|
18 сентября 2017 г • пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ |
Выступление митрополита Воронежского и Лискинского Сергия на торжественной церемонии открытия XXIII Съезда физиологического общества имени И.П. Павлова
Научно-практический форум организован Российской академией наук и пройдет на базе Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко.
Торжественное открытие XXIII Съезда физиологического общества состоялось 18 сентября в Воронежском концертном зале.
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии, обратился к участниками съезда:
"Уважаемый председатель, уважаемые представители организационного комитета,
досточтимые участники съезда!
Благодарю вас за предоставленную возможность выступить перед столь высоким научным собранием. Это свидетельство того, что на смену секулярному обществу, которое в недавнем прошлом стремилось вытеснить религиозные представления из всех форм социальной жизни, приходит новое общество, в котором принимается во внимание значение религии в общественных событиях.
Православная Церковь всегда с неизменным уважением относилась к науке, ибо, как сказал митрополит Филарет (Дроздов), "вера Христова не во вражде с истинным знанием потому, что не в союзе с невежеством". Никакого спора или конфронтации науки и христианством не существует, потому что наука и вера относятся к разным сферам человеческого познания. Вера и творения Святых Отцов, богословие приближают человека к познанию Бога, а комплекс научных знаний – к познанию Божиего творения. По словам основоположника отечественной науки Михаила Васильевича Ломоносова, "природа и вера суть две сестры родные, и никогда не могут прийти в распрю между собою". Сама история естествознания демонстрирует единство веры и разума в личностях своих выдающихся исследователей. Основоположники российской физиологии: князь Алексей Алексеевич Ухтомский, академик Академии Наук СССР, создатель учения о доминанте, автор многих работ по физиологии, равно как и первый русский лауреат Нобелевской премии Иван Петрович Павлов, чье имя носит теперь Российское физиологическое общество, вошли в историю как христиане, сохранившие преданность вере, несмотря на сложные политические и церковные события своего времени. Мы знаем, что многие российские исследователи сегодня являются верующими людьми, а среди священнослужителей немало людей с учеными степенями.
Противостояние веры и науки не свойственно Православию. Оно возникло после того, как представители Римско-Католической церкви ввели в свое богословие научные идеи, возникшие в позднем Средневековье. Эти идеи были опровергнуты последующим развитием науки, но поскольку они оказались тесно связанными с вероучением, возник конфликт католической церкви с исследователями, отстаивающими новые научные представления. Спор между религией и наукой искусственно создавался в Советском Союзе. Мы помним те времена, когда от ученых требовали, чтобы наука находилась в контексте идеологии, отрицающей существование Бога. Однако нужно понимать: религия не занимается изучением устройства материи. Уже поэтому, в науке нет ни атеистических, ни религиозных теорий, но есть теории разной степени истинности, полнота которых постоянно изменяется вместе с ростом научного знания.
К сожалению, последователи деформированных отношений науки и христианства встречаются и в наши дни. Именно они порождают антиклерикальную мифологию, приписывающую Церкви создание ограничений и препятствий для работы в научной сфере. Но Церковь ничего не навязывает людям и никого не ограничивает, она следует словам апостола Павла: "К свободе призваны вы, братья" (Гал. 5:13). Проблема состоит в другом. Может ли христианство быть чем-то полезным науке?
Современные научные исследования сегодня вплотную приблизилась к ответам на вопросы, которые ранее относились исключительно к компетенции философии и богословия: "как возник материальный мир? каково происхождение человека и его сознания? какова причина возникновения вселенной? в чем глубинные основания жизни?". Наука, постигшая фундаментальные принципы бытия, позволяет теперь радикально преобразовывать мир. Новые научно-технические возможности выдвигают очень важную проблему: "насколько полна та научная картина мира, исходя из которой человеческое общество определяет перспективы своего развития?"
Сегодня все понимают, что уровень научного и технологического развития цивилизации таков, что необдуманные или безнравственные действия небольшой группы людей могут привести к катастрофе, способной уничтожить жизнь.
С христианской точки зрения наука не является областью независимой от нравственных принципов. Мы обеспокоены тем, что декларируя свободу научного творчества, научное развитие зачастую оказывается в зависимости от человеческих страстей: тщеславия, гордыни, погоней за прибылью, властолюбия. И было бы ошибкой считать, что развитие знания о природе не должно быть ограничено никакими моральными, философскими или религиозными принципами. Власть науки и современных технологий настолько велика, что "ныне для обеспечения нормальной человеческой жизни как никогда необходимо возвращение к утраченной связи научного знания с религиозными духовными и нравственными ценностями". (Основы социальной концепции РПЦ XIV.1.). Церковь призывает к тому, чтобы познание было дополнено ответственностью за познаваемую природу и любовью к ней. Ведь история естествознания и история нашего Отечества содержит не единичные свидетельства того, как обезбоженный человек, создавал действительность, уничтожающую человеческую природу и тем самым, бросающую вызов Богу. Мы с удовлетворением отмечаем, что роль Церкви в будущем человечества признает и научное сообщество. Так, стратегическая инициатива "Новое образовательное измерение", сформулированная в 2009 году на IX Съезде Российского Союза ректоров, предполагает "хранить религиозные ценности и духовно-нравственные ориентиры во всем их многообразии".
Отвечая на вопрос "может ли христианство быть чем-то полезным науке?", нельзя обойти и то обстоятельство, что теоретические дисциплины предполагают открытие законов, на которых зиждется мир. Попытка описать мир "объективно", "не зависимо от сознания", есть попытка описать природу с точки зрения личного восприятия конкретного исследователя с его определенными нравственно-аскетическим устройством, уровнем воспитания и образования. С позиции Православной Церкви, человек, утративший связь с Творцом, видит мир искаженно. Поэтому Православие предполагает необходимость преображения познавательных способностей человека, прежде чем он начнет познавать природу, высказывать суждения о ней, и, тем более, прежде чем человек начнет преобразовывать мир. Церковь придает особое внимание восстановлению общения человека с Богом и нравственным аспектам познания потому, что только внимательный и чистый сердцем имеет возможность в полной мере понять закономерности мироздания и увидеть за творением Создателя, – по словам апостола Павла: "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира чрез рассматривание творений видимы" (Рим.1,20).
Понимая духовную задачу съезда как нашу общую сопричастность к раскрытию замысла Бога о жизни, надеясь на то, что ваши научные достижения благотворно повлияют на развитие медицины и откроют здравоохранению новые перспективы, я желаю всем плодотворной работы и молитвенно призываю на вас Божие благословение", - завершил свое выступление митрополит Сергий.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий принял участие в международном медицинском форуме Сюжет телеканала "Союз": В Воронеже состоялось открытие 23-го Съезда физиологического общества имени Ивана Петровича Павлова
|