Выступление митрополита Воронежского и Лискинского Сергия на заседании секции "Попечение Церкви о душевнобольных людях: эмоциональные расстройства в практике пастыря, врача-психиатра и психолога"
Секция проводилась в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата в рамках XXXII Международных Рождественских образовательных чтений.
Ваши Высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Современный человек живет в информационном пространстве, интенсивность которого постоянно растет. Объемы информации, высокие темпы ее подачи оказывают сильное воздействие на психическое состояние людей. Не случайно в пастырской и медицинской практике все чаще приходится наблюдать у людей эмоциональные нарушения: тревогу, апатию, внезапную смену настроения, дисфорию, подавленность и другие проявления эмоциональных расстройств. Все они выводят человека из душевного равновесия, омрачают его жизнь.
В значительной степени негативное воздействие информации происходит по причине отсутствия в сознании человека ясных ориентиров, помогающих распознать, пользу или вред принесут его внутреннему миру поступающие сведения. Утрата традиционных христианских ценностей, в сочетании с пресыщением ненужной информацией, а также неумением выстроить четкие границы собственного информационного поля, зачастую приводят к психическим срывам, а в дальнейшем порождают обширный комплекс негативных эмоций и греховных привычек.
Поиск свободы выражения эмоций и все возрастающее желание получить как можно больше чувственных удовольствий, невзирая на интересы и ценности окружающих, приводит к деградации духовной жизни, провоцирует на конфликты и противоправные действия. Возможно и противоположное направление, когда сокрытие человеком своих истинных чувств и притворная эмоциональная сдержанность приводят к потере искренних отношений с людьми, неумению выразить собственные переживания и утрате способности понимания окружающих. В обоих случаях мы видим, что именно неутвержденность в добре и эгоизм влекут за собой расстройство эмоционального состояния человека.
Таким образом, существует тесная связь между увлеченностью греховными привычками и их гибельными последствиями для физического здоровья. Призывая человека освободиться от греховных зависимостей, Церковь способствует созданию условий для оздоровления его личной, семейной и общественной жизни. Об этом писал великий учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст: "Освобождают от болезни не крепость и здоровье тела, а добродетели духа и правильный порядок жизни" и пояснял: "мы постоянно видим, что выдающимися людьми становятся не крепкие телесной силою, но великие душевной добродетелью".
К сожалению, в современном мире рассмотрение проблем морали и нравственности трансформировались в обсуждение эмоциональных проблем и поиск способов преодоления тревог и негативных переживаний. Эмоциональный комфорт зачастую воспринимается как смысл человеческой жизни, а его достижение – альтернативой христианскому пути спасения. В этом случае перед врачом-психиатром и психологом ставится духовно гибельная задача: помочь пациенту преодолеть укоры совести и искать удовольствий невзирая на нравственные принципы. Однако, с такой ролью специалиста в сфере психического здоровья не согласны ни представители православного медицинского сообщества, ни верующие пациенты.
Термин "эмоции", обозначающий душевные переживания человека, используется современной наукой для обозначения тех проявлений, которые святые отцы называли страстностью. Православная Церковь рассматривает страсти как природные импульсы души, данные нам Создателем для благого употребления, но исказившиеся в человеческой природе в результате грехопадения. Например, чувства вожделения и гнева, ныне влекущие нас ко греху, изначально, по словам преподобного Иоанна Дамаскина, "даны были Творцом в помощь человеку: вожделение к Богу и воле Его, гнев против диавола и греха". По изначальному Божественному замыслу о человеке, эти естественные эмоции должны были помогать сохранению чистоты и достижению обожения.
То, что теперь принято называть "негативными эмоциями", – стыд и укоры совести, – тоже являются даром Божиим, необходимым нам для переживания ошибок и сожаления об уклонении от пути спасения. Святитель Григорий Палама утверждал, что "подлинно верующие люди ... ощущают в себе страх бесконечного мучения, которое переживает удалившаяся от Бога душа. Это похоже на сильный огонь, который жжет человека. Верующий в Бога хочет погасить этот огонь своим сильным устремлением к Царству Божию...".
В современной психологии и психиатрии нельзя не заметить тенденцию сводить к минимуму негативные эмоции по поводу совершенного греха и преуменьшать значение голоса совести. Верующему человеку невозможно согласиться с использованием методик врачевания, направленных исключительно на уменьшение душевного страдания и не создающих предпосылок к отказу от греховных привычек, заграждающих человеку путь к жизни вечной.
Преподобный Максим Исповедник различал два основных вида греховных страстей: страсти, вызванные стремлением к наслаждению и страсти, связанные с желанием избежать страдания. Основанием их является самолюбие, всецело противоположное любви к Богу и ближнему. Под воздействием неукрощенных страстей как положительные, так и отрицательные эмоции могут нести огромный разрушительный потенциал, становиться источником заблуждений и греховных действий, несущих гибельные последствия.
Вопросы душевного здоровья людей на протяжении столетий были и остаются в центре внимания нравственного богословия и повседневной пастырской практики. Без тесного взаимодействия со специалистами в сфере психического здоровья священнику порой непросто решить, когда эмоциональные нарушения являются симптомом болезни, а когда – проявлением неустройства духовной жизни. С другой стороны, в Священном Писании и творениях святых отцов врачи-психиатры и психологи находят указания, которые считают важными для своей жизни и профессиональной деятельности.
Достаточно много примеров, которые показывают значительное сходство болезней душевных и духовных. Их разграничение требует совместного комплексного подхода врача и священнослужителя. Скажем, к духовным недугам относят грех уныния и печали; и среди психических заболеваний выделяются депрессии, проявлениями которых является грустное, подавленное настроение, тоска, уныние, апатия. Профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже архимандрит Киприан (Керн) в своей работе по пастырскому богословию писал, что "существуют такие душевные состояния, которые не могут быть определяемы категориями нравственного богословия и которые не входят в понятие добра и зла, добродетели и греха. Это все – те "глубины души", которые принадлежат к области психопатологической, а не аскетической". По его мнению, пастырь непременно должен быть ознакомлен с медицинскими психопатологическими наблюдениями, "чтобы огулом не осудить в человеке как грех то, что само по себе есть только трагическое искривление душевной жизни; загадка, а не грех; таинственная глубина души, а не нравственная испорченность…".
Поэтому так важно и необходимо развивать диалог Церкви и медицины в области психиатрии, продолжать тесное взаимодействие духовенства и врачей, сотрудничество религиозных и медицинских организаций, укрепившееся в последние годы. Надеюсь, что сегодняшняя конференция станет еще одним шагом на пути решения тех проблем, которые современное общество ставит перед медициной и Православной Церковью в сфере сохранения душевного здоровья и нравственности людей.
Желаю всем благословенных успехов в трудах и плодотворного участия в работе секции.
Благословение Божие да пребудет со всеми нами!
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил работу секции в рамках Рождественских чтений Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий: "Мы призваны служить Богу и заботиться о духовном здоровье паствы"
|