В канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы митрополит Воронежский и Лискинский Леонтий возглавил служение всенощного бдения
Торжественное богослужение Глава Воронежской митрополии совершил в Благовещенском кафедральном соборе.
Накануне праздника Введения (входа) Пресвятой Богородицы во храм митрополит Воронежский и Лискинский Леонтий совершил всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора.
Богослужебные песнопения исполнял смешанный митрополичий хор Благовещенского кафедрального собора под управлением регента Ильи Ижогина.
На Великой вечерне Владыка Леонтий возглавил чин литии - прилежного моления о всем мире - с освящением хлебов.
Стихиры, каноны, и прочие песнопения и чтения сегодняшнего праздника восхваляли событие, совершившееся с юной Отроковицей - Пресвятой Девой Богородицей. Ее родители, праведные Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла трехлетнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет посвятить Ее Богу и направились в Иерусалимский храм. У входа стояли призванные отцом Отроковицы Иоакимом юные девы с зажженными светильниками. Пресвятая Дева, несмотря на Свой малолетний возраст, легко преодолела высокие ступени храма и была встречена и благословлена Первосвященником Захарией, отцом Иоанна Крестителя. По особому откровению Божию, Она как одушевленный кивот Божий (ср.: 1 Пар. 15), была введена им во Святая Святых, куда имел право входить только Первосвященник лишь однажды в год (см.: Исх. 30:10; Евр. 9:7).
Так повествуется об этом священном торжестве в песнопениях праздника:
"Днесь храм одушевленный святыя славы Христа Бога нашего, Едина в женах Благословенная Чистая, приводится в храм законный жити во святых: и радуются с Нею Иоаким и Анна духом, и девственнии лицы Господеви поют, псаломски воспевающе, и чтуще Матерь Eго" (Стихира на "Господи воззвах" Великой вечерни).
"Во святая святых, Святая и Непорочная, Святым Духом вводится, и святым ангелом питается, сущи святейший храм Святаго Бога нашего, всячeская освятившаго входом Eя, и обожившаго eстество земных поползшееся" (Иная стихира, там же).
При совершении полиелея - самой торжественной части всенощного бдения - вместе со священнослужителями весь народ, присутствовавший в храме, многократно воспевал величание Пресвятой Богородице: "Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое".
После прочтения Евангельского зачала митрополит Леонтий обратился к духовенству и мирянам с проповедью. Владыка подробно изъяснил суть и глубокое духовное содержание нынешнего праздника и призвал верующих обращаться в своих молитвах за помощью и утешением к Пресвятой Деве Богородице и подражать Ее вере и решимости посвятить свою жизнь служению Господу. "Будучи посвященной родителями Богу, трехлетняя Отроковица Мария Сама всей душой возлюбила Господа, стремилась соединиться с Ним, и Сама, без посторонней помощи преодолела 15 высоких ступеней к дверям храма. Так благодать Божия укрепляет и возвышает тех, кто смиренно желает послужить Богу и прилагает свои усилия и труды", - отметил Архипастырь в своей проповеди. (Видеозапись смотрите на встроенном плеере внизу этой страницы).
По завершении проповеди Архипастырь совершил помазание священнослужителей и богомольцев освященным елеем.
На всенощном бдении первый раз в этом году на катавасии прозвучали ирмосы Рождественского канона "Христос раждается - славите! Христос с Небес - срящите (т.е. встречайте Его)!".
После чтения 1-го часа Владыка Леонтий и сослужащее духовенство у праздничной иконы в центре храма воспели величание.
О ПРАЗДНИКЕ:
Пречистая Богоотроковица Мария до трех лет жила в доме Своих родителей в Назарете. Когда же Ей исполнилось три года, Иоаким и Анна поспешили исполнить свое обещание Богу о принесении Ему в дар предивно родившейся Дочери. Они созвали родственников, пригласили в свой дом также назаретских девиц и приготовили много свечей. Ко дню путешествия в Иерусалим Анна украсила Пречистую Марию с царским великолепием. Шествие от Назарета до Иерусалима длилось три дня с небольшими остановками для отдыха.
Лик дев с зажженными свечами шел впереди процессии. За ними следовали Иоаким и Анна и вели за руку Преблагословенную Дочь, шедшую между родителями. Шествие замыкали родные и знакомые. Девицы-свещеносицы напоминали великолепный звездный круг и светоношением и любовью выражали почтение к приводимой Небесному Царю Марии. По словам святых отцов, Богоотроковице на пути в Иерусалим, по Божию велению, незримо сопутствовали бесплотные Ангелы и окружали Ее. Об этом свидетельствует свт. Георгий, архиепископ Никомидийский: "Ангелы и премирные силы, - говорит он, - окружали Деву. Хотя они еще не ведали силу тайны, но как слуги, по Господню повелению, служили Ей. Их удивляло ношение Девою знаков вечной чистоты и неприближение к Ее плоти никакой греховной скверны".
Наконец, процессия достигла Иерусалимского храма. Навстречу ей с пением вышли священники во главе с архиереем Захарией. Праведная Анна подвела святую Марию к самому церковному входу и сказала Ей: "Иди, Дочь, к Богу, давшему мне Тебя, - благосердому Владыке. Войди в Господню Церковь, Радость и веселие мира". Затем, обращаясь к Захарии, своему родственнику, Анна сказала: "Приими, Захария, непорочный ковчег и кадильницу невещественного Угля - мою Богодарованную Дочь. Введи Ее в гору святыни, в уготованное Ей Божие жилище, пока Бог не изволит совершить определенное о Ней".
Входом в Иерусалимский храм, как известно, служила площадка, к которой вели с земли пятнадцать ступеней - по числу пятнадцати степенных псалмов, воспевавшихся здесь священниками и левитами. Иоаким и Анна поставили Отроковицу на первой ступени. На прочие же 14 ступеней Она взошла Сама и очень быстро, без всякой поддержки, стала на верху церковного помоста, укрепляемая невидимой Божией силой. Такому восхождению, доступному только взрослым людям, удивились все присутствующие и особенно св. Захария. Как исполненный Святого Духа пророк, он сказал Анне: "Благословен твой Плод, жена; преславны твои ложесна и Приведенная тобою".
После того он взял за руку святую Марию и повел Ее во святилище, откуда, к удивлению всех, повел Ее за вторую завесу храма, то есть во Святое святых, и там указал Ей место молитвы. Обычно девы, приводимые на службу Богу в храм, молились между церковью и алтарем, где впоследствии Захария и был убит. Только одной Богоотроковице Марии, со времени Ее введения, было позволено Захарией на всякий час входить для молитвы за вторую завесу, во внутренний алтарь. Причиной такого непонятного многим нарушения Моисеева закона о Святом святых было следующее. Захария, по внушению Божию и просвещению благодатию, вдруг уразумел тогда, что символическое нахождение кивота Завета во Святая святых собственно обозначало постоянное стояние там на молитве Живого Кивота Божия - Пресвятой Марии. В силу этого откровения он без всякого сомнения и колебания и вопреки закону ввел сюда Пречистую.
Иоаким и Анна завершили торжество приведения Богоотроковицы на жительство в храм принесением жертв и всесожжением. Вслед затем, благословленные Первосвященником, они возвратились в назаретский свой дом со всеми родственниками, веселясь духом и благодаря Бога за все.
Пресвятая Мария в начале своей жизни при храме была помещена в здании для девиц. В разъяснение этого замечания необходимо сказать, что Иерусалимский храм имел много жилых помещений, примыкающих к церковной стене с внешней ее стороны. Расположенные кругом с небольшими промежутками, эти помещения представляли из себя трехэтажные здания, равные высотой церковной стене. Внутри каждого здания имелись удобные для жилья комнаты. Упомянутые столпообразные сооружения как бы подпирали и утверждали ограду храма и были заселены посвященными Богу девами, вдовицами, хранившими до кончины свою чистоту по обету, назореями, жившими без супругов. Все, служившие Господу при храме, получали пропитание из церковных средств. Среди церковных помещений были и такие, в которых находили приют странники и пришельцы, собиравшиеся в Иерусалиме из разных стран на поклонение Богу.
К Пречистой Отроковице Марии, помещенной в обители дев, были приставлены старше Ее по годам девицы, искусные в знании Священного Писания и рукоделии. Они учили Ее читать священные книги, прясть шерсть и лен, вышивать шелками, ткать и шить священные одежды.
Иоаким и Анна нередко посещали свою Преблагословенную Дочь. Чаще же всех приходила одна праведная Анна, чтобы укреплять Ее дух в Боге и приучать Закону Господню. В короткое время Пречистая Отроковица изучила Священное Писание Ветхого Завета и постигла все искусство рукоделия. Поучение в Писании было Ее любимым занятием. В свободное от молитвы и чтения слова Божия время Она выполняла задания по рукоделию, относившиеся к нуждам храма и священнического служения.
Образчиком Ее умения шить и ткать может служить, например, хитон без швов, впоследствии изготовленный Ею для Господа Иисуса Христа.
Пречистой Деве, наравне с прочими девицами, была подаваема от храма пища. Но Она, питавшаяся небесным хлебом, раздавала Свою часть церковного продовольствия нищим и убогим. В обители девиц Ей было отведено особое место для отдыха. Молилась же Она всегда во Святая святых, где и принимала от Архангела Гавриила странную и нетленную пищу. По мере возрастания Пресвятая Дева упражнялась более в молитве, чем в рукоделии, и нередко целые ночи и большую часть дневного времени молилась во Святая святых. Только для рукоделия и кратковременного сна Она приходила в помещение девиц. На этом основании некоторые отцы и учители Церкви говорили, что Богоотроковица Мария до двенадцатилетнего возраста имела пребывание во Святая святых.
Порядок Ее жизни в храме, между прочим, описал блаженный Иероним Стридонский в послании к Илиодору. Он отмечает, что Блаженная Дева при церкви вела строгий, аскетический образ жизни. С утра до третьего часа дня Она стояла на молитве; с третьего до девятого часа упражнялась в рукоделии и чтении книг; с девятого часа снова начинала молиться и не прекращала молитвы, пока Ей не являлся Ангел с пищей. Таким образом, Она все более и более возрастала в любви к Богу и восходила от силы в силу. Ее дух Божией благодатью быстро развивался и укреплялся. По мере совершенствования Ее молитвы и умножения подвигов трудолюбия в Ней умножались дары Святого Духа. Она, явно для многих, восходила от силы в силу, пока Сила Вышнего не осенила Ее к зачатию воплощающегося Бога Слова.
Очевидцем явления Ей Ангела с пищей многократно был сам святитель Захария. Однажды по обычаю священнического служения он, находясь в алтаре, видит: с Девою беседует и подает Ей пищу некто, странный видом. То был явившийся Пречистой Деве Ангел.
Удивился Захария и помышлял в себе: "Кто это в ангельском образе беседует с Девой, невещественный естеством подает Ей корзину с пищей для тела? Здесь Ангелы являются одним священникам, и то не часто. А к такой юной Девице пришествие Ангела совершенно необычно. И что он Ей благовествует, какую приносит пищу, из какого берет хранилища и кто ее готовит? Что это значит? Ужели на Ней сбудутся пророческие речения? Не от Нее ли примет человеческое естество Хотящий прийти для спасения нашего рода? Если эта Дева послужит тому таинству, то как блажен дом Израилев, от которого проросло такое семя! Насколько славна память родивших Ее! И я блажен, насыщаясь созерцанием такого видения и украшая в Невесту Слову такую Деву!"
Тропарь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, глас 4:
Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.
Кондак праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, глас 4:
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.
ВИДЕОРЕПОРТАЖ:
ССЫЛКА ПО ТЕМЕ: Текст службы Введения во храм Пресвятой Богородицы с параллельным русским переводом
|