Сегодня 26 декабря 2024 года, ЧЕТВЕРГ, (13 декабря по ст. стилю)
Губернатор Александр Гусев вручил митрополиту Сергию (Фомину) награду Президента России  >>>
КОНТАКТНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ
УКАЗАНИЯ
Клирик Воронежской епархии поздравил работников сельского хозяйства  >>>
Состоялся семинар для приходских бухгалтеров Воронежской митрополии  >>>
Митрополит Воронежский и Лискинский Леонтий совершил архипастырский визит в возводимый на левом берегу реки Воронеж храмовый комплекс во имя ...  >>>
Сюжет телеканала "Союз": Митрополит Воронежский и Лискинский Леонтий посетил православную гимназию во имя святителя Митрофана ...  >>>












































Рейтинг@Mail.ru

11 августа 2015 г • пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

"Быть стойкими и смотреть в будущее"

Интервью с главой Воронежской митрополии Высокопреосвященнейшим Сергием, митрополитом Воронежским и Лискинским, опубликовала воронежская газета "Коммуна".

– Ваше Высокопреосвященство, нынешний год принес нам масштабные торжества в честь 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира. Ковчег с мощами святого приносится во многие города Руси, Крестителем которой он являлся. В начале июня святыню встречал и наш город. Для воронежцев это – событие значимое, запомнившееся. Действительно ли так значима роль князя Владимира в истории России? И насколько принесение ковчега способствует объединению людей вокруг Православия в нынешних условиях?

– Великий князь Владимир сделал судьбоносный выбор пути развития Руси, благодаря которому произошло становление нашего народа как самобытной, духовно крепкой нации. Принятие христианской веры не только преобразило личность самого князя, это событие определило цивилизационный выбор всего государства. Евангельские ценности – человеколюбие, милосердие – на века стали основой общественной нравственности. Киевская Русь вступила в период своего расцвета, усилился ее международный авторитет. В этом тоже заслуга великого князя – ее Крестителя.

Думаю, мы еще не до конца понимаем всю значимость этого события – принесения мощей равноапостольного князя Владимира в русские города. Вспомните, когда приносили две чаши и волос пророка Мухаммеда в Чечню – это было национальное торжество. А для нас, славян, князь Владимир – личность не меньшей значимости, чем для мусульман их пророк.

Князь Владимир – наш духовный родоначальник. Совершенное им Крещение Руси Церковь приравняла к подвигу апостольского служения. Прибытие частицы его мощей стало поводом к пробуждению не только религиозных чувств, но и патриотического духа в жителях нашего края. В нынешних условиях принесение святыни стало событием не только церковной, но и государственной жизни.

Мы должны знать свои корни, помнить людей, которые явились воспитателями народного духа, дали импульс к его развитию. Без духовного наследия князя Владимира невозможно было бы пережить 70 лет советского периода, когда людей уничтожали за убеждения. Мощная государственная машина атеистической пропаганды и репрессий сметала все на своем пути. Только наследие великой силы духа наших отцов и матерей помогло выстоять и сохранить Церковь в годы расстрелов и концлагерей, совершать самоотверженные поступки и подвиги в годы Великой Отечественной войны.

Несмотря на внешне атеистический образ жизни общества в те годы, в глубинах человеческого духа сохранялась подлинная вера и патриотизм. Только этим можно объяснить удивительный факт: прошли времена Советской власти – и Церковь снова возродилась. Почти полностью уничтоженная в годы воинствующего атеизма при Сталине, пережившая новый виток гонений во времена Хрущева, – она расцвела вновь, лишь только ослабло государственное давление. Это чудо произошло не только вследствие усилий наших иерархов, но главное – благодаря сохранению великого внутреннего потенциала веры в нашем народе. Вспомним, как наши бабушки воспитывали детей и внуков, как благоговейно передавали нам, как могли, основы православной веры... Официально, перед людьми, в советское время коммунисты сторонились храма и религии, но есть множество устных свидетельств тому, что и они хранили в глубинах души огонек веры своих отцов! Известно, что половина членов политбюро были отпеты в православных храмах. Очень многие перед смертью были соборованы и причастились Святых Христовых Таин. Это достоверно известно о Калинине, Брежневе и многих других. Таковы факты.

Вера всегда была сильна в нашем народе. Она давала России духовную мощь, благодаря которой была одержана Великая Победа над фашизмом 70 лет назад. А ведь когда начиналась война, шло преобразование нашей армии, не было закончено перевооружение, да и многие талантливые военачальники и стратеги были расстреляны… Врагам казалось, что победить Россию не сложнее, чем от Берлина до Парижа дойти. Были уверены, что их встретят и им сдадутся. На деле же – ничего подобного! Наш народ нашел в себе внутренние резервы, выстоял и разгромил врага. Женщины и дети работали на заводах, кормили армию, страну. Сила духа и понимание ответственности за свою Родину объединили людей, дали возможность выступить единым фронтом и победить.

Наш Воронеж дал импульс развития Самаре – туда были эвакуированы такие отрасли, как самолетостроение, производство военной техники, а также госпитали. В течение нескольких месяцев смонтировали цеха, запустили производство и, используя весь свой потенциал, начали выпускать продукцию для фронта, для Победы. И в этом – тоже сила духа народа, которая во многом определила наше будущее. В юбилейный год мы должны обратиться к нашим корням, многое переосмыслить, подумать о будущем нашей Родины, каждой семьи, каждого человека.

– В наше непростое время, когда идет война в Украине, экономика России переживает не лучшие времена, вопросы безопасности и благополучия людей выносятся на первый план. Многим сегодня нужна поддержка, в том числе духовная. Какие слова и доводы находите Вы, встречаясь с теми, кому особенно трудно?

– Мы, славяне, привыкли быть стойкими и с надеждой смотреть в будущее. На встречах с воронежцами я всегда говорю, что, несмотря на кризис, мы живем в благодатное время. Если мы душой молоды и сильны, то должны уметь корректировать свои взгляды на жизнь, направлять энергию в нужное русло. Негоже нигде не работать и сетовать на то, что "мне живется плохо, а соседу хорошо". Давайте подумаем: почему соседу живется хорошо? Может быть потому, что он хочет трудиться, созидать, а ты – нет? Может быть, причина неудач – простая лень? Значит, нужно ее изжить! Например, поселиться в деревне и возделывать землю, кормить себя и свою семью продуктами, которые сами вырастили. Нужно прилежание к фермерскому труду. Он нелегкий, но все же сегодня жителям деревни жить проще, чем 30 или 40 лет назад. Создаются комфортные условия быта, улучшается техника. Нужно только проявить решимость и многое может получиться.

Почитайте "Поднятую целину" Михаила Шолохова, и все станет ясно. Нежелание трудиться – извечная проблема. Тем, кто не оставил еще ложного убеждения, что ему что-то "должны", надлежит посмотреть вокруг открытыми глазами. Напрасно задаваться вопросами: "Почему нам не могут бесплатно выделить или отремонтировать квартиру?". Что греха таить, некоторые привыкли иметь все это в советское время без особого труда – человеку достаточно было оформиться на работу и ему платили деньги. Но были и совестливые, кто работал за себя и за своих недобросовестных товарищей.

Я начинал свою трудовую жизнь с работы на заводе. Отлично помню, в конце месяца мастера недоумевали: как начислять зарплату, если один добросовестно работал, а другой только курил. Вот из той курилки и тянется к человеку холодок беспечности, а затем и недовольства.

Пора становиться ответственными за себя и за будущее своих детей. Трудиться надо – это основа основ. Засучи рукава и прикладывай силы.

Когда ко мне обращаются молодые трудоспособные люди, я советую найти дело по душе, найти свое место в жизни. А если нет желания – живи скромно. Оказать разовую помощь такому человеку можно, но брать его "на закорки" и "нести" по жизни – этого не сможет никто, да и не нужно этого делать.

Церковь дает человеку возможность правильно расставить приоритеты ценностей. Главное – сохранять спокойствие, что бы ни происходило вокруг тебя. Помнить, что человека ведет промысел Божий. Научиться извлекать урок из сложившейся ситуации. Не стремиться к стяжанию многих богатств. Счастье не в приобретении вещей – в этом не бывает насыщенности. Умей разумно относиться к тому, что дает тебе жизнь и довольствуйся тем, что можешь честно заработать.

Всегда подчеркиваю: особая ценность для человека – вступление в брак. Благодаря опоре друг на друга, супруги спокойно и последовательно всего достигают в жизни. Если, конечно, не ленятся, а имеют друг в друге помощника, на которого можно положиться. Семья – это ячейка, нравственная основа общества.

Чтобы общество было стабильным, нужно взвешивать каждый шаг – не спешить верить красивым словам агитаторов, а вырабатывать собственную позицию. Не нужно идти с протестом против правительства: в протестах нет конструктивности! Осознавайте свою персональную ответственность, принимайте участие в жизни правового государства. Ходите на выборы, избирайте депутатов в своем округе и наблюдайте за тем, как они выполняют свои обещания. Не нравится – отзывайте их! Это может быть нелегко, но необходимо. Депутаты всех уровней избраны народом, а народ – это вы, значит у вас – сила! Протестные движения, которые недавно шли волной в Москве, Санкт-Петербурге, или у нас, в Новохоперске, имеют иждивенческую подоплеку. Люди часто оказываются жертвами: им что-то обещают или дают деньги, зачастую заокеанского происхождения… Народным мнением определенные политические силы прикрываются, руками народа производится возмущение, а в итоге – народ и страдает. Так организовываются "цветные революции". Необходимо помнить: ни одна насильственная смена правительства не принесла людям ничего хорошего!

Мы сожалеем об Украине, где смена власти произошла путем государственного переворота. Новые правители ведут несамостоятельную политику, стремясь исполнить заказ иностранных покровителей, а население переживает ужасы вооруженного конфликта и тяжелейший гуманитарный кризис.

Ситуация в России также требует неослабного внимания. Мало кто хочет оставаться в деревнях или быть рабочими на производстве. Молодежь предпочитает городской стиль жизни. Многие имеют сельскохозяйственные специальности, но это не мешает людям искать любые пути, чтобы остаться в городе. Многие просто разучились трудиться. Зачастую девушка, получив неплохое образование, связывает свои планы не с профессиональным ростом, а с удачным замужеством. Молодые люди, сразу после завершения обучения, хотят иметь неоправданно высокую зарплату. Не получив желаемого, впадают в депрессию, становятся психологически неустойчивыми, быстро привыкают к алкоголю или наркотикам.

Так появляются молодежные группировки, в которых трудно найти ребят с нормальной самооценкой и устойчивой психикой. Появилось, например, движение скинхедов. Уверен, оно не могло бы возникнуть, если бы педагоги искренне вникали в проблемы подростков, использовали огромный опыт воспитания молодежи хотя бы советских времен. Если бы учителя сумели вложить в их души любовь к ближнему, стыд и совесть, мы не столкнулись бы сейчас с проблемой деструктивных образований, юные адепты которых прошли школу боевиков и теперь готовы стрелять в кого угодно. А ведь всем известно: если молодого человека воодушевить какими-то идеями, он будет следовать им всю жизнь и переубедить его потом чрезвычайно сложно.

– В последнее время ощущается все более активное участие Вашего Высокопреосвященства и клириков Воронежской митрополии в духовной и культурной жизни Воронежа. Это особенно заметно по различным фестивалям, акциям, привлекающим большое число участников всех возрастов. Это попытка дать людям духовную опору?

– Безусловно, духовная опора – это самое главное. Важно, чтобы люди не забывали традиционный для России путь развития личности. Он лежит через восстановление в сознании народа евангельских идеалов, морально-нравственных ценностей, основанных на Православии. Только в этом случае можно говорить о духовном возрождении и процветании страны, народа и отдельной личности. Церковь – не только иерархи, епископы или священники. Церковь – это весь народ. Если у прихожан сформируется крепкое осознание личной сопричастности Церкви и общности духа, то в этом единстве легче будет вести правильный образ жизни, честно трудиться и помогать ближнему. В этом – великое благо и для семьи, и для государства, и для каждого человека.

Но, к сожалению, взамен традиционных духовных и нравственных ценностей, народу зачастую предлагается нечто иное. Ведется дискриминация Православной Церкви и всех христианских конфессий. Посмотрите на информационные выпады против католической Церкви – ее просто смешали с грязью! Протестантизм принудили стать на службу человеческим страстям и государственным интересам. Много веков бывшая единой с нами Украина переживает трудные времена – ее правители уже согласны на смену духовных ориентиров, но за это еще идет борьба…

Еще 5-10 лет назад невозможно было себе представить, чтобы исповедующие ислам люди воевали против своих единоверцев. А сейчас они убивают людей и взрывают мечети…

Негативное отношение к Православию в России настойчиво внедряется в сознание граждан определенными силами. В этом направлении ведется огромная работа, причем не только в нашей стране, но и во всем мире. Так размываются нравственные основы, которые могли бы воспитывать человечество. Обществу наносится колоссальный духовный урон.

– За последние 20 лет в нашем городе много было восстановлено и построено новых храмов. Недавно освящены купола и кресты для восстанавливающегося храма в честь преподобного Сергия в Алексиево-Акатовом монастыре. Завершается строительство храмов в честь равноапостольного князя Владимира и блаженной Ксении Петербургской – это радует воронежцев. Многие спрашивают: как скоро предполагается воплотить в жизнь проект храмового комплекса в честь святителя Митрофана Воронежского на Левом берегу? Есть ли еще интересные проекты строительства новых комплексов?

– Созидание храма святителя Митрофана – больной для Воронежа вопрос. Мы предложили проект строительства храма-памятника в год 300-летия преставления святителя Митрофана. 12 лет вопрос остается открытым.

Суть истории такова: мэрия выделила участок на левом берегу Воронежского водохранилища. Он вполне подходил для строительства достойного храма-памятника. Однако позже выяснилось, что планы епархии и духовные интересы воронежцев пересеклись с интересами и приоритетами людей, которые занимаются архитектурным планированием и развитием города. Процесс затормозился. Нам предложили альтернативный вариант: немного сместить участок в сторону вдоль берега. Место действительно очень красивое. Площади достаточно, чтобы рядом с храмом возвести воскресную школу и прочие необходимые строения. Надеемся, что вскоре получим все необходимые разрешения и приступим к строительству.

Возведение нового храма – процесс, к участию в котором приглашаются как общественные и производственные структуры, так и отдельные граждане. Средств, заранее собранных на сооружение этого храма (как и любого другого), у епархии нет. Инициируя строительство, мы вынуждены обращаться к состоятельным людям с просьбой поддержать нашу идею, поэтому процесс храмоздательства зачастую идет медленнее, чем хотелось бы. Если серьезной помощи от благотворителей нет, начинается сбор средств среди верующих. Наши сограждане в этом отношении не всегда активны, – смотрят на епархию, думают, что она должна все сама построить. Церковные же доходы совсем не так велики, как принято думать: они складываются из добровольных пожертвований. Прихожане, если есть желание, подают записочку, покупают икону или свечку, вносят посильную лепту. Из этих средств оплачивается целый ряд платежей – от налогов за землю и строения, до зарплат сотрудникам и оплаты коммунальных услуг. Кроме того, каждый приход отчисляет часть средств на епархию: они расходуются на обучение студентов духовной семинарии, воспитанников православной гимназии, на миссионерскую и катехизаторскую деятельность, на подготовку православных педагогов, на благотворительность и различные социальные проекты. Часть средств мы переводим на нужды Патриархии. В результате всех этих необходимых затрат, наши священники и тем более сотрудники храмов получают самые скромные зарплаты в Воронежской области. Так что в нынешних условиях у нас работают настоящие энтузиасты.

Храмы нужны не епархии как таковой – они нужны людям. Как Правящий Архиерей, я должен беспокоиться о созидании церквей, чтобы тем самым сберечь духовное здоровье людей. Уверен, что храм будет востребован, в нем будет возноситься народная молитва. К сожалению, зачастую обыватели занимают выжидательную позицию: пусть кто-то строит, а я потом приду и помолюсь. Вот такая правда жизни.

– В июне подписано Соглашение о сотрудничестве Воронежской митрополии и регионального Управления ЗАГС. Насколько нам известно, такой документ подписывается не впервые и предусматривает взаимодействие сторон в вопросе развития семейных традиций, пропаганды семейных ценностей. У Вас, Владыка, уже есть опыт работы в этой сфере, можно ли говорить о ее результатах?

– Да, такие соглашения мы подписывали и раньше. Сейчас мы его вновь заключили в связи с образованием митрополии в пределах Воронежской области. Каждая новообразованная епархия юридически самостоятельна и должна участвовать в процессе взаимодействия с государственными организациями – это и было закреплено новым документом. Принципиально нового в этом ничего нет. Цель одна: помочь людям хранить семейный очаг и семейные ценности. Достижение этой цели –счастье для человека и ощутимая польза для государства.

С органами ЗАГС у нас много налаженных путей сотрудничества: встречи, семинары, праздники. Например, совместное проведение дня святых Петра и Февронии – покровителей семьи и брака на Руси. В этом году он впервые проводился одновременно по всей области. Мы чествовали людей, которые прожили долгую совместную жизнь, явили добрый пример молодоженам.

Необходимо заложить и укрепить в сознании людей понятие о великой ценности семьи, об ответственности каждого из супругов за ее целостность. Нужно бороться за сохранение семьи на всех ключевых этапах жизни. Развод должен стать нонсенсом, редчайшим исключением. Ведь брак – не эксперимент, в котором могут быть пробы и ошибки. Относиться к нему надо со всей серьезностью.

Беседовала Татьяна ЮШКИНА.






ФОТОРЕПОРТАЖ:








































© Воронежская митрополия - 2011-2024 г.
При использовании материалов сайта не забывайте делать ссылку на источник.