Сегодня 23 ноября 2024 года, СУББОТА, (10 ноября по ст. стилю)
Архипастырское посещение Успенского Адмиралтейского храма  >>>
КОНТАКТНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ
УКАЗАНИЯ
"Взаимодействие Церкви и казачества на территории Центрального войскового казачьего общества"  >>>
"Взаимодействие Церкви и казачества на территории Центрального войскового казачьего общества"  >>>
Правящий Архиерей возглавил торжественное богослужение в воронежском храме в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница"  >>>
Глава Воронежской митрополии побеседовал с преподавателями и воспитанниками Воронежской духовной семинарии  >>>
















































Рейтинг@Mail.ru

24 мая 2015 г •

1947-06-01 Слово архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) в день Святой Троицы

"Борьба со страстями - условие стяжания и сохранения благодати Святаго Духа". Произнесено в русском храме-подворье во имя святителя Николая в Софии.

Приветствую вас, мои возлюбленные о Христе чада, с великим праздником Сошествия Святаго Духа на апостолов.

Это великое новозаветное событие было венцом и последнею целью всего Божественного домостроительства. Ради дарования нам благодати Святаго Духа Господь пролил Свою драгоценную Кровь на Кресте, как Он об этом говорил ученикам перед Своею смертью (см. Ин. 16:7) и как учили о сем Его апостолы и св. отцы Церкви. Если же для нас нет ничего драгоценнее сей Крови, то каким же драгоценным благом является для нас благодать Святаго Духа, которая была ниспослана апостолам в пятидесятый день по Воскресении Христа, а затем стала изливаться в Православной Церкви на нас через ее Таинства?

Вот почему Господь уподобил Царство Божие сокровищу, скрытому на поле, ради приобретения которого человек продал все, что имел (см. Мф. 13:44). Под этим сокровищем, как и под Царствием Божием св. Антоний Великий разумеет ниспосланную апостолам и ниспосылаемую нам возрождающую благодать Святаго Духа. Точно так же Великий Антоний разумеет благодать Святаго Духа и под бисером многоценным, которому уподобил Господь Царствие Божие (см. Мф. 13:46).

Но вот на что мы должны с вами, возлюбленные, обратить свое особенное внимание. По святоотеческому толкованию Господь имел в виду ту же благодать Святаго Духа и Его различные дарования и в Своей притче о талантах, которые мы должны умножать, т.е. раскрывать в себе, исполнением Божественных заповедей. Будем помнить лукавого раба, который, получивши талант от своего Господина, не умножил, а закопал его в землю, за что был отдан Господином на страшное наказание (см. Мф. 25:14-30). Так поступит и с нами Господь, и мы будем осуждены на вечное адское мучение, если не приумножим дарованную нам благодать Святаго Духа.

Да не будет с нами этого. Будем прилагать все силы к тому, чтобы умножить сию благодать. Но чтобы этого достигнуть, будем, прежде всего, заботиться о том, чтобы эту благодать сохранить в себе и не отпасть от нее. Наблюдайте, - увещевает нас св. апостол Павел, - чтобы кто не лишился благодати Божией (Евр. 12:15). Будем, - говорит он, - хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом (Евр. 12:28).

И мы сохраним полученную благодать Святаго Духа, не отпадем от нее, если будем добросовестно бороться со своими страстями, в особенности со страстью гордости. Как бы следовало нам всегда руководиться словами Божественного Писания: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак. 4:6; ср. Притч. 3:34; 1 Петр. 5:5). За гордость не только удаляется от нас благодать, но мы делаемся противниками Самого Бога.

Будем также добросовестно и решительно бороться со страстью тщеславия. Эта страсть не только губит навсегда грешников, но нередко и святых, побуждая их думать, что они своими силами угодили Богу. Будем помнить, что через одно только приражение тщеславного помысла чуть не погиб великий столпник св. Симеон, когда ему представилась огненная колесница, и явившиеся "ангелы" предложили ему сесть на нее, чтобы вознестись на небо, как вознесся некогда св. пророк Илия. Не будем забывать, какой великий подвиг нощеденственного стояния на камне с беспрестанною молитвою: Боже, милостив буди мне грешному воспринял на себя преп. Серафим Саровский, когда тщеславный помысел стал мучить его за отказ быть архимандритом и настоятелем одной из обителей св. Руси. За тщеславие мы потеряем и благодать Святаго Духа, и самую основу всей христианской жизни - веру во Христа, почему Он некогда и сказал: Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще? (Ин. 5:44).

Будем, возлюбленные, укрепляясь помощью Божиею и наставляемые св. людьми, всегда и решительно противиться и страсти плотской, блудной. Эта страсть делает нас рабами диавола. При господстве в нас этой страсти мы никогда не сделаемся духовными, благодатными людьми, но будем безблагодатными и как язычники далекими от Бога и от всех Его неизреченных милостей. Вот почему Господь сказал: Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть (Быт. 6:3). За блуд мы не только лишимся всех небесных радостей, но и здесь на земле мы подвергнемся страшному наказанию от Бога. Не следует нам забывать, что Господь за блуд совершенно уничтожил жителей Содома и Гоморры, и даже не пощадил всего мира, наказавши его, кроме Ноя и его семьи, Всемирным потопом.

Наконец, пусть злоба и жестокость не имеет себе места в сердцах наших. Мы являемся образом Божиим, но будем им в действительности только тогда, когда будем любить своих ближних, к чему так усиленно призывал перед Своею смертью Господь учеников Своих, а через них - и всех нас. Если в нас не будет этой любви, то благодать оставит нас, и мы разделим горькую участь неразумных дев, о коих говорил Господь. В их светильниках не оказалось елея, светильники их погасли, они опоздали к встрече Жениха и оказались вне спасительного чертога, т.е. погибли навеки. Так и мы погибнем для вечного Небесного Царства, если у нас не будет елея, т.е. любви. Тогда свет благодатный погаснет в нас, и нашим уделом будут вечные адские мучения.

Если мы будем добровольно и самым решительным образом бороться со своими страстями, то благодать, данная нам от Бога, воссияет в нас. Она будет гореть в нас, как она горела в апостолах и в жизни всех святых. Благодать будет отражать от нас все козни вражии. Она даст нам силу неуклонно соблюдать все спасительные заповеди, и навеки соединит нас со Христом. Свет этой благодати озарит нашу душу, когда она будет исходить из тела, далеко отгонит от нас бесов на воздушных мытарствах, покроет нас на Страшном суде Христовом, и в ней, как в брачной одежде, мы войдем в Небесный чертог Христов для вечной и непрестанной радости и нескончаемого райского блаженства, чего да удостоит нас Господь по Своей неизреченной милости.

Приветствуя вас, мои возлюбленные о Христе братия и сестры, с великим праздником Святой Божественной Троицы, с праздником ниспослания Ею нам благодати, я от всего сердца желаю, чтобы сия благодать никогда не оставляла вас, чтобы она и в земной вашей жизни сделала вас вместилищем всех радостей Небесного Царства Христова и благодатною обителью Божественного Отца, Его Сына и Святаго Духа. Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа со всеми вами (2 Кор. 13:13). Аминь.

По материалам сайта "Православна беседа, русская версия". http://pravoslavie.domainbg.com/rus.

















































© Воронежская митрополия - 2011-2024 г.
При использовании материалов сайта не забывайте делать ссылку на источник.