Чудесная помощь архиепископа Серафима (Соболева)
Об архиепископе Серафиме (Соболеве) и его возможной канонизации рассказывает Представитель Патриарха Московского и всея Руси в Болгарии архимандрит Филипп (Васильцев).
- Отец Филипп, сейчас в Русской Церкви рассматривается вопрос о канонизации архиепископа Серафима (Соболева). Подворье Патриарха Московского и всея Руси в Софии явилось инициатором этого процесса. Не могли бы Вы рассказать, почему этот вопрос поднят именно сейчас?
- Вопрос о прославлении архиепископа Серафима назрел давно. Сила его молитв была замечена еще во время его земной жизни, как и случаи прозорливости. Почитание владыки Серафима началось сразу после его смерти и продолжается до сих пор. Почитание совершенно искреннее!
Даже в коммунистические годы, когда посещение храма могло грозить людям большими неприятностями, в крипте русского Никольского храма всегда был народ. Поток болгар и паломников из других стран не иссякает и сегодня. Некоторые стоят в крипте часами, вымаливая помощь владыки, некоторые заходят ненадолго, по пути, чтобы попросить его благословения. Вскоре после смерти владыки зародилась традиция – люди пишут ему записки и опускают в специальный ящик, стоящий в крипте. Сам владыка перед смертью сказал своим духовным чадам: "Пишите мне письма, как живому". Думаю, что в такой практике нет ничего плохого. Когда человек пишет такую записку, он лучше осознает, что ему действительно нужно.
Почитание владыки растет с каждым годом, помощь по его молитвам стала настолько привычной, что уже никого не удивляет. Иногда она подается через считанные минуты, иногда проходит какое-то время. Среди тех, кто получил помощь – и архиереи, и священники, и миряне. И естественно на Патриаршее Подворье посыпались вопросы, и из Болгарии, и из России – а почему владыка до сих пор не прославлен?
Болгарская Церковь рассудила, что будет правильнее, если владыка будет прославлен Русской Церковью, ведь он находился в ее юрисдикции. Патриаршее Подворье взяло на себя подготовку его канонизации. Была проведена работа и в болгарских, и в российских архивах, к работе привлекались профессиональные историки. В результате за несколько лет совместных усилий и серьезной работы были собраны материалы, которые позволяют проследить весь жизненный путь владыки. В 2011 г. Патриаршим Подворьем было издано подробное жизнеописание архиепископа Серафима, подготовленное доктором исторических наук Андреем Кострюковым.
- А не могли бы Вы рассказать о некоторых случаях помощи по молитвам владыки Серафима?
- Свидетельств о такой помощи множество. Мы подсчитали, что одних только зафиксированных посмертных чудес по его молитвам более ста. Большинство из них – случаи чудесного исцеления, много исцелений от рака, случаи дарования ребенка, устройства семейной жизни. Замечено, что молитвы архипастыря помогают школьникам и студентам в сдаче экзаменов, а также избавляют от несправедливых наказаний или увольнений.
Среди чудес, переданных нами в комиссию по канонизации, и подтвержденных медицинскими справками, есть, например, одно, когда пожилой человек страдал целым "букетом" тяжелейших заболеваний. Тем не менее, он не только встал на ноги, но и ведет активный образ жизни, водит машину.
Приведу еще несколько очень ярких примеров.
Одна женщина из г. Стара Загора, Мария Крыстева, страдала от болезни – одна нога распухла так, что невозможно было носить обувь. В Софии врач выписал дорогие лекарства, но возможности их купить не было. Прежде чем ехать домой, она долго молилась у гробницы владыки Серафима. Села в автобус – одна нога обута, другая в носке. Но пока доехала до своего города, опухоль исчезла полностью. С тех пор женщина передвигается самостоятельно.
Одна девушка, Камелия Стаматова, из Бургаса в своем письме свидетельствует, что у ее бабушки был обнаружен скоротечный рак. Вся семья молилась владыке Серафиму. А через месяц обследование показало, что от болезни не осталось и следа.
Одна семейная пара, Георгиевы, не могла иметь детей, причем врачи сказали, что естественным путем забеременеть невозможно. Женщина, крещеная, но нецерковная, решила пойти на службу. Супруги пришли в Никольский храм, молились на Литургии, а потом спустились в крипту к владыке Серафиму. И скоро ей удалось забеременеть без всякого медицинского вмешательства.
А вот свидетельство еще одной пары. Возвращаясь на машине из Германии, муж заснул за рулем, задремала и жена, Милка Гетова. И увидела некоего старца с посохом и в белой одежде, который о чем-то ее уговаривал. От этого видения женщина проснулась и успела разбудить спящего мужа. А через некоторое время она впервые зашла в наш храм. В крипте она увидела портрет владыки Серафима и сразу узнала старца, спасшего их от катастрофы.
М. Гетова засвидетельствовала о случае помощи владыки Серафима ее двоюродной сестре из Габрово. У нее обнаружили рак. Перед операцией она зашла к владыке Серафиму, горячо помолилась там. И буквально через несколько дней обследование показало, что никакой опухоли нет.
Бывают и другие случаи исцеления безнадежно больных.
Бойка Александрова из Пловдива засвидетельствовала, что в 1998 г. ее тетке, В. Филипповой, поставили диагноз – рак кожи. Врач сказал, что операцию делать поздно и сообщили, что с такой болезнью редко кто живет больше года. Женщина постоянно мазала больное место маслом из лампады, горящей у надгробия владыки Серафима. И болезнь отступила, женщина до сих пор жива.
Еще одной женщине, Камелии Недковой, был поставлен диагноз рак поджелудочной железы. Врачи считали, что операция уже бесполезна. Но больная помазывала больное место елеем из лампадки владыки Серафима и понемногу пила это масло. А родственники каждый день, иногда часами, молились у его гробницы. К операции все-таки пришлось прибегнуть, но она прошла на удивление благополучно. Доктора даже плакали, не веря в явное чудо.
- Были ли какие-то спорные моменты в жизни архиепископа Серафима, которые могут помешать его канонизации?
- Препятствий в жизни владыки не было – это был настоящий подвижник, живший в аскетической, почти нищенской обстановке, это был молитвенник, делатель Иисусовой молитвы. Без преувеличения скажу, что этот архипастырь во многом был подобен подвижникам первых веков христианства. Поэтому, главное препятствие до недавнего времени было не в жизни архиепископа Серафима, а в другом. Для прославления святого необходимы медицинские свидетельства, подтверждающие исцеление.
Таковых медицинских свидетельств до недавнего времени не было – люди искренне свидетельствовали о помощи владыки, но не заботились о медицинских подтверждениях. Подворье со своей стороны тоже таких требований не предъявляло. Эту недоработку мы начали исправлять только несколько лет назад, когда стали требовать помимо свидетельств еще и медицинские справки. Конечно, в тех случаях, где это возможно. В настоящее время таких свидетельств, подкрепленных медицинскими документами, набралось уже немало.
- Отец Филипп, не могли бы Вы рассказать о том, как отнесся архиепископ Серафим к смене государственной власти в годы Второй мировой войны. Как он отнесся к репрессиям, старался ли помочь тем, кто им подвергался?
- 1944 год, когда в Болгарии установилась новая власть, был трагичным для русских эмигрантов, особенно для тех, кто в свое время участвовал в белом движении. Рассказывают, что некоторые белые офицеры во время ареста кончали самоубийством. Пострадавших тогда было немало.
У архиепископа Серафима была возможность покинуть страну, но он не стал этого делать. В свое время в Болгарию он был назначен Зарубежным церковным управлением, это назначение признал Святейший Патриарх Тихон. Владыка нисколько не обманывался на счет советского государства, понимал, что "прекращение гонений" – всего лишь пропаганда. Но покинуть паству для владыки было невозможно. Он воссоединился с Московским Патриархатом, со значительной частью своей паствы принял советское гражданство. Благодаря этому, давление на русских эмигрантов уменьшилось. В этом смысле, конечно, архиепископ спас многих от ареста. Были и другие случаи, когда к владыке обращались родственники арестованных с просьбой помочь арестованным. И есть свидетельства, что его молитва действительно освобождала людей из тюрем.
Арестовывать самого владыку Серафима советским властям было невыгодно – СССР тогда пытался показать миру, что гонений на Церковь нет. Но к 1950 г. самостоятельность владыки советское государство уже не хотело терпеть. Если бы не его смерть 26 февраля 1950 г., то, скорее всего, он был бы уволен на покой.
- В России уже говорят о фильме, который был снят об архиепископе Серафиме Подворьем в Софии. О чем этот фильм?
- Фильм был снят в январе-феврале 2015 года. Премьера его состоялась в русском культурном центре в феврале этого года. Готовя этот фильм, мы ставили перед собой задачу познакомить с жизнью архиепископа тех, кто мало о нем знает. Но была и другая задача, не менее важная. В настоящее время еще живы люди, которые хорошо помнят владыку. Таковых уже совсем мало, считанные единицы. Мы хотели собрать этих людей и записать их воспоминания о владыке, их свидетельства о чудесах по его молитвам. И это нам удалось. Думаю, что фильм достиг своей цели. Уверен, что он будет интересен не только болгарскому, но и российскому зрителю.
- Планируются ли какие-то мероприятия, посвященные памяти архиепископа Серафима?
- Мероприятия, в той или иной степени посвященные архиепископу Серафиму, мы проводим регулярно. В ноябре 2014 г. была проведена научно-богословская конференция "Россия и Болгария. Образы духовного единства". Одна из секций этой конференции была посвящена архиепископу Серафиму.
В феврале этого года мы провели встречу, посвященную 65-летию со дня блаженной кончины владыки. Эту встречу почтил своим присутствием и Святейший Патриарх Болгарский Неофит. На такие мероприятия мы приглашаем иерархов Русской и Болгарской Церквей, священнослужителей, историков. Личность архиепископа Серафима вызывает все больший интерес.
- Как Вы считаете, состоится ли в ближайшее время канонизация владыки?
- Окончательное решение – за Священноначалием Русской Православной Церкви. Пока же для нас очень важны свидетельства о помощи по молитвам архиепископа Серафима. Повторяю, что в случаях исцелений весьма желательны и медицинские справки о прекращении той или иной болезни.
Не меньшее значение имеют и простые свидетельства от епархий и приходов о почитании владыки. Такие письма можно посылать на адрес Подворья Патриарха Московского и всея Руси в Софии s_nikola_sofia@rambler.ru, и одновременно в Синодальную комиссию по канонизации святых sekretariat@valaam.ru
Беседовала Анна Уткина. По материалам сайта pravmir.ru
Комиссия по канонизации святых Воронежской митрополии продолжает сбор сведений о случаях благодатной помощи и исцелений по молитвам архиепископа Серафима. Письма можно посылать на адрес электронной почты: vob-pressa@yandex.ru
ССЫЛКА ПО ТЕМЕ: Сайт pravmir.ru
|