|
6 апреля 2021 г • пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ |
"...Это был незаурядный человек с тонким умом, обладающий мудростью и смирением..."
Портал "МОЕ! Online" разместил публикацию о почитаемой в народе воронежской подвижнице благочестия - блаженной Феоктисте (Анфисе Михайловне Шульгиной).
"Воронежская митрополия собирает материалы для канонизации блаженной Феоктисты.
В первой половине прошлого века она была достаточно известной в городе личностью. Феоктисту еще при жизни считали святой, и сейчас на ее могиле люди оставляют записки с просьбами. Она жила в нашем городе в первой половине прошлого века и похоронена на территории Алексиево-Акатова монастыря.
Эта женщина - практически наша современница, о ней остались яркие воспоминания, она была довольно известной в городе личностью. Многие коренные жители Воронежа знают о ней по рассказам своих родителей, бабушек и дедушек.
Так что же это была за личность?
Протоиерей Андрей Изакар, председатель комиссии по канонизации святых Воронежской епархии вместе с соавторами Николаем Макеевым и Еленой Козак составили жизнеописание блаженной Феоктисты. Оно войдет в материалы для канонизации.
Анфиса Михайловна Шульгина (так звали блаженную в миру) появилась на свет в 1855 году в городе Новочеркасске на территории области Войска Донского (ныне Ростовской области) в многодетной семье казачьего полковника. Была она дворянского происхождения, что впоследствии скрывала. Также говорили, что ее муж - крупный морской офицер – погиб в русско-японскую войну 1904-1905 гг. После этой трагедии Анфиса Михайловна приняла постриг с именем Феоктиста и была принята в число насельниц Покровского женского монастыря Воронежа. Говорила про себя, что неграмотная, а сама называла латинские буквы на ложках, знала все Евангелие и церковную службу.
По свидетельству живших рядом с ней людей, это был незаурядный человек с тонким умом, обладающий мудростью и смирением. Но на людях Феоктиста скрывала свои таланты и способности, а взамен порой демонстрировала показную грубость.
Была она среднего роста, худая, изможденная, с благородными чертами лица.
Особенно блаженная почитала места, связанные с подвигами и трудами святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. До самой своей старости блаженная ходила пешком из Воронежа в Задонск. Она специально разрезала задники ботинок и обувала их на разные ноги, чтобы обувь хлопала и натирала мозоли.
Послушница блаженной Феоктисты Анна Козлова вспоминала:
- Я ее побаивалась. Была матушка неразговорчивая, на вид суровая. Часто сидела недвижимо, с застывшим лицом. Меня это очень пугало. После поняла, что матушка пребывала в молитве. Однажды сижу у нее в келье, а она не обращает на меня никакого внимания – перекрестится и опять застынет, перекрестится и опять застынет. Как-то мне не по себе стало, страшновато. Думаю, вот возьмет она меня и убьет – никто и не узнает. Вдруг она поворачивается ко мне и так это неожиданно светло и ласково улыбается: "Убивать я тебя и не думала. Посиди еще немножко, сейчас придет матушка (называет имя монахини), заберет тебя и даст послушание – картошку чистить. Конечно, интереснее будет чистить, чем молиться со мной, старой". И точно! Через некоторое время приходит названная монахиня и определяет именно на то послушание, о котором было сказано Феоктистой.
Добровольный подвиг юродства
В Покровском монастыре старица прожила до самого его закрытия в 1929 году. При этом в последнее десятилетие своей жизни в обители матушка Феоктиста стала широко известна воронежцам благодаря своим подвигам, и прежде всего подвигу юродства. А юродствовать она начала вскоре после событий 1917 года – в период Гражданской войны и гонений на Церковь.
Из воспоминаний людей, близко знавших блаженную Феоктисту, известно, что она тогда сильно изменилась.
Рассказывали, как она ходила на базар и в лавках покупала белые булки. А потом раздавала их частью там же, иногда около церкви, а иногда несла своим знакомым. Булочники зазывали блаженную, чтобы она у них покупала булки, так как матушку все знали и говорили, что у тех, у кого она покупала, весь товар распродавался с особой удачей. И извозчики, тоже хорошо знавшие матушку, старались, чтобы она садилась в их коляску. И вот как-то ехала Феоктиста Михайловна на извозчике по проспекту Революции (Большой Дворянской) в вывернутом наизнанку кафтане с красной подкладкой и громко скандировала: "Ура! Ура!" Случилось это как раз перед тем, как Буденный вошел в Воронеж.
Умерла блаженная Феоктиста 6 марта 1940 года, похоронили ее на кладбище на Придаче. В 1966 году ее останки пришлось перезахоронить на левобережном кладбище. На Придаче тогда начали строить проектный институт и кладбище решили сносить. А в 2009 году, учитывая паломничество к могиле блаженной и ее почитание, Воронежская епархия решила перенести ее останки на территорию Алексиево-Акатова монастыря. Сейчас у ее могилы постоянно совершаются заупокойные богослужения, в которых участвуют не только духовенство, но и все желающие. На могиле соорудили специальный ящик, в который люди складывают свои записки с просьбами.
"Канонизация – это не перевод из несвятого в святого"
- Решение о канонизации принимается не просто так, а на основании всестороннего изучения жизни святого. Принимаются во внимание безукоризненность его веры, случаи исцеления недугов, помощи в решении личных проблем. В общем, нестандартные события, которые превышают наше представление о чем-то обыденном, что и можно назвать чудом. В этом смысле пример жизни блаженной Феоктисты изумляет. Сейчас нам удивительно, как так человек ХХ века мог пойти на подвиг юродства, сопоставимый с деяниями блаженной Ксении Петербургской? - отметил проректор Воронежской духовной семинарии священник Константин Рева.
По его словам, кто-то мог называть поведение Феоктисты асоциальным. Но она так делала не для того, чтобы смутить других, а чтобы их разбудить – открыть глаза на то, что происходило в 30-х годах прошлого века.
И оказалось, что человек с улицы, блаженный имеет больший авторитет, чем другие люди, жившие в ту пору.
- Канонизация – это не перевод человека из несвятого в святого. Это констатация факта, что его жизненный опыт и наследие являются примеров для потомков, что это один из вариантов проявления христианской жизни. И эта святость – она рядом с нами, она нам доступна, - пояснил священник.
Автор: Татьяна МИСТЮКОВА".
ССЫЛКА ПО ТЕМЕ: Публикация на портале "МОЕ! Online"
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Блаженная Феоктиста". Фильм создан "TV Губерния"
|