"Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе" (Тропарь праздника Богоявления)
В праздник Крещения Господня митрополит Воронежский и Лискинский Леонтий возглавил служение Божественной литургии и совершил чин Великого водоосвящения в Благовещенском кафедральном соборе.
В праздник Крещения Господня, именуемый также Богоявлением, под своды православных храмов собирается множество верующих, спешащих в этот светлый и радостный день прославить Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего, и явление Святой Троицы, совершившееся на берегах Иордана при Крещении Христовом, а также набрать "Великую Агиасму" - воду, освященную в день Богоявления особым чином.
Позднюю Божественную литургию по чинопоследованию святителя Василия Великого в Благовещенском кафедральном соборе совершил митрополит Воронежский и Лискинский Леонтий в сослужении клириков кафедрального собора.
Богослужебные песнопения с особой торжественностью воспевал смешанный хор Благовещенского кафедрального собора под управлением регента Ильи Ижогина.
На Литургии пелись особые праздничные антифоны, в которых содержались указания ветхозаветных пророчеств на грядущее явление миру Христа Спасителя на реке Иордан и на действия Промысла Божия, связанные с водной стихией. "Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар... Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять... Что ти есть, море, яко побегло еси? И тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять?" (Стихи первого антифона).
Со стихами второго антифона воспевался припев: "Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся, поющия Ти: аллилуия".
К стихам третьего антифона хор припевал тропарь праздника: "Во Иoрдане крещающуся Тебе Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе".
Протодиаконом было прочитано Евангельское зачало, повествующее о Крещении Господа Иисуса Христа: "В те дни приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И был глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф. 6 зач., III, 13-17). Так при Крещении Христа Спасителя на Иордане Бог явился людям в трех Божественных ипостасях (оттого название праздника - "Богоявление"): Бог Отец свидетельствовал гласом с Небес, Бог Сын принимал Крещение от Иоанна, а Бог Дух Святый сходил на главу Иисуса Христа в виде голубя. В явлении Духа Святого в виде голубя было также особое откровение о Христе для пророка Иоанна Крестителя, как сказано от его лица в Евангелии: "Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий" (Ин. 1:33-34).
На сугубой ектении были произнесены прошения: "...о еже прияти молитвы нас недостойных рабов Твоих в сию годину испытания..." и прошение о "Преосвященных архипастырях, пастырях, монашествующих и мирянах земли Украинския, о единстве Церкви Христовы ревнующих, в заточении и гонениях сущих". Затем митрополит Леонтий вознес молитву о Святой Руси. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта молитва читается во всех храмах Русской Православной Церкви.
После пения молитвы Господней "Отче наш" и запричастного стиха с проповедью о празднике к молящимся обратился клирик Благовещенского собора протоиерей Владимир Чернышев.
Святых Христовых Таин за архиерейским богослужением приобщились более 560 человек.
После заамвонной молитвы митрополит Леонтий с сослужащим духовенством совершил чин Великого водоосвящения. При торжественном пении хором стихир, раскрывающих духовный смысл праздника, Архипастырь изнес на середину храма напрестольный крест и совершил каждение водосвятных чаш и вместительных баков, наполненных водой, приготовленной для большого числа верующих.
Затем были прочитаны паремии (Ветхозаветные тексты), в которых звучали пророчества о празднуемом ныне таинственном событии на Иордане. После чтения апостола митрополит Леонтий возгласил евангельское зачало, повествующее об исполнении пророчеств о Крещении Господа Иисуса Христа (Мк. зач. 2).
После мирной ектении, в которой Церковь от лица всех верующих молитвенно испрашивала у Бога благодатные дары людям, с благоговением принимающим сию освящаемую воду, Владыка Леонтий вознес особую проникновенную молитву чина Великого водоосвящения (приводим фрагмент, касающийся описания милости Божией к человеческому роду, выразившейся в схождении в наш мир Сына Божия):
"...Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ниединоже слово довольно будет к пению чудес Твоих!
Ты бо хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь и Твоим промыслом строиши мир. Ты от четырех стихий тварь сочинивый, четырми времены круг лета венчал еси. Тебе трепещут умныя вся силы: Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды: Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо яко кожу: Ты утвердил еси землю на водах: Ты оградил еси море песком: Ты ко отдыханием воздух пролиял еси. Ангельския силы Тебе служат, архангельстии лицы Тебе кланяются: многоочитии Херувими, и шестокрилатии Серафими, окрест стояще и облетающе, страхом неприступныя славы Твоея покрываются. Ты бо Бог сый Неописанный, Безначальный же и Неизглаголанный, пришел еси на землю, зрак раба приим, в подобии человечестем быв: не бо терпел еси, Владыко, милосердия ради милости Твоея, зрети от диавола мучима рода человеча, но пришел еси и спасл еси нас. Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния: естества нашего роды свободил еси. Девственную освятил еси утробу Рождеством Твоим: вся тварь воспевает Тя явльшагося. Ты бо Бог наш на земли явился еси, и с человеки пожил еси: Ты Иорданския струи освятил еси, с Небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев.
Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: Сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, ангельския крепости исполненную: Да вси почерпающии и причащающиися, имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну. Ты бо еси Бог наш, Иже водою и Духом обновивый обетшавшее грехом естество наше: Ты еси Бог наш, водою потопивый при Ное грех. Ты еси Бог наш, Иже морем свободивый от работы фараони Моисеом род Еврейский. Ты бо еси Бог наш, разразивый камень в пустыни, и потекоша воды, и потоцы наводнишася, и жаждущия люди Твоя насытивый. Ты еси Бог наш, Иже водою и огнем пременивый Илиею Израиля от прелести Вааловы.
Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. Даждь же всем прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение..."
По завершении молитвы, при пении тропаря праздника "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...", митрополит Леонтий и сослужащие священники совершили троекратное погружение креста во все водосвятные сосуды, установленные в храме.
Освященной водой - Великой Агиасмой - были окроплены молящиеся, затем священнослужители окропили алтарь, весь храм, классы воскресной школы и все помещения на территории кафедрального собора.
После отпуста богослужения митрополит Леонтий обратился к духовенству и мирянам с проповедью. "После светлых дней празднования явления Бога в мир - Рождества Христова - мы с вами достигли праздника Крещения Господня. На новорожденного Богомладенца указывала чудесная звезда и явившиеся пастухам ангелы; а ныне на принимающего Крещение Сына Божия указывает Сам Отец Небесный голосом с Небес - потому что очень важно, чтобы люди в свои сердца приняли Бога, сошедшего на землю. Отверзаются Небеса и Дух Божий в виде Голубя (как символ мира, примирения с Богом) нисходит на Спасителя. Так совершилось явление миру Бога, в Троице поклоняемого. Христос же принимает на Себя все наши прегрешения, наши немощи, и с этого дня начинает Свое общественное служение, которое завершится для Него Крестом и славным Воскресением. Принимая святое Крещение мы, христиане, оставляем в купели свои грехи и обновляемся, воскресаем со Христом для жизни вечной. И Бог Отец взирает на нас с любовью, и Дух Святый сходит, и присутствует с нами в жизни, и отверзаются Небеса, затворенные когда-то из-за грехопадения прародителей, открывается для нас путь в Небесные обители. А освященная Господом вода имеет теперь силу нас освящать, благословлять, очищать наши скверны духовные и телесные. Не сама вода это совершает, но Дух Божий, вода же является носителем благодати Божией", - подчеркнул Высокопреосвященнейший Владыка. (Видеозапись смотрите на встроенном плеере внизу страницы).
Во время чтения благодарственных молитв по Святом Причащении Архипастырь преподал всем присутствующим для лобызания крест.
Напомним, что чин Великого водоосвящения совершается дважды – в Крещенский сочельник (канун) праздника и в самый день Богоявления. Благодатное действие воды, освященной в эти дни – едино, никакого различия нет.
Сосуд с освященной водой верующие хранят в своих домах в течение всего года. "Великая агиасма" используется для питья (с благоговением и молитвой, желательно натощак, после утренних молитв), для помазания тела, в том числе больных мест, для окропления людей, освящения домов и различных предметов. В соответствии со словами чинопоследования она есть "нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление".
Церковный Устав не предписывает в этот день никакого "ритуального омовения" в водоемах. Известно, что раньше купание в Крещенской проруби - "Иордани" - назначалось как епитимия (церковное наказание) за грех гадания на Святках или за участие в гульбищах с переодеванием в животных или бесов. Для всех верующих купание в этот праздник не является обязательным и от грехов не освобождает. Душа человека очищается только от сердечного покаяния и участия в Церковных Таинствах.
ВИДЕОРЕПОРТАЖ:
ССЫЛКА ПО ТЕМЕ: Богослужебные тексты праздника Богоявления с параллельным русским переводом
|