23 ноября 2024 г., СУББОТА, (10 ноября ст.)
ВОРОНЕЖСКАЯ ЕПАРХИЯ • Архиерейское благочиние • Воронеж • Покровский кафедральный собор

20 декабря 2015 г • Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил воскресное богослужение в Покровском соборе г. Воронежа

Глава Воронежской митрополии совершил Божественную литургию и обратился к пастве с проповедью.


В Неделю 29-ю по Пятидесятнице митрополит Воронежский и Лискинский Сергий посетил Покровский собор г. Воронежа и возглавил совершение воскресного богослужения.

Высокопреосвященнейшему Владыке Сергию сослужили секретарь Воронежского Епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин, настоятель Покровского собора протоиерей Сергий Моздор с клириками храма, настоятель Воскресенского храма г. Воронежа протоиерей Василий Володько, благочинный Архиерейского церковного округа протоиерей Александр Беляев.

Во время чтения часов митрополит Сергий совершил поставление во чтеца выпускника пастырского отделения Воронежской Православной Духовной семинарии Романа Кузнецова.

На Литургии было совершено молитвенное поминовение погибших при пожаре в психоневрологическом интернате в селе Алферовка Новохоперского района Воронежской области.

После отпуста литургии митрополит Сергий обратился к пастве со словом душеполезного назидания на тему Евангельского чтения:

"Сердечно поздравляю вас, дорогие отцы, братья и сестры, с нынешним воскресным днем. Сегодня мы с вами слышали Евангельское благовестие об исцелении десяти прокаженных. Не случайно это чтение приходится на период Рождественского поста. В предпраздничные дни мы призваны внутренне себя подготовить к тому, чтобы в радости встретить Богомладенца Христа, Который рождается нам во спасение, дарует прощение всех наших прегрешений.

Евангелие повествует, что Христос шел о дороге и к Нему обратились несколько человек, стоящих в отдалении. Почему они стояли в отдалении? Потому что проказа – болезнь очень заразная и люди избегали общения с прокаженными. Поэтому они издали взывали ко Христу, прося Его о помиловании и исцелении. Христос подозвал их к Себе, преподал наставления и сказал: "Идите и покажитесь священникам" (Лк. 17: 14). Так было положено по закону Моисееву – священник в то время исполнял функции врача и имел право свидетельствовать, здоров человек или нет. Прокаженные поверили Иисусу и пошли. Внезапно они почувствовали, что исцелились: проказа сошла, тела их стали чисты, они сделались совершенно здоровыми людьми. С радостью они поспешили дальше в свой путь, чтобы после освидетельствования священниками вновь вернуться к общественной жизни, стать полноправными членами общества, а не изгоями, каковыми были во время болезни. Но один из исцелившихся возвратился ко Христу, пал перед Ним на колени и благодарил за совершенное исцеление. Иисус, обращаясь к апостолом и окружавшему его народу, говорит: "Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?" (Лк. 17: 17-18). Дело в том, что иудеи с самарянами не общались, презирали их за смешение с язычниками, искажение вероучения и несоблюдение Закона Моисеева. И вот, презираемый правоверными евреями еретик пришел и благодарил Христа за исцеление! Господь похвалил бывшего прокаженного за его веру и за искреннее чувство благодарности. Возникает вопрос: почему только этого самарянина похвалил Господь? Ведь все десять веровали и получили исцеление. Они не нарушили слово Христа – согласно закону Моисееву, они пошли, чтобы засвидетельствовать перед священником о своем выздоровлении, вероятно, совершили положенное жертвоприношение за свое очищение. Почему же только одному было сказано: "Вера твоя спасла тебя" (Лк. 17: 19)? Христос этим показывает, что оканчивается ветхозаветный, законнический период понимания духовной жизни. Закон Моисеев был "детоводителем" для еврейского народа (см.: Гал. 3: 24). Его требования касались внешней, физической деятельности человека. А Христос учит, что внешнего, без внутренней душевной праведности, исполнения предписаний Закона недостаточно. Самарянин же проявил чуткость души: он почувствовал, что не может уйти, не воздав славу Богу и пришел ко Христу, чтобы поклониться Ему не как простому Человеку и Учителю, а как Сыну Божию.

Христос принес в мир новые понятия о пути спасения. Не количество добрых дел, как думали иудеи, делает человека праведным. Вера должна быть в душе человека, на уровне его сердца, всех чувств и мыслей, и сообразно этой веры должна быть построена вся жизнь.

Отношения Израильского народа к Богу были введены в рамки закона государственного. Например, человека, уличенного в воровстве или нанесении побоев, закон наказывает. Но человек, ненавидящий другого, по состоянию души более злобный, чем ударивший – перед законом чист. Также и человек, укравший что-либо – виновен перед законом; а лукавый человек, сумевший ловко обойти закон – перед человеческим правосудием чист. Государственный закон не рассматривает духовную субстанцию личности, перед ним добропорядочным гражданином может быть внутренне совершенно негодный человек. Так и Моисеев закон: он наставлял творить добрые дела и обличал злые, регламентировал совершение принесение жертв и знаки внешнего богопочитания. Христос же учит обращать основное внимание на духовную составляющую. Он поясняет, что мало не нарушать заповедь, скажем, о прелюбодеянии, ибо если вы смотрите на лиц другого пола с вожделением, то уже совершили грех в душе своей. (См. Мф. 5: 28). Из сердца, говорит Господь, исходят лукавые и греховные помыслы (см. Мф. 15: 19), и согласие или борьба с ними происходит также в сердце человека и в его душе. Поэтому Спаситель нас призывает к чистоте души, чистоте помыслов.

Вот эту чистоту души и помыслов явил в своей благодарности самарянин, получивший от Христа исцеление. Он пришел и поблагодарил Бога, а все остальные – формально не погрешили, но внутренне остались холодны и неблагодарны и, обновившись своими телами, не обновились внутренне, духовно. А самарянин качественно изменился, он не мог продолжать жить так, как жил прежде. Его душа преобразилась, все в ней засияло и освятилось живой верой! Он почувствовал, что должен идти к Источнику святости и благодарить!

Это дивное Евангельское событие, осознанное нами, должно освятить наши души и этот малый труд Рождественского поста. Когда мы припадем к яслям Христовым, чтобы прославить Его Рождество, постараемся сделать это не только формально, внешне. Проанализировав всю жизнь, творчески ее переосмыслив, изменим свой менталитет, свою душу и сердце. Искореним в себе зло, направимся на пути добра. Желаю вам, дорогие мои, помощи Божией, счастья и любви, чтобы Господь всегда жил в вашем сердце, а вы бы никогда не оставляли Его!", - завершил свою проповедь митрополит Сергий.

По завершении проповеди Владыка Сергий преподал всем архипастырское благословение.

ФОТОРЕПОРТАЖ
АДРЕС ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: 394036, г. Воронеж, ул. Освобождения Труда, д. 20; E-MAIL: ve553435@mаil.ru
ТЕЛЕФОНЫ: МНОГОКАНАЛЬНЫЙ +7 (473) 255-34-94; КАНЦЕЛЯРИЯ +7 (473) 255-34-35
© - Воронежская митрополия - 2011-2024 г.