Сегодня 5 декабря 2024 года, ЧЕТВЕРГ, (22 ноября по ст. стилю)
Митрополит Воронежский и Лискинский Леонтий возглавил богослужение во Введенском храме г. Воронежа в день престольного праздника  >>>
КОНТАКТНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ
УКАЗАНИЯ
Молодежный отдел Лискинского благочиния организовал концерт, посвященный Дню инвалида  >>>
В Воронеже открылись ежегодные Митрофановские церковно-исторические чтения  >>>
Митрополит Воронежский и Лискинский Леонтий возглавил богослужение во Введенском храме г. Воронежа в день престольного праздника  >>>
Глава Воронежской митрополии побеседовал с преподавателями и воспитанниками Воронежской духовной семинарии  >>>












































Рейтинг@Mail.ru

9 ноября 2018 г •

Престольный праздник домового храма Воронежского государственного педагогического университета

8 и 9 ноября 2018 года, накануне и в день памяти преподобного Нестора Летописца, в домовом храме при ВГПУ совершены вечернее богослужение и Божественная литургия.

Богослужения престольного праздника возглавил настоятель храма иерей Алексий Федянин. Праздничное богослужение совершалось при участии иеродиакона Нифонта, студента заочного отделения семинарии, певчих, чтецов и пономарей, которые являются студентами очного отделения ВДС. Послушание чтеца и алтарника нес студент 3 курса естественно-географического факультета ВГПУ Роман Шевченко. На богослужении присутствовали студенты и сотрудники вуза, которые возносили молитвы не только о здравии своих сродников, но и о благополучии всех начальствующих, учащих и учащихся педагогического университета.

Хочется напомнить, что Нестор, будучи монахом и неся послушание летописца, составил "Повесть временных лет" (ее первые строки известны из школьного курса истории практически каждому: "… откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити…") – автор представил историю Руси, как составную часть Всемирной истории, однако, это не стало главным подвигом его жизни. Истинный подвиг его, как и всякого православного святого, основывается на любви к Богу и к ближним; он заключается в созидании мира внутри и вокруг себя, в самоотверженном стремлении к праведности.

Житие преподобного Нестора летописца в изложении святителя Димитрия Ростовского:

"Всякое событие, если бы не было закреплено писанием, забылось бы и утратилось для знания. Так, если бы Моисей, наученный Богом, не оставил нам в своих книгах известий о самом начале и первом строении мира, а также о родоначальнике нашем Адаме, то все сие продолжительность времени покрыла бы, как тьмою, и привела бы в забвение. Но Бог, сохраняющий в людях память о своих чудесах, в какое захочет время, воздвигает описателей, дабы последующие поколения, прочитав начертанное ими, могли сим воспользоваться. Подобным образом Господь явил и в нашей, Русской земле, в святом Киево-Печерском монастыре, приснопамятного писателя, преподобного отца нашего Нестора, который просветил очи наши, изложив полезное для нас, и тем вызвал у нас благодарение Богу.

Преподобный Нестор в 17-летнем возрасте постригся в Киево-Печерском монастыре, в 1091 году участвовал при открытии мощей преподобного Феодосия Печерского, трудился в составлении Русской летописи, жизнеописании Киевских и Печерских угодников. Из его творений, кроме летописи, дошли до нас: житие преподобного Феодосия Печерского и житие святых Бориса и Глеба. Преставился около 1114 г. 27 октября.

Он написал нам о начале и первом устроении нашего русского мира, не только внешнего, но и особенно внутреннего, духовного, – то есть об основании и благоустройстве на Руси иноческого жития, насажденного, как в раю, в святом Печерском монастыре, а равно о духовном родоначальнике нашем, преподобном Антонии, и о других последовавших ему и порожденных его духом Печерских святых. Одним из них был достохвальный сей писатель, который совершеннейшие жития их записал не только тростию на хартии, но и подобными же подвижническими деяниями на непорочной душе своей. Этим трудом он и самого себя вписал в книги живота вечного, так что и сам он достоин слышать о себе: "радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах" (Лк. 10:20).

В то время, когда преподобный Антоний посвятил себя безмолвию в пещере, а блаженный Феодосий строил монастырь, пришел к ним, желая принять святой иноческий образ, сей блаженный отец наш Нестор, имевший тогда только семнадцать лет от рождения. Еще не будучи иноком, он обнаружил навык во всех иноческих добродетелях, как-то: в заботливости о чистоте телесной и душевной, в добровольной нищете, глубоком смирении, беспрекословном послушании, строгом постничестве, непрестанной молитве, неусыпном бодрствовании и в других равноангельских подвигах, в коих он был усердным подражателем жизни первых святых Печерских – Антония и Феодосия. От сей святой двоицы он принимал в своей цветущей красотою юности всякую заповедь с такою же любовью, как младенец – молоко от сосцов и как жаждущий олень – воду из двух источников, текущих среди гор, в пещерах. И действительно, своими писаниями он обнаруживает, какую великую любовь питал он к сим преподобным основателям монастыря – любовь, являемую "не словом или языком, но делом и истиною" (1 Ин. 3:18). Видя сияющие добрые дела сих двух великих светил российского неба, он усердно прославлял Бога "в теле своем и в душе своей" (ср. 1 Кор. 6:20). После честной пред Господом смерти преподобных отцов, Антония и Феодосия, блаженный отец наш Нестор и сам умер для мира не только мирскими делами, – что он сделал еще раньше, не пребывая в искусе, – но и мирским образом, приняв святой ангельский образ инока от преподобного Стефана, игумена Печерского. Потом им же был он возведен и в сан диакона. Тогда, видя на себе двоякий ангельский сан, иноческий и диаконский, он со дня на день увеличивал свои добродетели, умерщвляя все плотские страсти и соблюдая всякую истину, чтобы совершенно освободиться от власти плоти и стать вполне духовным, а равно истинным рабом и поклонником Бога. Ибо он хорошо знал, что сказал Сам Господь: "Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин. 4:24). И подлинно: чем побеждал духа лукавого, чуждого всякой истины, Нестор достаточно ясно показывает в своем писании: он обнаруживает везде величайшее смирение и постоянно унижает себя, называя себя "недостойным, грубым, невеждою и исполненным множества грехов".

Когда же по внушению Божию, братия решили на совете – выкопать честные мощи преподобного Феодосия и перенести их из пещеры в святую, Богом созданную, Печерскую церковь, первый принял на себя сие послушание блаженный Нестор. Копая землю с великою верою и молитвою, он трудился всю ночь и ископал для святого Печерского монастыря многоценный бисер, – мощи преподобного Феодосия. Он вынес их из пещеры и был очевидцем великих, совершавшихся при сем, чудес, о чем сам свидетельствовал.

И прожил он много лет, трудясь над составлением летописания. Памятуя о летах вечности, он благоугождал Творцу лет, к Коему перешел в вечность после своей временной жизни. Он положен в пещере, где и доныне почивает его нетленное честное тело, источая чудотворения и тем свидетельствуя, что преподобный сей составитель житий святых и летописи приобрел для себя нетленное жилище на небе и удостоился нетленного венца в царстве Божием. По молитвам преподобного сего писателя, да сподобимся и мы быть вписанными в книгах живота Агнца Божия, лета Коего не оскудеют. Ему с Богом Отцом и Животворящим Духом подобает от нас всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь".






ФОТОРЕПОРТАЖ:











































© Воронежская митрополия - 2011-2024 г.
При использовании материалов сайта не забывайте делать ссылку на источник.