаянию, к любви Богу и ближним, учил о слове Божием, о вере. Поучения Тихона были большей частью изустные. По множеству епархиальных дел он не успевал их писать, а потому немного сохранилось его поучений к воронежской пастве.
Для тех, которые не могли слушать лично поучения, святитель Тихон писал христианские наставления [5] и рассылал по всей своей пастве, требуя от священников, чтобы они читали их при всяком удобном случае. Не довольствуясь этим, он писал краткие увещания, приказывал переписывать их на листы и прибивать к стенам во всех церквах своей епархии, чтобы напомнить всякому, кто подойдет прочитать их, что он некогда отрекся сатаны и всех дел его, записался в службу Христу и присягнул Ему, как воины царю земному, и потому должен служить Ему верно даже до смерти [6]. Для чтения он написал еще довольно обширное сочинение "Плоть и дух" с той целью, чтобы живым изображением жизни плотской и духовной и различных плодов той и другой побудить читающих к снисканию чистоты и бесстрастия христианского. Для сего же написаны были им и размышления на некоторые изречения Священного Писания [7].
Внушая правила христианской жизни, святитель Тихон является и строгим обличителем современных пороков. В слове на 8-ю заповедь "не укради" он обличает хищение, которому предавались многие в то время. "Сколько грех сей перед Богом есть великое зло,- говорит он,- столько между людьми умножился он на земле, сколько хищение и воровство вредительно, столько развращенные человеческие сердца обладаемы ими бывают. О лютых времен! О развращение людей!" Святитель различает три рода хищения: явное, тайное и лестное. "Первое хищение есть то, когда кто чужую вещь насильно отнимает:
1) разбойники, которые насильно другого грабят;
2) властелины, которые у своих подчиненных, а сильные у немощных отнимают нагло имение, дом, рабов, землю и прочее или принуждают их продать себе то, что они продать не хотят, или продать малой ценой, или принуждают работников к большим трудам сверх договора и награждения, или насильно кабалят и порабощают свободных людей, или самовольно употребляют чужие вещи, или на чужой земле пашут, или за работу и службу удерживают мзду и награждение;
3) сему хищению подвержены суть те несовестные продавцы, которые в крайней другого нужде, на примере во время глада, хлеб не продают, разве за несносную цену, или домогаются за то некоторой вещи, например, дома или земли, или коня;
4) связывают себя виной явного хищения те, которые в крайнем чьем бедствии обещают подать помощь под тяжелым договором, хотя бы и не трудно было помочь, например, подъехать с судном к утопающему в воде;
5) сюда принадлежат и те, которые, видя нужду другого, взаймы не дают денег или хлеба, или чего другого, разве требуя неправедной лихвы и росту;
6) сим подобны те, которые удерживают положенные им в закладе вещи и другими подобными образами ближнего своего обижают.
В хищении тайном, кроме воров, виновны те, которые какую-либо потерянную вещь нашедши не объявляют и у себя удерживают, или заблудшую скотину, или беглого чужого раба укрыв присвояют, или с пожара крадут.
Хищение лестное бывает различным образом:
1) когда кто продает какую вещь большей ценой, нежели чего она стоит, или обманывает мерой и весом, или худой товар продает как добрый, например, мешает в хлеб мякину, в вино - воду, или монету ложную дает за добрую, хрусталь - за алмаз, куницу - за соболя; или кто больше против надлежащего берет пошлины;
2) к числу таковых хищников подлежат судьи, которые за мзду судят и потому праведно ли, неправедно ли судят,- крадут. И приказные люди, которые челобитчиков долго волочат, как будто другими делами важнейшими заняты, а чрез то домогаются поклонов;
3) пороком этим заражены суть те, которые, будучи казначеями или какими приставниками, утаивают приходы или приписывают большие расходы, или своим небрежением делают приходам упущение;
4) таковы те, которые ложные притворяют духовные и неподлежащие присвояют имения, или сказываются умершего близким родственником и его делаются наследниками;
5) те, которые наняты будучи за довольное награждение, неверно и нерадиво работают и время проводят в праздности;
6) нищие, которые или будучи здоровы притворяют себе немощи, или, имея довольствие, притворяют нищету, или некоторые вымышляют нужды, будто разорились от пожара или ограблены от разбойников, или просят милостыни на имя других ложно, например, на богадельню, на искупление пленников или на подать и проч., и тем самым и у бедных, вправду нищих, отнимают подаяние;
7) те лицемеры, которые под видом притворной святости или беззаконным вымышлением мощей, будто святых, или икон, будто чудотворных, простой народ соблазняют к подаянию;
8) ласкатели и ябедники, которые получаемое за ябеду крадут;
9) картежники, похищающие своим искусством достояние ближнего или желающие его".
Исчислив виды хищения, очевидно указывающие на современные пороки общества, святитель убеждает хищников: "Отдай всем все, у кого ты неправедно что присвоил, лучше убогому и нищему в Царствие Небесное войти, нежели богатому страдать в пламени геенском, да и богатым никто от мира сего не исходит, но все равно как наги входим в мир сей, так наги и отходим. Тогда надобно будет и нехотя попрощаться всякому с вотчинами, которые каким-нибудь неправедным способом себе присвоил; надобно оставить те отягощенные сундуки, которые от слез братии своей наполнил; надобно быть вынесену из тех чертогов, которые от слез братии своей построил; надобно совлещись тех виссонов, которые из неправды сшил; надобно лишиться тех вин, которыми со слезами вопиющих на небо наслаждался; надобно удалиться от той музыки, которую с воплем рыдающих бедных приятно слышал, а едина токмо срачица, ради прикрытия наготы, един гроб, едины три аршина земли нужны будут" [8].
Душу святителя Тихона возмущало нехристианское препровождение торжественных дней и праздников церковных [9]. Общественные гуляния, общее невоздержание и нескромные игры он сравнивал с общим пожаром, на котором души человеческие беззаконием, как пламенем, поедаются [10]. Особенно сильно восставал он против увеселений в Сырную неделю. Еще в 1763 г. он убеждал священников, чтобы они везде и всячески старались истреблять этот душепагубный обычай [11]. После того нередко он обличал его в устных беседах. В 1765 году в Воронеже произнес слово, в котором увещевал народ оставить увеселения и пиршества, особенно неприличные времени, назначенному Церковью для приготовления к покаянию. В этом слове, изобразив непристойное поведение христиан в Сырную неделю и указав, какое значение имеет она по назначению святой Церкви, ревностный пастырь, от лица Церкви, взывает к народу: "Сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене. Сыны родих купелью пакибытия, напоих молоком Божия слова, воспитав таинства веры, одеях одеждою нетления, утвердих надеждою вечного живота. Слыши небо и внуши земле! Сыны родих и вознесох, тии же отвергошася Мене. А как отвергошася сыны сии матери своея, слышите: она приказывает в те дни более благоговеть, а тии более бесчинствуют; она приказывает воздерживаться, а тии более страстям предаются; она определяет пост, а тии более объедаются и пьянствуют; она приказывает очищать телеса и души, а тии более оскверняют; она приказывает страсти отлагать, а тии более прилагают"... Изобразив далее важность дней, которыми окружена Сырная седмица, из коих одни нам предлагают плач, а другие муку вечную за грехи представляют, свт. Тихон снова обращается к своим слушателям: "Внимай сему, грешниче, и паки говорю: внимай, да не тебе сия постигнет". Пламенные убеждения ревностного пастыря сделали то, что празднование масленицы надолго было оставлено в Воронеже. Уже во время пребывания Преосвященного Тихона на покое в Задонске опять начались бесчинные увеселения. Услышав об этом, он сказал: "Горестно слышать, как изменяется народ; надобно молить Господа, чтобы просветил и наставил его на путь истины".
Другой народный праздник, возмутивший благочестивое сердце пастыря и возбудивший его пастырскую ревность, был какой-то остаток языческой старины в Воронеже, называвшийся праздником ярила. Он начинался в среду или пяток после Троицына дня и оканчивался в понедельник Петрова поста. К этому дню народ готовился как бы к какому-нибудь великому празднику. Все городские и окрест¬ные сельские жители сходились на бывшую в Воронеже за старыми московскими воротами площадь и устраивали род ярмарки. Выводили молодого человека, которого обвязывали цветами, лентами и колокольчиками; на голову надевали колпак из бумаги, раскрашенный и развязанный лентами; лицо намазывали румянами, в руки давали позвонки. В таком наряде ходил он с пляской по площади и назывался "ярилом". Везде были игры, пляски, лакомство, пьянство и кулачные бои. В 1765 г. с 25 мая началось это празднество. Святитель, узнав о сем игрище, в понедельник Петрова поста, 30 мая, из загородного дома приехал на самую площадь. "Я увидел, - так писал он сам,- что множество мужей и жен, старых и младых и малых детей из всего города на то место собрались. Между сим множеством народа я увидел иных почти бесчувственно пьяных, между иными ссоры, между иными драки; иных раненых, иных окровавленных; приметил плясание жен со скверными песнями". Он, въехав в самую средину бесчинствующей толпы, начал обличительное и трогательное слово. Устыженный присутствием святителя народ прекратил свои игрища. Многие от стыда тотчас разбежались по домам, другие, обличаемые совестью, оставались выслушать слова пастыря. Одушевляемый пастырской ревностью, он обличал, умолял, советовал и потом, с угрозой отлучения от Церкви, повелел прекратить это игрище и успел заставить народ при себе же разломать все игрищные и торговые шалаши. На другой день, 31 мая, созвал он к себе в загородный Троицкий дом все городское священство и лучших граждан и начал изъяснять им безобразие и бесчиние сего праздника, умоляя оставить его навсегда, и истребовал от них в том обещание. В следующий воскресный день назначил в Воронежском Благовещенском соборе всеобщее собрание для нового увещания. Он сказал при сем проповедь. Описав бесчинство сего праздника, говорил: "Вот какой праздник усмотрел я в христианах; в тех людях, которые троекратным отвержением отреклись сатаны и всех дел его, троекратно присягнули служить Христу и записались в воинство Его; в тех людях усмотрел я праздник сей, которые исповедуют Бога, сотворшего небо и землю, усты прославляют имя Святой Троицы, украшаются именем христианским, веру исповедуют, Тайны святые приемлют, чают воскресения мертвых и жизни будущего века. И когда? В такое время, в которое, по указанию Церкви Христовой, общей нашей матери, истинные христиане пост начали; в такое время, в которое не успела Церковь святая отпраздновать праздник Святой Пятидесятницы, праздник установленный в благодарение Господу Богу нашему, - в такое, говорю, время, в которое всякой христианской душе должно благоговеть, сей совершают праздник!.. И кто же празднует так! Христиане, с давнего рода люди - рода Христова люди, род избран, царское священие, язык свят, люди обновленные; они-то сей совершают праздник и с таким усердием и горячностью. Но увы ослепления! Христиане забылись, что они христиане суть; устами Христа исповедуют, а делом отмещутся Его; словом прославляют Бога, а бесчинными делами хулят имя Его пресвятое. Я вам самим отдаю на рассуждение, слышатели! Сами рассудите, какой се праздник есть: собираться на пустое место в великом множестве, упиваться бесчувственно, производить пляски, игры бесчинные, возносить кличи и вопли богомерзкие, друг с другом сквернословить, браниться, ссориться, друг с другом биться, друг друга ранить, друг друга окровавлять и прочее сим подобное делать, которых слух души целомудренной не может стерпеть". Он объясняет, что сей праздник есть бесовской, и как гибельно отвергаться Христа и воздавать Ему за любовь ослушанием и неблагодарностью, отдаваться произвольно в плен греховный, который несравненно тяжелее плена Вавилонского, и в котором пленники более достойны слез, нежели порабощенный Израиль. В горести и болезни сердца, пастырь с плачем умолял всех истребить зло. "Священники, - говорил он,- пастыри словесных овец Христовых, стражи дому Господня! Ангелы, возвещающие волю Отца Небесного! По своей должности настойте, умолите, запретите; пощадите души, порученные вам от Пастыреначальника Иисуса Христа, кровью Его искупленные. Господа командующие, которым от благочестивейшей монархини поручен меч на устрашение злодеев и нечествующих! Устрашайте мечем сим и пресекайте бесчиние и соблазны людей, противящихся слову истины. Честные отцы и матери! Удерживайте от того детей своих всяким образом. Господа! Воспящайте продерзость рабов своих. Честною сединою и житием непорочным красящиеся граждане! Советуйте благообразным советом". Потом, опровергнув все говоримое в защиту праздника и возбудив презрение к самому имени "ярило", недостойному слуха целомудренного и приносящему бесчестие городу, он дает последнее наставление: "Празднуйте Единому Триипостасному Богу Отцу и Сыну и Святому Духу, в Него же креститесь и во всяком месте прославляйте величествие Его". Сим словом, дышащим пастырской ревностью, он произвел глубокое впечатление. В церкви все собрание рыдало, и частые стоны слушателей заглушали иногда даже самое слово. Все прониклись глубоким раскаянием. Слово это в то же время прочитано было по всем приходским церквам и еще более распространило всеобщее чувство раскаяния. Многие, приходя в загородный дом, где жил святитель летом, припадали к ногам своего пастыря и просили у него прощения за ту скорбь, какую причинили его сердцу. Пастырь давал им здесь новые увещания. Наконец совесть их была успокоена, навсегда был прекращен этот бесчинный праздник в Воронеже, и пастырь славословил Бога за успех своей ревности по христианскому благочестию.
Этот успех святителя Тихона тем более замечателен, что нельзя сказать, чтобы в жителях Воронежа он находил почву благоприятную для сеяния слова Божия. Святитель Тихон часто должен был терпеть злоречие и осуждение за свою благочестивую ревность. Немощным людям не нравилось иногда то, что святитель во время общего бедствия налагал особые посты на граждан. Только страх оскорбить, в лице святителя Тихона, угодника Божия, за которого могло постигнуть наказание Божие, заставляло иногда повиноваться ему. Граждане Воронежа, увещевая друг друга повиноваться советам, наставлениям или приказаниям Преосвященного Тихона, говаривали: "Он Богу пожалуется". И точно, были случаи, когда Господь явно наказывал наносивших оскорбление святителю Тихону. В 1764 г. он ехал для погребения одного помещика по московскому тракту через село Хлевное. Здесь грубые жители продержали его долгое время, не давая лошадей и отзываясь неимением их, хотя были богаты ими. После этого случая все лучшие лошади в селе стали падать, и жители пришли в бедность. Они прямо увидели здесь карающую десницу Божию и говорили, что святитель Тихон наложил проклятие на их село, и потому лошади падают, и хлеба нет. В 1780 г. они отправились просить святителя Тихона в Задонск о снятии будто бы изреченного им проклятия. Тихон лежал тогда больной в постели, лично принять их не мог, но сказал: "Я не проклинал их, но Бог за непочтение и оскорбление пастыря Своего наказует", и приказал объявить им свое прощение.
Заботы о благе паствы не давали отдыха святителю Тихону, имевшему от природы чувствительнейшее сердце и деятельный дух. Неутомимость его простиралась до того, что он никогда не был празднен. Если было у него много епархиальных дел, то часто целые ночи проводил без сна и не мог успокоиться, пока не окончит своего дела. По утру обыкновенно занимался письменными делами; выслушивал просьбы и жалобы с живейшим участием, с виновными иногда обращался строго. После обеда, по кратком сне, он занимался почти всегда до полуночи сочинением поучений, наставлений и увещаний духовенству и народу. Вместо отдыха, читал писания святых отцов, преимущественно Златоуста, которого особенно любил. Потому-то дух Златоуста и его язык повсюду видны в сочинениях сего пастыря. На беседу с приезжающими к нему он менее всего употреблял времени. Самые беседы большей частью состояли из благочестивых рассуждений. Но когда нужно было, он с заботливостью вникал, сколько возможно было, и в частную жизнь членов своей паствы. Здесь он особенно старался внушать миролюбие и взаимную любовь христианскую. Если же слышал о какой-либо ссоре или вражде, спешил видеть враждующих, чтобы примирить их, или писал к ним. Так, во второй год управления Воронежской паствой, он писал одному обиженному и мстившему за обиду: "Как молиться будете Богу: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим, - если сами не оставляете? Брат наш, такой же как и мы, - он словом обесчестил нас, оскорбил, а мы черви, земля и пепел, грязь смрадная Бога создателя своего, Господа великого и страшного, Которого сами силы небесные ужасаются и трепещут, на всяк день столько раз прогневляем. Вот посылаю вам пресвятой Образ Спасителя моего и твоего; чрез сие Имя молю вас. Сие Имя ангелам дивно, апостолам, мученикам, святителям и преподобным любимо, нам грешным сладко, понеже о Нем нам только надежды и упования. Оставьте памятозлобие. Сия моя худая бумажка и недостойная мне во свидетельство вам в изобличение будет на страшном суде Христовом" [12].
Для людей бедных и нищих всегда был свободный доступ к святителю Тихону. Вспоможение бедным и утешение скорбящих были самым приятным делом для его чувствительного сердца. Не довольствуясь частым приниманием нищих в своем доме, он имел обыкновение каждый праздник Пасхи, Рождества Христова и в иные некоторые случаи, как то: в неделю сыропустную и во все дни заговенья - рассылать по несколько денег в богадельни, в острог и к другим заключенным. Иногда даже сам, переодеваясь в простое монашеское платье, по вечерам в эти дни приезжал в жилища несчастных, как бы посланный от имени архиерея, и, подавая милостыни, делал словесные наставления к терпению, увещания и утешения. Темнота ночи сперва не позволяла узнавать сего милостидавца и утешителя. Но когда, по слуху народному или сладким увещаниям, стали узнавать его, он на некоторое время прекращал свои приезды, а вместо себя посылал подчиненных своих монахов, но милостыни не прекращал. Он называл нищих, по слову Златоуста, Христовой и своей братией.
Только четыре года и семь месяцев правил Тихон Воронежской паствою. Подвиги иноческие, которых Тихон не оставлял ни в какое время и ни в каких обстоятельствах, пастырские труды, заботы и огорчения, бывшие следствием различных препятствий к исполнению благих его намерений, расстроили здоровье его. Частая бессонница и тревоги начали беспокоить его и останавливать дела. Расстройство это поразило душу боголюбивого пастыря скорбью о том, что он не может уже с прежней деятельностью трудиться на пользу церкви Божией. Он ужасался, что с его болезнью необходимо связаны упущения по делам звания, что его немощь может быть причиной погибели душ христианских, что его самого может постигнуть то горе, которым он угрожал пастырям, если он не оставит своего служения. Еще в первый год своего служения в Воронеже святитель Тихон просил увольнения от служения архиерейского. "Как из Москвы выехал болен,- писал он в прошении Святейшему Синоду от 7 августа 1763 г.,- так и ныне в той же болезни нахожусь еще, и паче, которую как внутрь себя, так и в голове чувствую, из-за чего и литургии служить и прочих дел по должности и званию отправлять не в состоянии, ибо почасту, как кроме служения, так и в служении, обморок находит, о чем как служащие со мной, так и прочие засвидетельствовать могут. Того ради Вашему Святейшеству о сем донесши, всепокорнейше прошу, дабы соблаговолено было меня от епархии уволить, дабы мне в неотправлении должности своей как пред Богом, так и перед Вашим Святейшеством ответ не дать, а определить в келию поблизости в Троицкую Сергиеву Лавру, на какой Ваше Святейшество порции соблаговолите". Святейший Синод в ответ на эту просьбу советовал святителю Тихону обратиться к врачам за помощью в надежде, что его молодые годы помогут ему освободиться от болезни. 16 марта 1766 г. святитель послал второе прошение в Синод, в котором писал: "И доныне в той же болезни нахожусь и уже в крайнюю пришел слабость, так что по своей должности и отправлять дел, которых по здешней епархии много, и трудные, и мне, по немощи моей, несносные, и служить не могу". Поэтому просил он уволить его от епархии, а если этого не будет дозволено, то дозволить жить до излечения от болезни в городском Задонском монастыре. На эту вторичную просьбу не было никакого ответа. 23 августа 1767 г. святитель Тихон, чувствуя себя еще более слабым, послал просьбу об увольнении прямо на имя императрицы, прося вместе с тем до¬зволить жить ему в каком-либо монастыре Воронеж¬ской епархии и назначить какое-либо пособие для содержания. Вследствие троекратной просьбы Тихона, Святейший Синод сделал 15 октября доклад императрице об увольнении его от епархии, предоставляя ее милости назначение пенсиона. Государыня 17 декабря, изъявив согласие на увольнение Преосвященного Тихона, назначила выдавать ему ежегодно на содержание по 500 рублей, а поселиться дозволить ему в каком угодно из монастырей Воронежской епархии. 3 января 1768 г. получил Тихон указ Святейшего Синода, увольняющий его от должности, и 8 числа сдал уже все дела и вещи, принадлежавшие архиерейскому дому.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 1. Начало книги. Главы I - II "Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 1. Глава IV "Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 1. Глава V (начало) "Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 1. Главы V (окончание) - VI "Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 1. Глава VII "Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 2: Прославление святителя Тихона, обретение и открытие святых мощей его. Глава I "Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 2: Прославление святителя Тихона, обретение и открытие святых мощей его. Глава II "Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 2: Прославление святителя Тихона, обретение и открытие святых мощей его. Глава III "Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 2: Прославление святителя Тихона, обретение и открытие святых мощей его. Глава III (продолжение) "Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всей России" составленное Н. В. Елагиным. Часть 2: Прославление святителя Тихона, обретение и открытие святых мощей его. Глава III (окончание)
|
|