Сегодня 28 мая 2024 года, ВТОРНИК, (15 мая по ст. стилю)
Правящего Архиерея с Пасхой Христовой поздравили сотрудники Воронежского епархиального управления  >>>
КОНТАКТНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ
УКАЗАНИЯ
Встреча православной молодежи в медицинском университете  >>>
В День славянской письменности и культуры в Воронеже состоялся большой праздничный концерт  >>>
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий присутствовал на гала-концерте детского Пасхального фестиваля "Светлый Ангел"  >>>
В Воронежской православной гимназии во имя святителя Митрофана Воронежского прозвучал последний звонок  >>>
















































Рейтинг@Mail.ru

4 мая 2024 г • Воронеж • Благовещенский кафедральный собор • ВОРОНЕЖСКАЯ ЕПАРХИЯ

"Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным..."

В Великую Субботу митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе.

4 мая, в Великую Субботу, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии, совершил в Благовещенском кафедральном соборе Божественную литургию святителя Василия Великого. Правящему Архиерею сослужили клирики кафедрального собора.

Молитвенным пением украсил богослужение митрополичий мужской хор под управлением регента Михаила Перфильева.

Литургия совершалась в соединении с Великой вечерней. По малом входе были прочитаны паремии из текстов Ветхого Завета, содержащие пророчества и прообразы Воскресения Христова, с торжественным пением библейских стихов.

Вместо Трисвятого воспевалось "Елицы во Христа крестистеся" и читалось апостольское послание о спасительном значении для человека Таинства Крещения. Все это служит указанием на обычай древней Церкви – в Великую субботу совершать Крещение оглашенных, в течение долгого времени готовившихся "ко святому просвещению".

После чтения Апостола, вместо "Аллилуиа" священнослужителями в белых облачениях был воспет стих псалма, содержащий пророчество о Воскресении Господа: "Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех" (Пс. 81:8). В это время митрополит Сергий и все священнослужители в алтаре переоблачились в белые ризы. Также совершилось переоблачение “в светлейший чин” священных одежд Престола и жертвенника.

Затем протодиаконом было прочитано Евангельское повествование о явлении ангела у гроба Господня, отвалившего камня от дверей гробовой пещеры и прочих событиях, произошедших при Воскресении Христа Спасителя (Мф. 28:1-19).

На сугубой ектении были произнесены особые прошения: "...о еже прияти молитвы нас недостойных рабов Твоих в сию годину испытания, пришедшую на Русь Святую..." и прошение о "Преосвященных архипастырях, пастырях, монашествующих и мирянах земли Украинския, о единстве Церкви Христовы ревнующих, в заточении и гонениях сущих". Затем митрополит Сергий вознес молитву о Святой Руси. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта молитва возносится во всех храмах Русской Православной Церкви. (Текст молитвы размещен на нашем сайте - воспользуйтесь ссылкой внизу страницы).

Вместо обычной Херувимской песни воспевалось исполненное глубокого благоговения и страха Божия песнопение: "Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими, и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе, и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа".

Перед причащением мирян с проповедью о спасительных страданиях Господа нашего Иисуса Христа и Его сошествии во ад к молящимся обратился клирик кафедрального собора протодиакон Николай Терпугов.

Святых Христовых Таин за Литургией причастились около 200 человек.

По заамвонной молитве была вознесена о мире на Святой Земле, а также совершено благословение хлебов и вина, в напоминание о древнем благочестивом обычае христиан - ожидать наступления Пасхи в храме, слушая чтение книги Деяний святых апостолов. Ввиду строгого поста, который соблюдался в продолжение целого дня до наступления праздника Пасхи, а также предстоящего бдения, Церковь подкрепляла силы верующих благословенными хлебом и вином.

После отпуста Литургии на площади у южного входа в Благовещенский кафедральный собор началось совершение освящения куличей, пасхальных яиц и творожных пасох.

О событиях священной Истории, совершившихся в Великую Субботу и их спасительном значении:

День Великой Субботы посвящен воспоминанию погребения Спасителя и Его сошествия во ад. В пятницу вечером, сняв с Креста бездыханное Тело Господа Иисуса Христа, и, по иудейскому обычаю обвив Его пеленами с благовониями, праведные Иосиф и Никодим положили Его в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находилась Мария Магдалина, мать Иакова и Иосии и мать сыновей Зеведеевых.

Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем Воскресении, но, не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: "Воскрес из мертвых", - в субботу испросили у Пилата позволения приставить ко гробу стражу, а самый гроб запечатали печатью (см.: Мф. 27:57-66; Ин. 19:39-42), тем самым доставив истине Воскресения Христа несомненное подтверждение.

Святитель Феофан Затворник размышляет: "Господь спит во гробе телом, душею же сошел Он в ад и находящимся там душам проповедал спасение. Все святые ветхозаветные были не в раю, хоть и пребывали в утешительной вере, что введены будут туда, как только придет на землю Обетованный, верою в Которого жили они. Его пришествие и там предвозвестил Предтеча. Когда же снисшел Господь, - все веровавшие прилепились к Нему и Им возведены в рай. Но и этот рай только преддверие настоящего рая, имеющего открыться после всеобщего воскресения и суда. В нем и все новозаветные святые хотя блаженствуют, но ожидают еще большого совершеннейшего блаженства в будущем веке, при новом небе и новой земле, когда будет Бог всяческая во всех". (Святитель Феофан Затворник. "Мысли на каждый день года").

Об этом говорят нам и слова церковных молитвословий, воспеваемых в нынешний день: "Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества: егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы Небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе". (Тропарь).

"Днесь ад стеня вопиет: уне мне бяше, аще бых от Марии Рождшагося не приял: пришед бо на мя, державу мою разруши, врата медная сокруши: души, яже содержах прежде, Бог сый воскреси. Слава Господи, Кресту Твоему, и Воскресению Твоему". (Стихира самогласна на "Господи воззвах").

Сокрушенные врата поверженного ада, разоренного сошествием Господа Иисуса Христа, - это не только символ Великой Субботы, но и один из ярчайших образов, изображаемых на иконе Воскресения Христова. Таким образом, нынешний день - связующее звено между скорбными событиями Страстной Седмицы и грядущей Пасхой Христовой, Праздником праздников и Торжеством из торжеств.



ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:
Богослужебные тексты вечерни Великой Субботы с параллельным русским переводом


СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Молитва о Святой Руси



ФОТОРЕПОРТАЖ:












































© Воронежская митрополия - 2011-2024 г.
При использовании материалов сайта не забывайте делать ссылку на источник.