|
|
|
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий: "Святые проповедовали Евангелие всей своей жизнью"
15 лет назад, в 2002 году, было установлено празднование Собора Воронежских святых. Оно совершается 17 сентября по новому стилю, в день второго обретения (1964) и перенесения (1989) мощей святителя Митрофана, первого епископа Воронежского.
В Собор Воронежских святых входят имена всех прославленных Русской Православной Церковью святителей, преподобных, мучеников, подвижников, новомучеников, исповедников, просиявших в нашей земле. О Воронежских святых, о новомучениках Церкви Русской рассказывает в интервью митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии:
- Ваше Высокопреосвященство! Кто из Воронежских святых Вам особенно дорог, чьи труды и подвиги вдохновляют вас?
- Конечно, по духу кто-то из святых более дорог, но говорить о том, что он мне более близок своими подвигами, трудами, чем другие, с моей точки зрения, не совсем правильно. Со временем у меня сложилось свое отношение к восприятию святых. Я их рассматриваю как людей, которые проповедовали Евангелие всей своей жизнью.
По-разному складывались их судьбы, но все они были свидетелями своей эпохи и отвечали на вопросы своего времени. Мне как человеку, который сформировался в 1960–1970-е годы, в период бескровных гонений на Церковь, очень близки святые советского периода. Мы мало знали о них. Когда я учился в семинарии, нас, студентов, интересовал этот период, и мы задавали преподавателям соответствующие вопросы. У нас был очень мудрый профессор, теперь уже покойный, протоиерей Алексий Данилович Остапов. Он дозированно давал нам информацию о положении Церкви после революции. С одной стороны, мы понимали, что многого он не может сказать, но главные вехи профессор нам все-таки определял. Он рассказывал историю, которую слышал лично от Святейшего Патриарха Алексия I. Это воспоминания о Патриархе Сергии (Страгородском), о Патриархе Тихоне, о нашем земляке митрополите Петре (Полянском).
Потом, когда я уже работал за границей, появилась возможность изучать то, что было недоступно в Советском Союзе. Время тогда было по-своему интересное. Всякая книга или информация, содержащая рассказ о положении Церкви в Советском Союзе, была опасна. Зарубежная Церковь и некоторые другие религиозные организации время от времени издавали и жития, и различного рода духовную литературу. И если при таможенном досмотре эти книги у вас находили, самое мягкое, что тогда грозило, - это прекращение заграничной командировки, отлучение от поездок за рубеж и даже возбуждение уголовного дела. Вот такие были времена.
Нужно понять психологию мою и моих сверстников, которые с жаром набрасывались на все то, что только приоткрывалось из событий того периода. Поэтому для меня самый большой опыт такого живого свидетельства верности Христу и Церкви - мученические акты XX века.
- Пример новомучеников чрезвычайно важен для современного человека. Чему мы, ныне живущие, должны научиться у тех, кто пострадал за веру, принял мученическую кончину за Христа?
- Я думаю, что учиться у новомучеников мы должны только одному - простоте жизни, духовной и повседневной. Эти люди предали себя воле Божией. Каждый из них, был ли он богат или беден, занимал какое-то место в жизни, когда Господь сказал: иди и страдай. И каждый из них сделал свой выбор, сделал сознательно.
Из всех святых новомучеников передо мной встает образ святителя Петра (Полянского), нашего земляка. О том, с каким мужеством он переносил мучения, можно прочитать в книге "Акты Святейшего Патриарха Тихона", которые изданы Православным Свято-Тихоновским богословским институтом. Образ святителя реально вырисовывается из документов, из его писем в следственный отдел НКВД, когда он в жутких условиях содержался на поселении на острове Хэ. Ему, уже немолодому человеку, нужны были и врачебная помощь, и просто элементарные бытовые условия, но и их он не мог получить. Несмотря на все давление, которое на него оказывалось, он оставался верен Патриарху Тихону, а иначе говоря - верен Евангелию, и не предал интересов Церкви. Одними из главных черт его характера были честность и прямота, отказ от ложного компромисса. Он не боролся и не выступал против советской власти. Но власть боялась человека столь сильного духом, который был неудобен ей и не шел на, может, и разумные, с ее точки зрения, компромиссы. Это и привело к тому, что практически сразу после того, как он стал Местоблюстителем Патриаршего престола, его интернировали и до самой кончины уже не выпускали.
Говоря о наших Воронежских святых, нельзя не сказать о величии и нравственном подвиге архиепископа Петра (Зверева) и архиепископа Тихона (Никанорова). Священномученик Тихон был распят на Царских вратах Благовещенского собора Митрофановского монастыря, а священномученик Петр закончил жизнь на Соловках. Господь даровал этим мученикам величие такой силы, что оно всех приводило в священный трепет, и даже в униженном положении они сохраняли чувство достоинства, как носители Христовой истины.
Это были люди, которые делали все ради правды Божией и любви к ближнему. Посмотрите, как они страдали, как они достигали святости!.. Они прошли через такие испытания, которые своими силами человек преодолеть не может. Но Дух Божий был в них. Вот этот несломленный дух, это доверие Богу, эта цельность, эта верность истине, эта любовь ко Господу и человеку вселяют в нас большую надежду, поэтому мы должны знать и помнить опыт наших святых, новомучеников и исповедников Церкви Русской.
- К сожалению, еще многие воронежцы не только не почитают, но даже не знают имен своих Воронежских святых…
- Думаю, это следствие той политики, которая проводилась в советский период. Советский Союз как новое государство строился на основании, которое отвергало все, что было в старой России, - как говорится, "весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…". Это отрицание сказывалось и на школьном образовании. Все позитивное, весь огромный культурный пласт не только российского, но и общечеловеческого достояния напрочь был отвергнут и забыт, и только узкие специалисты продолжали изучать историю Церкви. Народ воспитывался в новой истории. А она начиналась с революции 1917 года, и все, что было до нее, подвергалось критике.
К сожалению, и сегодня огромное духовное наследие, бережно хранимое Православной Церковью во многочисленных житиях русских святых и жизнеописаниях наших новомучеников и исповедников, остается до конца не востребованным. В современном обществе вдохновляющие примеры жизни святых людей зачастую подменяются псевдогероями, размываются духовные и нравственные ориентиры, людям указывается ложный путь, который ведет к погибели. И здесь встает серьезная проблема воспитания подрастающего поколения.
- Владыка, наверное, не случайно день празднования Собора Воронежских святых стал Актовым днем Воронежской духовной семинарии?
- Это традиция еще дореволюционная, когда в определенный день, обычно храмового семинарского праздника, устраивался торжественный акт, на котором произносились актовые речи, говорилось и об итогах прошедшего, и о перспективах нового учебного года.
Думаю, глубоко символично, что Актовый день нашей Духовной школы проводится в день празднования Собора Воронежских святых, ведь многие из них - выходцы из Воронежской семинарии, особенно новомученики. И я желал бы, чтобы семинаристы знали жизнь наших Воронежских святых, особенно новомучеников, подвиг которых является для нас вдохновляющим примером мужества в исповедании своей веры, преданности Церкви и своему народу.
ССЫЛКА ПО ТЕМЕ: Месяцеслов Воронежской митрополии
|
|