Хронологическо-библиографическая справка о трудах архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) на должности ректора Воронежской Духовной семинарии
Данная справка составлена с учетом всех найденных на настоящий момент свидетельств о трудах архиепископа Серафима (Соболева) с момента прибытия в Воронеж (вероятно в январе или феврале 1913 г.) до его отъезда из Воронежа в Екатеринодар (вероятно в конце октября 1919 г.). Как правило, подавляющее большинство источников – это краткие (из нескольких строк) информационные сообщения в периодической печати. В данной справке они приводятся с библиографическим описанием. Если информация не ограничивалась кратким сообщением, то к тесту справки прилагается ксерокопия публикации (проповеди, слова и др.). Все даты приводятся по старому стилю. Периодических изданий за 1917 г., выходивших в Воронеже в городских и областных собраниях не сохранилось. Архивных свидетельств о воронежском периоде жизни и деятельности архимандрита Серафима (Соболева) также не сохранилось. При наличии какой-либо информации о деятельности архимандрита Серафима (Соболева) в неворонежских источниках или у воронежских краеведов она также дается в ссылках на источники, однако, как правило, все эти авторы ссылаются на эмигрантские публикации или устные воспоминания свидетелей без указания источника, т.к. ни одного воронежского источника в их распоряжении не было.
Надежда, что в обозримом будущем в пределах Воронежского региона будут обнаружены источники о воронежском периоде служения архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) крайне мала.
21 декабря 1912 года инспектор Костромской Духовной семинарии игумен Серафим (Соболев) получил указ Святейшего Правительствующего Синода за N11822 о назначении ректором Воронежской Духовной Семинарии с возведением в сан архимандрита и через месяц прибыл в Воронеж. Одновременно со вступлением в должность ректора принял обязанности главного редактора Воронежских епархиальных ведомостей (Воронежские епархиальные ведомости. 1913, N3). На протяжении 1913-16 гг. архимандритом Серафимом (Соболевым) подписаны все редакционные объявления и информационные сообщения о подписке, а также все номера журнала.
Все дела требовали пересмотра, состояние казны было катастрофическим, имелись серьезные недостатки в дисциплине воспитанников, нарекания на них со стороны духовных и гражданских властей и местного населения (Воронежские епархиальные ведомости. 1913, NN23, 34).
28 апреля 1913 г. на заседании Братства святителей Митрофана и Тихона под председательством временно управляющего Воронежской епархией епископа Острогожского Владимира (Шимковича) архимандрит Серафим (Соболев) избран членом совета и ревизионной комиссии братства (Воронежские епархиальные ведомости. 1913, Добавление к N34).
5 (18) мая 1913 г. ректор семинарии архимандрит Серафим (Соболев) участвовал в погребении архиепископа Воронежского и Задонского Анастасия (Добрадина), где произнес проникновенное слово – первое на Воронежской земле (Воронежские епархиальные ведомости. 1913, N18-20).
В мае 1913 года архимандрит Серафим создает и возглавляет Иоанно-Богословское братство вспомоществования бедным семинаристам. Первое предложение о создании Братства архимандрит Серафим высказал 28 января 1913 г. (Воронежские епархиальные ведомости. 1913, NN22, 23, 25).
10 (23) июня 1913 г. деятельность Иоанно-Богословского братства вспомоществования бедным семинаристам благословил прибывший на Воронежскую кафедру архиепископ Воронежский и Задонский Тихон (Никаноров). Начиная с N25 за 1913 г. "Воронежские епархиальные ведомости" печатают объявления о сборе средств в пользу братства почти в каждом номере (Воронежские епархиальные ведомости. 1913, N25).
11 (24) сентября 1913 г. воронежский епархиальный съезд представителей духовенства с участием старост заслушал доклад ректора о дефиците бюджета семинарии и нехватке материальных средств (Воронежские епархиальные ведомости. 1913, NN43, 45).
1 (14) мая 1914 г. архимандрит Серафим совершает Божественную литургию в Митрофановском монастыре, затем панихиду на могиле архиепископа Воронежского и Задонского Анастасия (Добрадина), литию на могиле архиепископа Воронежского и Задонского Антония (Смирницкого) и молебен у мощей святителя Митрофана Воронежского (Воронежские епархиальные ведомости. 1914, N22, от 1 июня 1914 г.).
Архимандрит Серафим (Соболев) в течение 1914-18 гг. входил в Попечительский совет по возведению Владимирского собора г. Воронежа в честь 900-летия Крещения Руси (Воронежские епархиальные ведомости. 1914, N21, от 25 мая 1914 г.).
27 апреля (10 мая) 1914 г. под председательством архимандрита Серафима (Соболева) состоялось отчетное собрание Иоанно-Богословского братства вспомоществования бедным семинаристам, посвященное итогам работы в течение первого года существования – 1913/1914 учебного года (Воронежские епархиальные ведомости. 1913, N22, от 1 июня 1914 г. (текст прилагается)).
11 (24) июня 1914 г. воспитанники семинарии после Божественной литургии преподнесли ректору архимандриту Серафиму (Соболеву) икону преподобного Серафима Саровского в серебряно-позлощенном окладе (Воронежские епархиальные ведомости. 1914, N28, от 13 июля 1914 г (текст прилагается)).
18 июня (1 июля) архимандрит Серафим (Соболев) возглавил встречу выпускников Воронежской Духовной Семинарии 1889 г. (Воронежские епархиальные ведомости. 1914, N50, от 14 декабря 1914 г.).
26 августа (8 сентября) 1914 г. архимандрит Серафим (Соболев) участвует в обретении и освидетельствовании нетленных мощей архиепископа Воронежского и Задонского Антония (Смирницкого) и участвует в работе по подготовке к канонизации святителя Антония. В декабре 1914 г. архимандрит Серафим (Соболев) участвует во встрече императора Николая II у святынь Митрофанова монастыря, где император высказывается за скорейшую канонизация святителя Антония (Воронежские епархиальные ведомости. 1915, N1-2, см. также Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадский. М.: Паломник, с.189).
В начале ноября 1914 г. архимандрит Серафим (Соболев) освящает в Воронеже лазарет для раненых солдат, созданный под покровительством святой преподобномученица Великой Княгини Елизаветы Федоровны (Воронежские епархиальные ведомости. 1914, N49).
В первые дни боев первой мировой войны ряд воспитанников Воронежской Духовной Семинарии ушли добровольцами на фронт (Воронежские епархиальные ведомости. 1914, N52).
В течение всего 1915 г. архимандрит Серафим (Соболев) и все учащие и учащиеся семинарии производят сбор средств на "Пасхальное Красное Яичко" для русских солдат (Воронежские епархиальные ведомости. 1915, N1-52).
По инициативе архимандрита Серафима (Соболева) епархиальное управление вводит доплату к стипендиям бедствующих воспитанников (Воронежские епархиальные ведомости. 1915, N10).
Иоанно-Богословское братство вспомоществования бедным семинаристам под председательством архимандрита Серафима (Соболева) обращается с призывом о сборе средств для семинаристов, потерявших на фронте родных, а также солдатам и их семьям (Воронежские епархиальные ведомости. 1915, N49).
Летом 1915 года в Митрофановском монастыре архимандрит Серафим (Соболев) выступает с жестким обличением безбожников, еретиков, сектантов и иных лжеучителей, а также их последователей (Воронежские епархиальные ведомости. 1915, N20).
Летом 1915 г. архимандрит Серафим (Соболев) проводит каникулы в Задонском Свято-Троицком Тихоновском мужском монастыре. 28 июня (11 июля) совершает панихиду на могилах задонских подвижников благочестия и произносит проповедь, которая произвела большое впечатление на присутствующих монашествующих и мирян (Воронежские епархиальные ведомости. 1915, N29).
31 августа (13 сентября) 1915 г. архимандрит Серафим (Соболев) произносит проповедь, вызвавшую широкий общественный резонанс. Проповедь была посвящена грехам общества, не замечающего кровопролития на войне (Воронежские епархиальные ведомости. 1915, N36).
17 января 1916 г. ректор семинарии архимандрит Серафим сообщает о распределении пожертвований среди семей бедных воспитанников (Воронежские епархиальные ведомости. 1916, N3 от 17.01.1916).
Архимандрит Серафим (Соболев) от имени Правления Воронежской Духовной Семинарии призывает отцов благочинных своевременно собирать средства на содержание Духовной школы, а также на именные стипендии архиепископа Анастасия, в честь 50-летия открытия мощей Тихона Задонского, имени ректора протоиерея Василия Борисоглебского и имени протоиерея Иоанна Кронштадского (Воронежские епархиальные ведомости. 1916, N4 от 24.01.1916).
Епархиальный съезд отцов депутатов духовенства Воронежской епархии заслушал 16 февраля 1916 г. доклад архимандрита Серафима (Соболева), содержащий финансовый отчет, по которому было принято решение ходатайствовать об увеличении расходов на проживание воспитанников (Воронежские епархиальные ведомости. 1916, N13 от 27.03.1916).
Архимандрит Серафим (Соболев) вновь сообщает о распределении пожертвований среди семей бедных воспитанников, а также выражает благодарность за пожертвования Иоанно-Богословскому братству (Воронежские епархиальные ведомости. 1916, N17 от 24.04.1916).
Педагогическое собрание семинарии под председательством архимандрита Серафима (Соболева) постановило увековечить героев первой мировой войны – воспитанников семинарии. В семинарском храме должна была быть размещена мраморная доска с их именами, написана памятная икона и учреждена стипендия их памяти (Воронежские епархиальные ведомости. 1916, N19 от 08.05.1916). Данное постановление было исполнено, о чем сообщается (Воронежские епархиальные ведомости. 1916, N33 от 14.08.1916).
Архимандрит Серафим (Соболев) от имени Правления Воронежской Духовной Семинарии сообщает об увеличении числа параллелей (отделений) в 4 классе в связи с большим увеличением числа воспитанников (Воронежские епархиальные ведомости. 1916, N22 от 29.05.1916).
5 (18) мая 1916 г. архимандрит Серафим (Соболев) в сослужении преподавателя семинарии иеромонаха Нектария отслужил для выпускников прощальную Литургию и молебен, после чего участвовал в собрании выпускников, где ему преподнесли написанный портрет (Воронежские епархиальные ведомости. 1916, N22 от 29.05.1916).
15 (28) мая 1916 г. архимандрит Серафим (Соболев) совершил Литургию в пригородной слободе Дальней Чижовке (ныне черта города), где произнес проповедь (Воронежские епархиальные ведомости. 1916, N22 от 29.05.1916).
19 мая (1 июня) 1916 г. архимандрит Серафим (Соболев) сослужил архиепископу Воронежскому и Задонскому Тихону (Никанорову) в Митрофановском монастыре, где водил вокруг Престола иеродиакона Сергия (Соболева), вольнослушателя семинарии, по всей вероятности своего родного брата, при его рукоположении во иеромонаха (Воронежские епархиальные ведомости. 1916, N22 от 29.05.1916).
Архимандрит Серафим (Соболев) вновь сообщает о распределении пожертвований среди семей бедных воспитанников, а также выражает благодарность за пожертвования Иоанно-Богословскому братству (Воронежские епархиальные ведомости. 1916, N28 от 10.07.1916).
31 июля (13 августа) 1916 г. совет Иоанно-Богословского братства выразил благодарность жертвователям (Воронежские епархиальные ведомости. 1916, N31 от 31.07.1916).
Архимандрит Серафим (Соболев) от имени Правления семинарии просит сообщать обо всех подвигах, которые совершают в действующей армии воспитанники семинарии. (Воронежские епархиальные ведомости. 1916, N32 от 07.08.1916). Данное сообщение повторяется почти во всех номерах до конца 1916 года.
7 (20) октября 1916 г. епархиальный съезд воронежского духовенства заслушал очередной финансовый отчет Воронежской Духовной Семинарии, представленный архимандритом Серафимом (Соболевым) по результатам которого семинарские расходы на содержание воспитанников и учебный процесс были увеличены (Воронежские епархиальные ведомости. 1916, N48 от 27.11.1916).
В течение всего 1916 года семинария принимает участие в сборе средств для нужд русской армии и для воронежского епархиального лазарета (Воронежские епархиальные ведомости. 1916, N1-51).
18 (31) марта 1918 года "Вестник церковного единения" публикует следующее сообщение: "Ректор Воронежской Духовной Семинарии архимандрит Серафим уехал в отпуск в Задонский монастырь на четыре месяца, поскольку здание семинарии занято красноармейцами и занятий практически нет" (Вестник церковного единения. Воронеж, N22 от 18 (31) марта 1918 г.). Пребывая в Задонском монастыре, архимандрит Серафим посетил почитаемого старца иеросхимонаха Аарона, который благословил его окормлять паству в эмиграции (Духовный лик и отеческие заветы святителя Серафима. Девический монастырь Покрова Пресвятой Богородицы, Княжево. Б.г.).
"Архимандрит Серафим и часть постоянных богомольцев (семинарского храма св.ап. Иоанна Богослова) в жалобе облисполкому протестовали против выселения (семинарии), так как в семинарии "имеется ценная библиотека с редкими книгами общего и религиозного содержания, за сохранность которых поручиться нельзя… а требование об очищении храма, в котором постоянно совершается богослужение, противоречит декрету народных комиссаров о свободе совести и недопустимо с точки зрения церковного законодательства" Естественно, что письмо не возымело действия, семинария и церковь в ней были закрыты, библиотеку передали отделу народного образования, храмовую утварь и остальное имущество реквизировали". (Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа. Воронеж, 2003. С. 158. Сведения из архива автора).
"После октябрьского переворота в Воронеже установилась большевистская власть, начались гонения на православное духовенство. 8 февраля 1918 г. был расстрелян крестный ход насельников и прихожан Митрофанова монастыря. В августе 1918 г. семинария была закрыта новыми властями. Архимандрит Серафим направил жалобу по поводу ее закрытия в Облисполком, но ответа не получил. 28 января 1919 г. были вскрыты мощи святителя Тихона Задонского, 8 февраля – святителя Митрофана Воронежского. В ответ на насилие большевиков по губернии прокатилась волна протестов, но все выступления были жестоко подавлены. С 6 по 24 октября шли бои между белой и красной армиями за Воронеж. В эти дни большевики живьем закопали в землю семерых насельников Митрофанова монастыря за служение молебна о победе белой армии. Архиепископ Серафим, как очевидец всех этих событий, впоследствии часто говорил, что до сих пор помнит их стоны из-под земли... В конце октября город окончательно перешел в руки большевиков. С последним поездом, отъезжавшим из Воронежа на юг, в открытом вагоне, нагруженном углем, архимандрит Серафим уехал в Екатеринодар (ныне Краснодар). В Екатеринодаре он был назначен ректором семинарии, но вскоре был вынужден переехать в Симферополь, где был назначен ректором Таврической семинарии". (Из публикации Розинская М. "Светильник веры: к 55-летию со дня кончины архиепископа Серафима (Соболева)". Розинская, Мария, "Светильник веры: к 55-летию со дня кончины архиепископа Серафима (Соболева)", сайт Седмица.ру, 28.III.2005: http://www.sedmitza.ru/?sid=520&did=22096&p_comment=belief&c...iza).
В "Воронежских епархиальных ведомостях" опубликованы надгробные слова, произнесенные архимандритом Серафимом (Соболевым) (Воронежские епархиальные ведомости. 1913, N50; 1914 N16 (20 апреля 1914 г., текст прилагается); 1915 N24).
В "Воронежских епархиальных ведомостях" опубликованы проповеди, произнесенные архимандритом Серафимом (Соболевым) (Воронежские епархиальные ведомости. 1914 N48 (30 ноября 1914, текст прилагается); 1915 N7 (15 февраля 1915 г., текст прилагается), 12, 19).
Справка составлена на основании историко-архивных исследований, проводившихся в 1994-2008 гг. членом комиссии по канонизации святых Воронежской митрополии Макеевым Н.В.
11 августа 2008 г.
|