1915-01-18 "Будем бояться греха"
Слово в Неделю о блудном сыне, произнесенное ректором Воронежской семинарии архимандритом Серафимом (Соболевым) в семинарском храме 18 января 1915 года за Литургией.
Сегодня за Литургией в Евангельском чтении мы слышали, возлюбленные во Христе питомцы, притчу Спасителя о блудном сыне. В этой притче Святая Церковь раскрывает перед нами всю силу трогательной любви Господа к кающимся грешникам.
Такую любовь Господь показал во время земной Своей жизни к блуднице, приведенной к Нему фарисеями, к другой блуднице, проливавшей покаянные слезы у ног Его, и к крестному разбойнику. Знаем мы о любви этой из жизни святой Марии Египетской, святого Киприана, епископа Карфагенского, блаженного Феофила, преподобномученицы Евдокии и многих других святых лиц, которые после покаяния в своих великих грехах были помилованы Богом и затем через свою святую жизнь прославлены от Него вечной славой.
И если мы, возлюбленные, захотим от чистого сердца покаяться перед Богом во всех грехах своих, то будем уверены, что Господь все простит нам; поможет нам освободиться от наших нечистых страстей и будет видимо для нас изливать нам свои неизреченные великие милости.
Впрочем, иначе и не может быть. Если мы со всеми своими недостатками весьма дороги бываем своей матери, то тем более мы милы Господу, и в особенности когда через покаяние простираем к Нему свои руки. Вот почему Господь говорит: "Аще забудет жена отроча свое еже не помиловати исчадия чрева своего, аще же забудет сих жена, но Аз не забуду Тебе".
Но вот что всегда нам нужно иметь в виду и чего в особенности бояться. Существуют такие грехи, при которых человек утрачивает способность покаяться и навеки погибает. По учению Православной Церкви, основанному на словах Спасителя, апостолов и святых отцов, такими грехами являются диавольская гордость и ожесточение сердца с отрицанием бытия Божия и хулою на Святого Духа. Несомненно, Господь простил бы и эти грехи, если бы виновные в них покаялись. Несомненно, Господь простил бы и Ария, и Македония, и Нестория, и нашего богоотступника, хулителя Толстого, если бы они покаялись. Но, к сожалению, они дошли до такой диавольской гордости и такого ослепления, когда уже поворот души к Богу, нашему Спасителю, стал для них невозможен.
Итак, будем, возлюбленные во Христе питомцы, бояться не только быть зараженными грехом диавольской гордости и ожесточения, но и приближаться к этому греху. Поэтому будем блюсти себя от каждого греха, и в особенности от неверия, маловерия, и сомнения в области веры и православной религии нашей. Будем во все верить, во что верит Православная Церковь наша, и веровать так, как верует она. Будем иметь смирение и каждый день в своих молитвах, а наипаче во дни Великого поста, каяться пред Богом, говоря: "Господи, виноват перед Тобою, прости меня и не лиши меня небесного Твоего Царствия". А чтобы покаяние наше было искренним и чистосердечным, будем стараться всегда сознавать грехи свои, всегда зреть их перед собою и потому молиться: "Господи, даждь ми зрети моя прегрешения".
Тогда мы будем весьма близки и любезны Господу, ибо Он ничего большего не требует от нас, как нашего покаяния от смиренного и сокрушенного сердца, почему в слове Божием и говорится: "Сыне, даждь ми сердце твое", "Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит" и "Смиренныя духом спасет".
Опубликовано:
Воронежские епархиальные ведомости 1915 год.
"Православный Воронеж", N3, 2010 г.
|