|
|
|
|
25 января 2020 г • пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ |
"Психиатрия и религия. Пути к диалогу"
Вступительный доклад митрополита Воронежского и Лискинского Сергия на секции "Попечение Церкви о душевнобольных" в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений.
"Сердечно приветствую всех вас, дорогие братья и сестры!
Участие представителей духовенства и врачей в работе нашей секции "Попечение Церкви о душевнобольных" стало уже доброй традицией, свидетельствующей о растущем уровне сотрудничества Церкви и медицины по наиболее актуальным вопросам современности, которые затрагивают все наше современное общество.
Отношение между христианством и психиатрией на протяжении последних нескольких столетий было не простым. Во многом, это связано с тем, что психиатрия находилась под влиянием упрощенных натуралистических представления о душе, которые не соответствовали христианскому пониманию. Кроме того, материалистически настроенные основоположники этой медицинской дисциплины иногда занимали открытую антирелигиозную позицию. Так, в начале 20-го века Зигмунд Фрейд в своей работе "Будущее одной иллюзии" рассматривал религиозные верования как особую форму коллективного невроза. Автор пришел к выводу, что все религиозные верования являются "иллюзиями", будущее которых состоит, по его мнению, в неизбежном исчезновении.
Отношение психиатрического сообщества к религии значительно изменились к концу прошлого столетия. Создание секции "Духовность, религия и психиатрия" при Всемирной психиатрической ассоциации продемонстрировало врачам важность религии для психического здоровья. Недавно эта авторитетная медицинская организация одобрила заявление о своем позитивном отношении к религиозным вопросам в психиатрии, что стало выражением возрастающей общественной и академической значимости религии для здравоохранения. В настоящее время опубликованы многочисленные научные работы, в которых отмечается улучшение состояния пациентов под влиянием религиозной жизни. Значимость религии отмечена в психотерапии и психиатрии в смягчении депрессии и стрессов, для снижения тревоги, показана положительная роль религии при реабилитации пациентов, имеющих наркотическую зависимость.
Диалог психиатрии и религии в России в последние десятилетия был организован благодаря усилиям специалистов Научного Центра Психического здоровья, который 20-21 апреля 2017 года впервые провел Международную конференцию "Религиозность и клиническая психиатрия". В этом мероприятии приняли заинтересованное участие 356 человек из 16 субъектов Российской Федерации, а также представители зарубежный стран. Эта встреча была уникальным событием в жизни российской психиатрии, которая позволила собрать в ведущем клиническом научно-исследовательском учреждении крупнейших специалистов в области изучения религиозности и психиатрии.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по инициативе Комиссии по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви 13-14 ноября 2018 года и 7-8 ноября 2019 года в Москве состоялись Международные конференции "Попечение Церкви о душевнобольных". В ходе этих конференций обсуждались вопросы пастырской работы с людьми, страдающими психическими заболеваниями, а также диалог Церкви и медицины в сфере охраны психического здоровья. В работе названных конференций приняли участие ученые, врачи-психиатры, священнослужители Русской Православной Церкви, имеющие опыт окормления душевнобольных, сотрудники Научного центра психического здоровья, представители разных христианских конфессий из России, Казахстана, Беларуси, Кипра, Испании, Великобритании, Италии, Нидерландов, США, профессионально заинтересованные в обсуждении взаимоотношения религиозного опыта и психического здоровья.
Все выступавшие на этих форумах специалисты были единодушны в том, что здоровье и духовная жизнь – это две различные, но не противоположенные друг другу реальности. Было бы ошибкой утверждать, что для духовной жизни всегда требуется хорошее душевное здоровье. Болезнь может стать особым состоянием, позволяющим человеку приблизиться к Богу, и почувствовать Его любовь. Это наблюдение, хорошо известное при телесных болезнях, справедливо и в отношении психиатрических заболеваний. История Православной Церкви и пастырская практика свидетельствуют о том, что есть множество больных, которые имеют мало физических и душевных сил. Тем не менее, им хватает силы воли для того чтобы исполнять Божественное произволение. Неверно думать, что только с хорошим здоровьем можно делать достойные дела перед Богом. Болезни и страдания, всегда присутствующие в человеческой жизни, таинственным образом включены в план божественного спасения. Человек умирает в себе самом для того чтобы жить в Боге. Но этот процесс не зависит от благоприятных или неблагоприятных психических обстоятельств. Конечно, здоровье – это благое состояние, которое надлежит сохранять и преумножать для поддержания качества человеческой жизни, для служения Богу и людям. Однако, на пути к святости, к которой призван человек, важным является не приобрести здоровье, а отказаться от всего, что мешает дарам Святого Духа проявиться в нас. Божья милость не зависит от состояния человеческой природы, то только лишь от произволения Святого Духа, Который "дышит, где хочет". (Ин. 3,8) Таким образом, благодать может действовать и в психически больном человеке. Только грех является препятствием для действия благодати.
С другой стороны, болезнь, которая может способствовать спасению, одновременно может, затруднять человеку поддерживать необходимый в его профессии стиль жизни. Для священнического служения, в особенности, необходимо принимать во внимание состояние здоровья, которое должно соответствовать избранному пути. Следует обращать внимание на такие черты характера как чрезмерную застенчивость, избыточную неуверенность, склонность к замкнутости, социофобии, нехватку самообладания, навязчивые мысли, перфекционизм, склонность к волюнтаризму, так как эти особенности характера могут манифестировать в психиатрическую патологию. Когда нужно решать соответствует ли человек возлагаемым на него обязанностям, следует быть уверенным в состоянии его здоровья, а не надеяться на то, что негативные черты характера исчезнут со временем.
Религиозная жизнь может и должна стать частью помощи, оказываемой человеку, страдающему психическим заболеванием. Цель ее - сохранить единство личности через предстояние перед Богом. Православие - это не просто система рассуждений или норм поведения, это - способ проживания жизни. Православие не является религией, индифферентной к психическому здоровью, потому что радикально определяет форму бытия человека. Оставляя в стороне тему сект и различий между основными традиционными религиями, можно сказать, что Православная традиция содержит несколько оснований, которые благоприятствуют душевному здоровью, среди них – любовь и надежда. Жизнь человека приобретает бóльшую степень глубины и прочности в контексте любви и достигает своей подлинной полноты в надежде. Любовь и надежда способствуют стабильности, единству и гармонии психической деятельности и, поэтому, являются факторами, способствующими психическому здоровью. Эти христианские добродетели помогает также и медицинскому персоналу психиатрических клиник сохранить душевное здоровье, предотвратить профессионально выгорание. Тем более, если медики участвуют в литургической жизни Церкви.
Фундаментальную роль в лечении психически больных имеет семья. Члены семьи могут помочь пациенту уже тем, что будут избегать психологического давления, не станут обязывать пациента делать то, что он делать не хочет. Будут помогать выполнять назначения врача. Сопереживать больному человеку без фальши, не обманывая его. Воплотить в жизни такое отношение к душевнобольным без Бога и Церкви удастся не многим. Потому что для этого необходимо, прежде всего, изменить самих себя. Во-первых, нужно помнить, что тот, кто переживает болезнь, остается Образом Бога. При этом, душевнобольной имеет право не только считаться образом Бога, но и право на то, чтобы к нему относились как к таковому. Во-вторых, с терпением и без претензий на немедленное понимание смысла душевной болезни нужно рассматривать ее как то, что встречается в нашей жизни по попустительству Божьему. Недопустима упрощенная трактовка психических заболеваний как наказания Бога: Господь не желает зла и болезней. Наконец, общаясь с пациентом, нужно наблюдать за тем, в чем человек нуждается, чтоб помочь ему. Важно чтобы сопровождающие пациента близкие люди, имели представление о болезни, ее происхождении и прогнозе, о том, что они вместе с медиками и священнослужителями могут сделать для больного человека. Для этого важно поддерживать отношения с врачом постоянно, а не только в начале лечения. Особенно этот контакт важен для священнослужителя, который должен быть осведомлен от тех периодах заболевания, когда пастырская помощь может быть максимально действенной.
Программа нашей сегодняшней встречи очень интересная. Мы обсудим опыт духовенства и особенности пастырского служения в лечебных учреждениях психиатрического профиля, поговорим о преемственности и дополнительности помощи, оказываемой врачами-психиатрами и священниками, о вопросах образования в области пастырской психиатрии, узнаем мнение специалистов о развитии диалога психиатрии и медицины. Надеюсь, что одним из плодов работы этой секции станет дальнейшее развитие медико-православного сотрудничества в этом направлении.
Желаю вам здоровья, благословения Божия и успехов в трудах!"
25 января 2020 года. Москва.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил заседание секции Рождественских чтений, посвященной теме попечения Церкви о душевнобольных
|
|