|
|
|
Слово митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия накануне дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Произнесено в храме в честь Казанской иконы Божией Матери р/ц Каменка.
Сердечно поздравляю вас, дорогие отцы, братия и сестры, с праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Мы с вами живем в XXI веке. Две тысячи лет разделяют нас от тех благословенных времен, когда ходил по земле Христос Спаситель, когда проповедовали апостолы. И нам кажется то время благодатным, благословенным, обильным на чудеса. Действительно, чудеса были обильны; а в отношении всего остального, жизнь первой Церкви христианской, которую основывали апостолы, ничуть было не легче, а может быть и труднее.
Вот Савл, фарисей, преисполненный ревности о соблюдении Моисеева закона, предпринимает попытки искоренить новое учение. Он много преуспел в Иерусалиме. Начинаются физические преследования христиан, и Савл получил разрешающие документы, чтобы в Дамаске арестовать первых христиан и привести их на суд в Иерусалим. По дороге в Дамаск Савлу явился Христос в ярком, блистающем свете, и спутники Савла этот свет также видели. Но Савл слышал еще и голос, который был обращен к нему:
– Савл, Савл, зачем ты гонишь Меня?
– Кто ты, Господи?
– Я Иисус, Которого ты гонишь.
Христос сказал Савлу, чтобы он продолжил свой путь в Дамаск, но уже с миром. Во время видения Савл ослеп. В Дамаске Господь послал к нему апостола Ананию, который крестил его. По молитвам Анании Савл прозрел, впоследствии получил имя Павла и стал великим апостолом. Он оставил нам великолепные послания, разъясняющие недоуменные вопросы богословия и практической жизни христианина и всей Церкви. Его труды - поистине фундаментальное апостольское учение о Господе нашем Христе Иисусе и Его Церкви.
В Дамаске, все боялись крещеного уже апостола Павла, и, когда он вернулся в Иерусалим, все в страхе от него бежали. Апостол Варнава привел Павла к прочим апостолам как новообращенного ученика Христова, и те с трудом поверили, что он стал христианином. Сам апостол Павел описывает, сколько претерпевали апостолы мучений, всякого рода гонений за их проповедь. Каждый из них принял мученическую смерть; только лишь апостол Иоанн Богослов, который неоднократно за свою жизнь подвергался мучениям и ссылкам, умер своей смертью. Остальные были распяты, усечены мечом, побиты камнями. С таким трудом завоевывала свое пространство в сердце человека христианская вера.
Заслуга апостола Павла еще и в следующем: все прочие апостолы проповедовали евреям, которые исповедовали веру своих отцов и требовали исполнения христианами закона Моисеева. И часто крещение не мыслилось без предварительного обрезания и соблюдения всех обрядов, согласно требований учения иудейского. Но апостол Павел - первый, кто пошел проповедовать к язычникам, и полагал, что язычники также должны слышать проповедь Христова учения. И это было понято с трудом. Апостолы даже созвали первый апостольский Собор, на котором обсуждали эти вопросы: как воспринимать крещенных язычников – считать ли их полноценными христианами без соблюдения Закона Моисеева? Мы знаем, что и апостол Петр крестил язычников, и он свидетельствовал на этом Соборе, что язычники также сподобляются получения благодатных даров Святого Духа.
В наше время Таинство Миропомазания совершается освященным специальным составом – Миром. На Страстной седмице в Донском монастыре совершается чин Мироварения. Трое суток в особой печи состав варится, все это время читается Священное Писание. Затем Святейший Патриарх освящает по специальному Чину новоприготовленное миро, и оно раздается по всем храмам Русской Православной Церкви и за рубеж, где есть наши приходы, для совершения Таинства Миропомазания. В апостольские времена не было такой практики. Апостолы молились, и, по их молитвам, на новокрещеных людей сходил Святой Дух видимым образом. Как это происходило – описаний не сохранилось. Когда Дух Святой сошел на апостолов, Он явился в виде огненных языков. Возможно, и здесь происходило что-то подобное: или преображались лица у людей, или, возможно, люди, получившие этот дар, начинали говорить на других языках – во времена апостольские это был один из даров Святого Духа.
Первые три века христиане были преследуемы, их убивали; исповедание Христа приравнивалось к отказу от верности императору, государству. И только равноапостольный Константин Великий, наученный своей матерью Еленой вере Христовой, обратил внимание на христианство и увидел в нем здравый смысл. Император Константин понял, что оно несет людям заряд нравственной энергии, не сравнимый ни с какой из других религий. Император Константин сначала в Милане издал специальный Эдикт, объявляющий, что христианство уравнивается в правах с другими религиями. Таким образом в 313 году гонение было прекращено. Но мы знаем, что его зять Максентий был жестоким гонителем христианства, и очень многих людей убил за их веру. В том числе 40 мучеников Севастийских - они были славными воинами, но за твердость в вере были убиты уже после Миланского эдикта. Так случилось потому, что Константин с Максентием разделяли власть в Империи. Но потом, слава Богу, все стали исповедовать христианство, увидели в нем те ценности, которые может получить государство, имея нравственных, добропорядочных, честных граждан, каковыми являются христиане.
Вместе с признанием христианства государством, в жизнь христиан влилось много не существовавших для них ранее испытаний и искушений. Они были ранее словно в узде, неся подвиг проповеди и свидетельства о Христе. Это можно сравнить с исповедничеством христиан советского периода – когда Церковь и христиане были гонимы. В советский период бывало и затишье, но все равно: если ты объявлял себя верующим, то целый ряд неприятностей тебе сопутствовал по жизни. Община христиан, те бабушки, которые всегда у нас присутствуют, - они были носителями такой истинной веры. Их вера была крепче, и верующие люди были чище, чем в наше время религиозной свободы.
Прекратились гонения, образовалась новая Россия, и мы имеем такую свободу, которую никогда Церковь не имела. Каждый человек может заниматься добрыми делами, может духовно совершенствоваться.
Но мир предлагает другой путь – путь греха, путь разложения личности. Появляются псевдо-герои – те, которые грешат, убивают, насилуют, развратничают. Их образ поэтизирован, возведен в идеал – и мы поддаемся этому соблазну. Наши дети видят эти лукавые примеры и по телевидению, и в Интернете. Этими двумя источниками порока наши дети воспитываются. Они там черпают такое, с чем мы потом не можем согласиться, получая проблемы. Идет открытая борьба за души людей. Носители новых идей открыто заявляют: не нужна нам Церковь! Совсем не нужна. Этот процесс безумия шагает по всему миру! Идут судебные процессы в Великобритании. Судятся люди за право носить нательный крестик на работе. Мы свидетели того, что в США в Рождественские дни Президент, поздравляя народ с праздником, уже не говорит: "Я поздравляю вас с Рождеством", а говорит: "поздравляю вас с наступающими выходными днями"… Всем капелланам полиции теперь запрещено при совершении молитв в стенах государственных учреждений употреблять имя Иисуса Христа. Вместо этого он должен произносить: "мы призываем имя Того, Который здесь присутствует". Это насмешка над свободой и верой людей! Поистине, мир теперь с ума сошел; подобные стремления можно видеть и у нас в России.
Мы являемся свидетелями различного рода нареканий на Церковь. Я не могу сказать, что у нас все чисто и без греха; Церковь – это не только Божественные действия, но и человеческое общество со всеми недостатками. В семинарию приходят ребята, которые являются вашими детьми, и все, чем мир живет, они приносят с собой. И за 4-5 лет нужно перестроить человека, укрепить его в Христовой Истине. Но не каждый усваивает все то, что ему дают. Иногда требуются еще годы после завершения образования, чтобы молодой человек оценил, осознал, как ему дальше служить и на каком месте он стоит. Искушение может случиться у любого священнослужителя, какой бы пост он не занимал, и нужно к этому относиться с пониманием. Нужно, может быть, понять и извинить его человеческую слабость, потому что священнослужитель часто чище и лучше тех людей, которые бросают в него камни. А общество подхватывает какое-то слово, какой-то отдельный случай и СМИ начинают раздувать все это, говорить об этом с преувеличением. Делают вывод, что нет в Церкви святости: "Вот, священники с вами молятся – они не святые, значит и Бога нет". Очень важно нам с вами понимать лукавство этих методов.
Когда мы все вместе, когда мы желаем друг другу только добра, то мы вместе возрастаем в Боге и Господь пребывает с нами. Но если мы начинаем говорить о поступках людей с осуждением, начинаем на этом акцентировать внимание и соблазняться, то никакого благодатного дара от Бога нам не будет.
Я хотел бы, чтобы мы понимали эту мудрость. Я не случайно начал беседу с того, что Церковь родилась в мучениях. Она преобразовала весь мир; но преобразование мира шло через кровь, через слезы святых людей, с великим трудом души и тела.
Мы теряем чувство патриотизма, мы теряем чувство долга по отношению к семье. Мы не храним семью, стали к ней относиться как к чему-то простому: захотели – сошлись, захотели – и разбежались. Забываем, что Христос сказал: "что Бог сочетал, то человек не разлучает" (Мф. 19, 6). Но мы переступаем через это, совершая грех. Такое поведение становится практикой: второй раз женятся, и третий, и четвертый, и до пяти раз женятся. Вспомните, что Христос сказал самарянке… Умная и духовная женщина, – как она беседовала со Христом! Эта ее беседа со Христом показывает, что она не развращенная женщина. Христос ей сказал: "Иди, позови мужа, и я тебе дам воду жизни вечной, чтобы ты никогда не жаждала" – то есть, скажу о учении, об истине, которая будет питать тебя духовно, и всегда будешь счастлива. На это женщина Ему ответила: у меня нет мужа. И Христос ей сказал: ты правильно сказала! У тебя было пять мужей, и тот, которого ты имеешь, то есть шестой, – не муж тебе. Не нормально такое состояние – это позиция Христа и Его ответ на все пожелания разводов.
Нужно быть людьми, которые борются за свое счастье. Получая в браке спутника жизни, нужно смотреть на него действительно как на святыню, стараясь исправить свои грехи, – тогда легче исправить и грех своего спутника или спутницы жизни. Это закон духовной жизни.
Наше время непростое, искушающее. С одной стороны, мы свободны, с другой стороны – придуманы новые вещи, которые изнутри подавляют нашу свободу. Если мы грех впустили себе в душу, то он живет там и господствует, пока мы ему не сопротивляемся.
Мир готовится к встрече антихриста. Когда он придет – зависит от нас с вами. Пока мы с вами верующие люди – он не придет. Поэтому мир и старается искоренить веру из сердца человека, предлагая ему разного рода соблазны. Для того, чтобы потерять эту веру, чтобы не было Бога в сердце человека, чтобы человек жил страстями, не думал ни о чем, что ему нужно внутренне соответствовать Евангельскому учению.
Дай Бог, чтобы мы имели знание и понимание времен, и чтобы помнили о том, что мы христиане, то есть – последователи Христа. Мы готовим себя для жизни вечной. Мы должны быть образцом и примером здесь на земле во всем - в труде, в семье, в отношении с нашими окружающими, в отношении к природе. Везде должны быть образцом, чтобы воспитать в себе внутреннего человека – нашу душу, наполнить ее любовью к нашим ближним, чтобы пойти в жизнь вечную, в Царство Небесное. Чтобы Господь нам сказал: "добрый и верный раб, вниди в радость Господа Своего" (Мф. 25, 21). Дай Бог, чтобы мы это понимали, чтобы к этому мы стремились.
Я благодарю Бога, что я с вами имел возможность сегодня помолиться, это великое для меня счастье, ибо нет ничего больше, чем общая, совместная молитва. Дай Бог вам каждому здоровья, чтобы вы были счастливы и в своей семье, и в деле, и в детях своих, и в внуках. Благословение Божие да пребывает с вами.
С праздником вас всех поздравляю!
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Архиерейское богослужение в р/ц Каменка
|
|