1 июля 2024 г., ПОНЕДЕЛЬНИК, (18 июня ст.)
ВОРОНЕЖСКАЯ ЕПАРХИЯ • Воронеж • Благовещенский кафедральный собор

27 декабря 2015 г • "Праотцев днесь вернии, совершающе память, воспоим Христа избавителя, возвеличившаго их во всех языцех..." (Стихира праотцем)

В Неделю 30-ю по Пятидесятнице, святых праотец, викарий Воронежской епархии епископ Семилукский Сергий совершил Божественную литургия в Благовещенском кафедральном соборе.


После отпуста литургии епископ Сергий обратился к прихожанам с проповедью, в которой подробно изъяснил отрывок из Евангелия, прочитанный за богослужением (Лк., 76 зач., гл. XIV, ст. 16-24). Также Владыка Сергий призвал молящихся в наступающем новолетии сохранить в своих душах ту благодать, которая была приобретена в дни Рождественского поста.

Троарь праотцев, глас 2:

Верою праотцы оправдал еси, от язык теми предобручивый Церковь, хвалятся в славе святии, яко от семене их есть плод благославен, без семене Рождшая Тя. Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Стихиры на великой вечерне:

Праотцев днесь вернии, совершающе память, воспоим Христа избавителя, возвеличившаго их во всех языцех, и чудес преславная верно совершившаго Господа, яко державна и сильна, и от них показавша жезл силы нам, едину неискусомужную, и Богоотроковицу Марию чистую: из Неяже цвет пройде Христос, израстивый всем жизнь, и неиждиваемую пищу, и спасение вечное.

Иже святыя отроки из огня избавивый, Владыко, и от уст львовых Даниила, благословивый Авраама, и Исаака раба Твоего, и сего сына Иакова, благоволивый от семене их быти по нам, да прежде поползнувшияся спасеши праотцы наша Крестом Твоим и Воскресением, и расторгнув смертныя узы, совозставиши вся, яже от века сущия в мертвых, покланяющияся Тебе, Христе Царю веков.

Святой блаженный Феофилакт Болгарский так разъясняет значение Евангельского зачала о званных на вечерю:

"Поелику притча говорит о человеколюбивейшем домостроительстве, которое Бог совершил в нас, сделав нас причастниками плоти Сына Своего, то и назван Он человеком. Это домостроительство названо "большим ужином"; "ужином" названо потому, что Господь пришел в последние времена и как бы при "ужине" века, а "великим ужином" потому, что тайна спасения нашего беспрекословно велика (1 Тим. 4, 16). "И когда наступило время ужина, послал раба своего". Кто этот раб? Сын Божий, который принял образ раба, соделавшись Человеком (Филип. 2, 7), и о котором, как Человеке, говорится, что Он послан. Обрати внимание на то, что не просто сказано "раба", но с членом, то есть "того" раба, который в собственном смысле благоугодил Богу по человечеству и хорошо послужил. Ибо не только как о Сыне и Боге, благоугодном Отцу, но и как о Человеке, который один только Сам безгрешно покорился всем определениям и заповедям Отца и исполнил всякую правду (Матф. 1, 15), говорится о Нем, что Он послужил Богу и Отцу. Почему рабом Божиим в собственном смысле Он только один и может быть назван. - Послан Он "когда наступило время ужина", то есть в определенное и благоприличное время. Ибо для спасения нашего не другое какое время было благоприличнейшим, как время царствования Августа кесаря, когда злоба взошла на самый верх и ей нужно было пасть. Как врачи оставляют гнойную и дурную болезнь дотоле, пока она выточит всю дурную влагу, а потом уже прикладывают и лекарства, так нужно было, чтоб и грех обнаружил все свойственные ему виды, а потом, чтоб великий Врач положил лекарство. Посему-то Господь допустил диаволу исполнить меру злобы и потом, воплотившись, уврачевал всякий вид злобы совершенно святою Своею жизнию. Он послал "в год", то есть в настоящее и приличное время, как и Давид говорит: препояши меч твой по бедре твоей красотою твоею (Псал. 44, 4). Меч, без сомнения есть Слово Божие. Бедром означается рождение во плоти, которое совершилось при зрелости плода, то есть в надлежащее время. - Послан был "сказать званным". Кто сии званные? Может быть, и все люди, так как Бог всех призывал к познанию Себя то чрез благоустройство видимых вещей, то чрез закон естественный, а может быть по преимуществу израильтяне, которые были призваны чрез закон и пророков. К ним, к овцам дома Израилева, по преимуществу послан был Господь (Матф. 15, 24). - Он говорит: "идите, ибо уже все готово". Ибо Господь всем благовествовал: близко царствие небесное (Матф. 4, 17), и оно внутрь вас (Лук. 17, 21). А они "начали все извиняться", то есть как бы сговорясь заодно. Ибо все начальники иудейские отказались иметь Иисуса Царем, и потому не удостоились (вкусить) вечери, кто по любви к богатству, кто по любви к удовольствиям. Ибо под теми, из которых один купил землю, а другой - пять пар волов, можно разуметь пристрастных к богатству, а под женившимся - сластолюбца. Если хочешь, пожалуй, разумей под купившим землю того, кто по мудрости мирской не принимает таинства (спасения). Ибо поле есть мир сей и вообще природа, а кто смотрит только на природу, тот не принимает сверхъестественного. Итак, фарисей, быть может, заглядевшись на землю, то есть наблюдая только законы природы, не принял того, что Дева родила Бога, так как это выше природы. Да и все хвалящиеся внешнею мудростию из-за сей земли, то есть из привязанности к природе, не признали Иисуса, обновившего природу. Под купившим пять пар волов и испытывающим их можно разуметь и человека, привязанного к веществу, который пять чувств душевных совокупил с телесными и душу сделал плотию. Посему, как занятый земным, он не хочет участвовать в духовной вечери. Ибо и премудрый говорит: "как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом" (Иис. Сирах. 38, 25). А под отпадающим из-за жены можно разуметь пристрастного к удовольствиям, который, пристав к плоти, союзнице души, и будучи с нею одно, как совокупившийся с нею, не может угодить Богу. Можешь все это разуметь и буквально; ибо мы отпадаем от Бога как из-за пары волов, так и из-за женитьбы, когда привязываемся к ним, на них истрачиваем всю жизнь, из-за них трудимся даже до крови, а божественного ничего, ни мысли, ни изречения, не помыслим, не исследуем.

… Начальники иудейские были отвергнуты, и никто из них не уверовал во Христа, как и сами они хвалились своею злобою. "Когда, - говорили они, - уверовал в Него кто из начальников" (Иоан. 7, 48)? Итак, сии законники и книжники, как сказал пророк (Иерем. 8, 8. 9), объюродевше отпадоша благодати, а простодушные из иудеев, которые уподобляются хромым и слепым, и увеченным, "незнатное мира и униженное" (1 Коринф. 1, 27. 28), были призваны. Ибо народ дивился словам благодати, исходившим из уст Иисусовых (Лук. 4, 22), и радовался о учении Его. Но после того, как вошли израильтяне, то есть избранные из них, которых Бог предназначил к славе Своей (Рим. 8, 29. 30), каковы были: Петр, сыны Зеведеевы и прочее множество уверовавших, - после того благодать Божия излилась и на язычников. Ибо в находящихся на "дорогах" и "переулках" можно разуметь язычников. Израильтяне были внутри города, так как они приняли законоположение и наследовали городской образ жизни. А язычники, будучи чужды заветов и отчуждены законоположения Христова, и не будучи согражданами святых (Колос. 1, 21. 12; Ефес. 2, 12. 3), проводили жизнь не на одной дороге, но на многих "дорогах" беззакония и невежества, и в "изгородях", то есть в грехах; ибо грех есть большая изгородь и средостение, отделяющее нас от Бога (Ис. 59, 2). Словом "на дорогах" намекается на скотоподобную и разделенную на многие мнения жизнь язычников, а словом "в переулках" указывается на жизнь их во грехах. - Не просто повелевает позвать сих (находящихся по дорогам и по изгородям), но понудить, хотя вера есть дело произвола каждого. Для того сказал он: понуди, дабы мы познали, что уверование язычников, находившихся в глубоком неведении, есть знамение великой силы Божией. Ибо если бы немного было силы у Проповедуемого и невелика была истина учения, то как люди, служащие идолам и совершающие постыдные дела, могли бы убедиться, вдруг познать истинного Бога и совершать духовную жизнь? Желая указать на чудность сего обращения, и назвал оное понуждением. Как бы кто сказал: язычники и не желали оставить идолов и чувственных наслаждений, однакож истиною проповеди принуждены были оставить их. Или иначе: сила знамений составляла великое побуждение обратиться к вере во Христа. - Вечеря сия приготовляется ежедневно, и все мы призываемся в царство, которое Бог уготовал людям еще прежде создания мира (Мф. 25, 45). Но мы не удостаиваемся оного, одни по любопытству мудрости, другие по любви к вещественному, иные по любви к плоти. А человеколюбие Божие дарует сие царство другим грешникам, которые слепы разумными очами, не понимают, что есть воля Божия, или и понимают, но хромы и неподвижны к исполнению оной, и нищи, как лишившиеся небесной славы, и увеченные, как не обнаруживающие в себе непорочной жизни. К сим-то грешникам, блуждающим по широким и пространным путям греха, Отец Небесный посылает с приглашением на вечерю Сына Своего, который стал рабом по плоти, пришел позвать не праведников, но грешников (Матф. 9, 13), и обильно угощает их вместо тех разумных и богатых, и угождающих плоти. На многих Он посылает болезни и бедствия, и через то невольно заставляет отказаться от такой жизни, по судьбам, по каким Сам знает, и приводит их на Свою вечерю, обращая в побуждение для них наведение бедствий. Примеров сему много. - В более простом смысле, притча научает нас - подавать лучше нищим и увечным, чем богатым. К чему Господь убеждал несколько выше, к тому самому, кажется, сказал и притчу сию, уверяя оною еще более, что угощать должно нищих. Научаемся (сею притчею) еще и другому, именно, что мы должны быть так усердны и щедры на принятие братьев (меньших), что должны убеждать их к участию в наших благах и тогда, когда они не желают. В этом для учителей сильное внушение, чтобы они наставляли учеников своих должному и тогда, когда сии не желают. (Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки. О званых на вечерю).

ФОТОРЕПОРТАЖ
АДРЕС ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: 394036, г. Воронеж, ул. Освобождения Труда, д. 20; E-MAIL: ve553435@mаil.ru
ТЕЛЕФОНЫ: МНОГОКАНАЛЬНЫЙ +7 (473) 255-34-94; КАНЦЕЛЯРИЯ +7 (473) 255-34-35
© - Воронежская митрополия - 2011-2024 г.