1 января 2016 г • Житие святителя Антония, архиепископа Воронежского и Задонского
Архиепископа Антония (Смирницкого) почитал преподобный Серафим Саровский, его современник, а народ еще при жизни называл Владыку Антония святым.
Святитель Антоний, архиепископ Воронежский и Задонский (в миру – Смирницкий Авраамий Гаврилович), родился 29 октября 1773 года в с. Поветине Пырятинского уезда Полтавской губернии, в семье священника.
Первоначальное обучение Авраамий получил дома, первым педагогом его был родной отец.
С самого раннего детства Авраамий воспитывался в духе благочестия, очень любил посещать церковные службы. Однажды ночью (под Новый год), догоняя отца, ушедшего в церковь, Авраамий попал в прорубь и чуть не утонул. Но Господь спас своего избранника. В это время мимо ехали крестьяне на лошади. Лошадь, испугавшись барахтавшегося в воде мальчика, шарахнулась в сторону, благодаря этому крестьяне заметили его, вытащили из проруби и привезли к матери.
В 1783 году Авраамий поступил в Киевское духовное училище. Хорошо подготовленный дома, он учился примерно, отличался тихим и кротким нравом, за что, по семинарской традиции, получил свою фамилию "Смирницкий".
Окончив школу с отличием, он не только стал одним из лучших студентов богословского курса Киевской Духовной Академии, но и явился для всех учащих и учащихся примером истинного благочестия. Уже студентом он вел строгую подвижническую жизнь, сочетая ее с делами нищелюбия и страннолюбия. Перед учебными занятиями он ежедневно молился за ранней Литургией в Киево-Печерской Лавре, никогда не участвовал в студенческих увеселениях.
В 1796 году академия была окончена и перед Авраамием встал вопрос о выборе дальнейшего пути. Он долго колебался, не решаясь принять монашество, жаль было расставаться с миром. Сам святитель Антоний так говорил о себе: "Когда я был молод, я долго колебался, поступать ли мне в монахи… Но когда прочел Ефрема Сирина о Страшном Суде – все веселое в мире мне опротивело, и я скорее, бегом-бегом – в монастырь".
Подав прошение митрополиту Иерофею о пострижении его в монашество, Авраамий отказался от предложенной ему должности учителя риторики и изъявил желание поступить в число братии Киево-Печерской лавры. В августе 1796 г. Антоний был принят послушником в Киево-Печерскую Лавру, "желая учиться у тех учителей, которые почивают в пещерах". Однажды ночью перед изумленным иноком предстал преподобный Антоний и благословил его на небесное служение, укрепив Святыми Дарами.
21 февраля 1797 года он был пострижен в монашество с именем Антония в честь преподобного Антония Печерского. Через неделю инок Антоний был рукоположен во иеродиакона, а 20 ноября 1799 года - во иеромонаха.
25 января 1808 г. иеромонах Антоний получил важное и ответственное послушание. Митрополит Киевский Серапион (Александровский) поручил ему заведование лаврской типографией, пророчески напутствовав его: "Будешь управлять лодочкой, а со временем тебе дастся корабль".
С первых же дней иночества Антоний отдавался подвигам воздержания, молитвы и смирения. Его смирение было необычайно: "Много лет я прожил, - обыкновенно говаривал он, - а добрых дел нет". Если кто хвалил его, он всегда замечал: "Он еще не все знает мои слабости и недостатки".
Иеромонах Антоний выполнял все поручаемое при очередном богослужении в храме - пел, читал, произносил проповеди. Личная жизнь иеромонаха Антония отличалась большой строгостью в выполнении монашеских правил.
20 сентября 1814 года он был назначен начальником Ближних пещер. Посещая пещеры для наблюдения за порядком, он и сам мечтал о полном уединении, ему хотелось угодить Богу, отказавшись от всего мирского, тленного и всякой суетной славы и почести.
Иеромонах Антоний подал прошение о посвящении его в схиму, но в этом ему было отказано, т. к. другой путь был уготован ему свыше.
2 января 1815 года отец Антоний был назначен наместником Киево-Печерской лавры. Он не возгордился своим новым назначением, но считал его побуждением к дальнейшему духовному совершенству. Еще больше внимания стал уделять отец Антоний церковному богослужению, еще строже стала его монашеская жизнь. Не давал он послабления себе и в бытовых делах лавры, являясь во всем примером для братии. Он был редким начальником для иноков, вел их просто, духовно, молясь за каждого, руководя ими по Божиему указанию, и тогда же было заметно, что Господь даровал ему дар прозорливости.
"Кто строг к себе, тот снисходителен к другим, а кто снисходителен к себе, тот строг к ближним, – в этом Владыка Антоний был уверен до конца своих дней, потому предупреждал – Не долго сделать человека несчастным; нам, начальствующим, надлежит спасать, а не губить, принимать меры к исправлению, к вразумлению падшего...".
Он не оставлял без внимания и богомольцев, посещавших лавру. До вечерни его келья была открыта для всех и всем приходившим к нему он уделял внимания, поучая их в истинах православной веры и доброй христианской жизни.
10 июля 1817 года наместник Киево-Печерской лавры иеромонах Антоний был возведен в сан архимандрита, в каковом звании он трудился в течение 8 лет, отличаясь необыкновенной преданностью делу, на которое себя посвятил. Особенное внимание он уделял богослужениям. Совершал их с благоговением, без излишней поспешности. Однажды лавру посетил император Александр I со своим хором. По желанию императора литургию служил наместник лавры Антоний, а пели придворные певчие. После литургии государь спросил Антония, хорошо ли пели его певчие. "Скоропоспешно, - ответил Антоний, - так что я затруднялся в чтении молитв". "Люди дорожные", - оправдывался государь. "Дело Божие, - сказал набожный и прямодушный наместник, - должно делать в надлежащем порядке".
Незадолго до получения архиерейского сана Антоний получил откровение свыше. Отслужив утреню, он сидел в своей келье и читал книгу. Часов в 8 или 9 утра отворилась дверь, вошла великолепно одетая, в бриллиантах, Царица и сказала ему: "Отец Антоний, идите за мной". Она привела его в церковь. Войдя они стали против аналоя и Царица приказала священнику венчать отца Антония, сама же взяла его за руку и водила вокруг аналоя. Затем они вернулись в дом наместника, где его поздравляли. Потом Царица повела его в другую комнату. Там фрейлины держали большую, во всю залу, вощанку (вощеная ткань, бумага - ред.),которая была ветха и совсем худая. Царица сказала: "Видишь, что она худая, так следует тебе оную исправить заново". После того Она уехала. Очнувшись, Антоний рассказал видение своему духовнику подвижнику схимонаху Вассиану. "И он мне на оное сказал, - рассказывал Антоний, - это к тебе приходила Царица Небесная, а что повенчан ты с Нею браком, то значит - благословение на тебе Божие и будешь ты архиереем, и дана будет тебе худая епархия, которую ты должен исправить непременно, что означала большая ветхая вощанка".
Это было за полгода до назначения его во епископа.
31 января 1826 года архимандрит Антоний был хиротонисан в лавре во епископа Воронежского. И в епископском сане он остался таким же смиренным, как и прежде. Уезжая из Киева в свою епархию, он говорил: "Не надеюсь на свои силы. Там есть два великих святителя Христовых: Митрофан и Тихон. На них я уповаю. Они меня подкрепят и помогут мне".
Новый епископ торжественно был встречен в Воронеже. При первой же его литургии паства заметила на лице своего епископа какое-то неземное сияние - знамение благодати Божией.
Воронежская епархия была тогда очень обширна, включала в себе всю Донскую область, но оказалась очень неблагоустроенной. Преосвященному Антонию пришлось там много поработать.
В своем первом слове при вступлении в управление воронежской паствой Владыка Антоний выразил суть своего будущего служения: "Богом дарованная мне паства! Во уверение о моем утешении возглаголю сии апостольские слова: "Свидетель бо ми есть Бог, Емуже служу духом моим во благовествовании Сына Его, яко безпрестани память о вас творю, всегда в молитвах моих моляся, аще убо когда поспешен буду волей Божией прийти к вам: желаю бо видети вас, да некое подам вам дарование духовное к утверждению вашему: сие же есть соутешитися в вас верою общею, вашею же и моею" (Рим. 1: 9–11). Чего же вам ныне возжелаю? Какое подам наставление и увещание, аще не то же, которое некогда апостол Павел начертал ко христианам Церкви Филиппийской: "Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе!" (Флп. 2: 5). Такое увещание и желание столь нужно и полезно как для вас, так и для меня, что если оно совершится, то и я, пастырь ваш, и вы, словесные овцы стада Христова, будем и в сей жизни и в грядущей совершенно счастливы, и никакого никогда истязания не претерпим от Пастыреначальника нашего Иисуса Христа".
Первой заботой епископа Антония на новом поприще было благоустройство храмов. Так его стараниями прежде всего был капитально отремонтирован кафедральный Благовещенский собор - место упокоения святителя Митрофана. Затем были отремонтированы, восстановлены и перестроены и другие храмы, а также различные церковные здания.
Много уделял внимания преосвященный Антоний составу служителей храма и их благочестию.
Венцом благолепия и благоустройства храмов было само служение епископа Антония. Сохранился ряд восторженных отзывов о торжественности и благоговейности служения преосвященного. Оно производило на молящихся сильное действие, так что стоя в церкви, они невольно забывали все земное и сосредоточивались на совершении божественной службы. Действие благодати Божией при служении Антония ощущалось всеми присутствовавшими. Вот что рассказал об одной Пасхальной Литургии преосвященного Антония симбирский советник Н.А. Мотовилов, известный как человек близкий преподобному Серафиму.
"Я с умилением и ужасом видел архипастыря, окруженным светом немерцающего сияния, а когда владыка выходил из алтаря благословлять народ и произносил молитву о вышнем благословении насажденного Господнею Десницею винограда, видел пламень, выходящий из уст владыки Антония в виде огненного языка, устремляющегося на служащих и на молящихся и окутывающего каждого из них своим неизреченным светом. Прикосновения этого дивного пламени удостаивались не все. Некоторые, до которых пламень касался, светлели и начинали сиять тем же светом, что и владыка, других же этот божественный пламень обходил, и они чернели, как уголь. В числе сослужащих был один протоиерей, который весь был опоясан, как свивальниками (длинная узкая полоса ткани для обвивания младенца поверх пеленок - ред.), черными полосами. Вид его был, как зебра. Впоследствии этот протоиерей был изобличен в каких-то дурных деяниях и извергнут из сана".
Сослужащие епископу Антонию чувствовали особенного благоговение и некий священный страх.
Торжественности служения способствовал и замечательный хор кафедрального собора. Епископ Антоний был любитель хорошего церковного пения.
Ни одной службы в храме не проходило без проповеди. Часто архипастырь говорил сам или священники по его назначению. После литургии начинался прием посетителей, двери покоя епископа Антония были открыты для всех и всех он принимал с одинаковым вниманием.
Он заботился о благоговейном воспитании своей паствы и призывал к этому всех священников.
В 1829 году преосвященный Антоний предпринял первое обозрение своей епархии. Владыка старался глубоко вникать в приходскую жизнь, стремился посетить каждую церковь, встречавшуюся ему на пути. После обычной архиерейской встречи он всегда говорил собравшемуся народу поучение. В тех местах, где назначался ночлег, он, если приезжал рано, служил всенощное бдение: если же приезжал поздно, то сразу становился на молитву, иногда проводя в молитве всю ночь, и только немного времени отдыхал, сидя на стуле. На другой день утром служил Литургию. В служении Владыка был неутомим: в одно из своих путешествий он за 24 дня совершил 22 Литургии.
По свидетельству очевидцев, день, в который Владыка Антоний посещал село или город, становился праздником: крестьяне оставляли свои полевые работы, купцы запирали свои лавки, чиновники оставляли свои занятия в канцеляриях и все спешили видеть своего архипастыря. Иногда от дома, где ночевал святитель, до церкви было всего несколько сажен, – но Преосвященный, бывало, шел это расстояние более часа, благословляя народ. Там, где он служил, ставили вокруг церкви столы с трапезой. Владыка это очень любил и, по выходе из церкви, благословлял эти столы, за которыми вкушали пищу иногда до тысячи крестьян, славя и благодаря Бога.
В 1831 году Воронежскую губернию постигла страшная болезнь - холера. Люди умирали сотнями, народ был в панике. В борьбу с этой болезнью мужественно вступил кроткий и слабый с виду епископ Антоний. Он сам обходил все дома и улицы, совершая крестные ходы, окропляя дома святой водой, наложил 3-х дневный пост, призвал всех к покаянию. Все это укрепило в людях веру в свое спасение, и паника прекратилась. Тогда же, по благословению владыки Антония, было возобновлено всеобщее почитание Дивногорской (Сицилийской) иконы Божией Матери, после того как по молитвам пред иконой прекратилась эпидемия на юге Воронежского края. (В 1831 году, когда свирепствовала холера, в Коротояке, находившемся от Дивногорской обители в 7-8 верстах, одной престарелой жительнице, Екатерине Коломенской, во сне явилась Божия Матерь в том виде, как Она изображена на Дивногорской иконе и приказала взять Ее икону и совершить перед нею молебен. Чудотворная икона была принесена в Коротояк, и после усердного общего моления перед святой иконой холера прекратилась. Заступлением Божией Матери тогда же был спасен от холеры и город Острогожск).
Губернатор Воронежа доносил императору Николаю I о благотворной деятельности воронежского духовенства и лично архиепископа Антония, который, подражая ниневитянам, дабы исповедовать все свои грехи, наложил на себя, священство и паству трехдневный пост, а также совершал молебны и крестные ходы об отвращении грядущего гнева. Эпидемия не коснулась Воронежа, хотя в 1831 г. холера свирепствовала уже по всей России.
Святитель, сам будучи щедрым благотворителем, побуждал и свою паству к делам милосердия, вменяя клирикам епархии сообщать ему о нуждающихся, которым он оказывал помощь как из личных средств, так и из сумм опекаемого им "Попечительства о бедных духовного звания" и "Воронежского попечительного о бедных комитета". Обычно, уезжая из Воронежа по каким-либо делам, Владыка сам посещал острог, а иногда через доверенное лицо посылал милостыню заключенным.
Ни в чем так не выражалось доброе сердце святителя, как в попечении о бедных. "Имение епископа – бедных имение!" – вот правило, которым руководствовался Преосвященный Антоний, ибо все, что он получал, – раздавал. Дом его постоянно можно было видеть окруженным нуждающимися. Тотчас по окончании в Крестовой церкви Литургии, келейник докладывал Преосвященному о бедных, и им высылалась милостыня. Обычно они собирались перед обедом, когда Владыка оканчивал занятия епархиальными делами: тогда на каждой ступеньке лестницы стояли, сидели в разных положениях странники, старухи, малолетние сироты. Приемная нищелюбивого пастыря нередко наполнялась и иными просителями: отставными чиновниками, вдовами, сиротами, обедневшими купцами... Им давались медные деньги, а к стоящим на лестнице Владыка выходил сам, терпеливо выслушивал просьбу каждого, участливо расспрашивал и помогал, смотря по его нужде. Иногда вспомоществование простиралось до пятидесяти, даже до ста рублей. Часто старался дать так, чтобы другой не заметил: клал, например, золотой рубль, или ассигнацию под просфору, и, подавая просфору, незаметно с ней подавал и деньги.
В 1830 г. Владыка открыл "Воронежский тюремный комитет", а в 1833 г., когда во многих местах России был неурожай, он организовал подписку в пользу голодающих, жертвуя значительные суммы в Приказ общественного призрения на устройство благотворительных обедов для десяти и более тысяч человек. В 1834 г. при участии святителя Антония губернатор и дворянство Воронежа организовали беспримерный по тем временам Комитет для строительства жилья на месте сгоревших городских домов. За полгода необходимые средства были собраны и построено более 100 домов в Ямской слободе Воронежа.
В истории Воронежской епархии архиепископ Антоний (Смирницкий) известен также как усердный храмоздатель и устроитель иноческих обителей. Только за последние двенадцать лет его управления епархией построены 63 новых храма, восстановлен древнейший монастырь Подонья – Дивногорский Успенский.
В 1832 году совершилось открытие мощей Воронежского святителя Митрофана (память 7/20 августа, 23 ноября/6 декабря). Это событие явилось венцом славы праведной жизни епископа Антония.
С самой кончины первого Воронежского архиерея Митрофана, последовавшей в 1703 г., жители города и окрестностей, очень его почитавшие, нередко приходили к гробнице святителя и служили панихиды. До 1718 г. тело святителя Митрофана два раза было переносимо, и оба раза оно оказалось нетленным. Это не могло быть сокрыто от народа, и число приходящих на поклонение неуклонно возрастало. В дни памяти святителя Митрофана число богомольцев из Воронежа, Воронежской и соседних губерний доходило до нескольких тысяч. Многие заявляли, что они испрашивали себе с верой помощи у святителя и получали исцеление от различных тяжких недугов.
Еще до открытия мощей святителя Митрофана многие хотели иметь изображение его, желал этого и преосвященный Антоний. Он просил губернского секретаря, художника по призванию, Шевцова снять копию с имевшегося старинного портрета святителя. Но ввиду большой ветхости портрета Шевцов не смог воспроизвести образ. Тогда епископ Антоний сказал ему: "Ты будешь видеть святителя наяву, или во сне". На следующую же ночь Шевцову во сне явился старец, в котором он признал святителя Митрофана. Лик его так запомнился ему, что Шевцов без труда написал образ святителя.
Прежде чем получить разрешение Святейшего Синода на открытие мощей святителя Митрофана, епископ Антоний много ночей молился пред его могилой. Промыслом Божиим также явлено было тогда сокровенное молитвенное общение и духовное соработничество Владыки Антония с современными ему подвижниками и духоносными старцами. "Еще ничего не было известно, – говорил Преосвященный Антоний в отношении канонизации святителя Митрофана, – как приносят мне из Сарова записку от отца Серафима, в которой он меня поздравляет с явлением нового угодника Божия".
Владыка Антоний начал готовить материалы к прославлению святителя Митрофана почти сразу по прибытии на Воронежскую кафедру. "Воронежская паства более других обязана благоговеть к памяти первосвятителя своего, великого ходатая и молитвенника у Престола Божия", - писал епископ Антоний в Воронежскую духовную консисторию. В 1830 г. Владыка Антоний впервые обратился в Святейший Синод с ходатайством о прославлении угодника Божия. Позже он сообщил: "При возобновлении починкою ветхого воронежского Благовещенского кафедрального собора, признано было нужным освидетельствовать прочность фундамента и перемостить пол. При производстве сих работ усмотрен склеп, несколько разломанный, в коем был гроб без крыши, а в нем лежащее нетленное тело Преосвященного Митрофана. При личном моем обзоре я нашел, что нетленное тело покойного Преосвященного Митрофана оказалось точно в таком же положении, как многие мощи святых угодников в пещерах Киевской Лавры, что мне весьма известно, ибо я в продолжение 30-летней службы моей в той же Лавре был и блюстителем Ближних пещер. Я прежде доносил, что многие совершают панихиды на могиле святителя; в 1830 г. и в 1831-м из многих российских городов многие богомольцы приезжали для отправления при гробе его панихиды, и, по уверению их, исцеления получали".
В 1831 г. мощи первого Воронежского архипастыря были обретены. Их признали нетленными, а чудеса над гробом и от мантии святого – истинными. 6–7 августа 1832 г. святитель Антоний в сослужении члена Святейшего Синода архиепископа Тверского и Кашинского Григория (Постникова) и двенадцати священников возглавил торжества по открытию и обретению мощей. На этих торжествах присутствовало более 60 тысяч верующих со всех концов России. Радости народной и церковного ликования не было конца. Через сорок дней после праздника на поклонение новопрославленному святому прибыл император Николай I.
За свои усердные архипастырские труды Владыка Антоний 6 декабря 1832 г. был возведен в сан архиепископа.
С первых дней службы в Воронеже у преосвященного Антония зародилась мысль об основании при своей кафедре нового монастыря. Эта мысль осуществилась после открытия мощей святителя Митрофана.
В честь этого угодника Божия в Воронеже 1 сентября 1836 года при Благовещенском соборе был открыт мужской первоклассный монастырь.
Архиепископ Антоний горячо чтил святителя Митрофана и называл себя служкой его. При преосвященном Антонии написано и житие святителя Митрофана, и акафист ему благочестивым князем С.А. Шихматовым-Ширинским (в иночестве - иеромонах Аникита).
Архиепископ Антоний уделял особое внимание развитию духовных школ и просвещению духовенства, но не ценил такого образования, которое не опиралось на истинное православное благочестие. Основой всякого воспитания он считал Священное Писание и творения святых отцов. Семинарскую науку с ее внешними формами, заимствованными с иезуитских образцов еще в XVII в., он недолюбливал, чем вызывал холодное отношение к себе преподавательской корпорации, что, однако, не мешало его деятельным заботам о духовном образовании. Им были открыты уездные духовные училища в Задонске и Павловске, тогда же значительно возросло число воспитанников Воронежской Духовной семинарии. Наставникам и лучшим ученикам выдавались от архиерея денежные вознаграждения, были устранены розги.
Владыка Антоний был одним из инициаторов полного перевода на русский язык творений святых отцов, особенно любимого им преподобного Ефрема Сирина, что было осуществлено в 1829 г. Он способствовал развитию церковного издательского дела: большими тиражами печатались душеполезные назидания, акафисты и другая духовная литература, репродукции почитаемых икон. Владыкой было дано задание Н.А.Мотовилову ехать в Курск и собирать сведения о родителях почитаемого им преподобного Серафима Саровского, кончина которого была ему чудесным образом открыта. Сам Мотовилов в свое время, как и многие другие, был направлен преподобным Серафимом для исцеления к архиепископу Антонию, а после преставления Саровского старца Мотовилов стал духовным чадом Владыки и свидетельствовал о его необычайных благодатных дарах.
Смирение святителя Антония было великим. "Когда я рассматриваю людей, – говаривал иногда Владыка со слезами на глазах, – все они хороши, святы: один я грешен, один я не хорош...". Если он слышал, что кто-либо отзывается о нем нехорошо, обычно говорил: "Он меня не знает хорошо, не все знает мои слабости и недостатки; я еще хуже, нежели он обо мне думает". При встрече с таким человеком не оправдывался, но всегда старался благотворить ему.
Он был удивительно незлобив. Когда ему говорили худо о его подчиненном, он обыкновенно не верил: "Нужно верить не словам, а делам", – и проверял слышанное.
Слово его было всегда тихое. Никогда он не возвышал своего голоса даже перед прислугой. И все благоговейно уважали его кротость: при нем никто не смел унизить другого даже насмешкой. Келейник, прослуживший у Владыки Антония двадцать лет, не слышал от него ни одного обидного слова.
Святитель Антоний уже при своей жизни прославился многочисленными чудесами. Приведем одно из них. Одна странница, пришедшая за несколько сот верст для поклонения преставившемуся уже Владыке Антонию, рассказывала следующее: "Лет десять тому назад я была в городе Воронеже для поклонения мощам святителя Митрофана и сильно здесь заболела. По принятии Святых Таин Христовых, я, почему и сама не знаю, сильно возжелала принять благословение Преосвященного Антония. Окружавшие меня, тоже странники, решили исполнить мое желание, для чего на устроенных ими носилках поднесли меня к выходившему из церкви после Божественной литургии, Владыке Антонию, прося его благословения умирающей. Владыка остановился и трижды благословил меня. В ту же минуту я ощутила приток какой-то силы, и сама, поднявшись с носилок, имела возможность, поддерживаемая носильщиками, дойти до странноприимного дома, где чрез три дня сделалась совершенно здорова".
В 1839 году владыка Антоний сильно занемог. В его душе зародилась мысль об удалении на покой. Будучи постриженником Киево-Печерской Лавры, которую он никогда не мог забыть, святитель Антоний захотел почить вечным сном в ее священных стенах. Он писал об этом обер-прокурору и членам Святейшего Синода, даже самому государю, – но от всех получил отказ. Тем не менее мысль об увольнении не оставляла его, пока, наконец, Господь следующим видением не успокоил Владыку и не положил конец всем сомнениям. Вот как об этом рассказывал сам Преосвященный Антоний: "В одно время эти мысли очень умножились и сделались неотходными от меня, так что я стал думать: видно, это от Промысла Божия. Чтобы свободнее разобраться в этих раздумьях, я поехал в загородный Троицкий архиерейский дом. Помолился в домовой здесь церкви и лег спиной на диван, изголовьем стоявший к стене. Мысль, чтобы оставить епархию, укрепилась в уме, хотелось немедленно приступить к ее исполнению. Стал размышлять о Киеве, о моем будущем там пребывании. И все представлялось с самой приятной и полезной стороны. Так бы сейчас все оставил и туда уехал. В эту минуту слышу у изголовья голос человека, говорящего мне: "Напрасно ты так думаешь, ошибаешься ты". Зная близость изголовья к стене, я не мог подозревать, чтобы тут мог быть человек. Несколько оробев, я, не озираясь на то место, перекрестился троекратно. Думал вставать, но что-то сверх моей воли удержало меня лежащим на диване. А голос тихий, наполняющий мое сердце миром и смирением, продолжает: "Епископство есть сораспятие Христу на кресте. А с креста не сходят, но возносятся и снимаются. Видит Господь труд твой и помогает тебе Своей благодатию... Ты хочешь удалиться, уйти на покой в Киев. А когда ты там будешь оставлен только своим силам, что ты будешь делать? Немощи с тобой будут те же, а Помощствующего не будет; надеешься ли ты на свои силы?" Преосвященный Антоний вполголоса говорит: "Да, я думал Бога ради это сделать; лучше спасать душу свою, нежели, по неспособности, не удовлетворять нуждам паствы моей". – "Если Бога ради думаешь делать, то и предай дело свое Богу. Когда Он найдет тебя неспособным, то Сам повелит снять тебя со креста. И ты будешь в мире, что не своя, а Божия воля исполнилась с тобою". Во все эти минуты ручьями лились у меня слезы, и я ощущал душой, что это не иной кто был, как святитель Митрофан. Встал я, помолился Богу; все мысли, обременяющие меня, отошли, и я как будто свежее сделался. С этой минуты я отложил мысль о покое; ибо истинный покой есть в предании себя воле Божией".
За период своего архипастырского служения в Воронеже преосвященный Антоний снискал к себе всеобщую любовь и уважение.
Современное ему духовенство благоговело перед ним. Он никогда не злоупотреблял своей властью, был снисходителен к людям. Многие дела он решал, по возможности, сразу при просителях, не заводя никакой переписки. Если кто-нибудь обращался к нему с жалобой на другого, то владыка Антоний старался поговорить с жалобщиком, а затем и с тем, на кого жаловались, так что каждый из них понимал свои ошибки и старался исправиться по отношению к другому. Так и во всех других вопросах он старался примирить людей и исправить их. Он не любил наказывать за проступки, зная, что наказание иногда не исправляет, а ожесточает человека. Главным средством архиепископа Антония было наставление, вразумление и увещевание.
Со словами вразумления преосвященный Антоний при всяком удобном случае обращался к своим сотрудникам - пастырям церкви. Особенно поучал архиепископ тех, которых сам посвящал, призывая их быть примером для своих пасомых. Строго внушал он молодым, окончившим семинарию священникам, не искать преимуществ перед старшими священниками. Его наставления приносили добрые плоды.
Не меньшую заботу проявил архиепископ Антоний и о своей пастве. Принимая всех со вниманием, он каждому мог сказать нужное слово и подать добрый совет, и все уходили от него утешенными и ободренными.
Большую любовь и милосердие проявил Воронежский архиепископ ко всем нуждающимся в помощи. Он был одним из самых деятельных членов Воронежского попечительного комитета о бедных, часто сам от неизвестных благотворителей вносил по 300-500 рублей и призывал к пожертвованиям других.
Его покои всегда были полны бедными. К нему собирались ежедневно к обеденному времени странники, вдовы, сироты, калеки. И все получали от него какое-нибудь подаяние. Помощь архиепископа Антония нуждающимся была очень многообразна и неистощима.
Воронежская паства утешила святителя Антония своей неподдельной любовью. Как писал он в своем завещании: "Благодарение Всевышнему, вверенная мне от Бога паства не уничижала искушения моего и не пренебрегла недостоинства моего, а приняла меня, как Ангела Божия, и во все время служения моего внимала мне, яко пастырю, добре правящему слово Божественной истины".
Щедрые пожертвования посылал преосвященный Антоний и в святые места: в Иерусалим, на Афон, на Синайскую гору.
На Афоне, по поручению и благословению преосвященного Антония, иеромонахом Аникитой (в миру - князь Сергей Александрович Ширинский-Шихматов) был основан храм во имя святителя Митрофана.
Не оставлял без внимания архиепископ Антоний и учебных заведений епархии как духовных, так и светских. Он помогал им материально. Иногда присутствовал на экзаменах, на которых, в первую очередь, обращал внимание на подготовленность воспитанников по богословским предметам.
Служение архиепископа Антония на Воронежской кафедре продолжалось в течение 20 лет. За этот продолжительный период времени он много сделал для своей епархии доброго и полезного и завоевал всеобщую любовь и уважение. Это был "муж в добродетели дивный", как говорил о нем наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Антоний. Архиепископ Антоний сиял на кафедре красотой безупречной жизни и дарами Святого Духа. Постоянно творил Иисусову молитву. Никто не видел, чтобы он когда-нибудь смеялся. Имел дар умиления и дар слез. На нем видимо почивал Дух Святый, прославивший его необыкновенными дарами благодати Божией - даром чудес, исцеления и прозрения будущего, даром проникать в глубину человеческого сердца и в сокровенные изгибы его.
Среди множества печатных сообщений об архиепископе Антонии были и такие, которые пытались опорочить его, выставить его очень хитрым, даже "замечательным по своей хитрости". Так характеризует его журнал "Русский архив". В качестве примера там приводится эпизод, когда архиепископ Антоний просил назначить ему викария. Был назначен епископ Иринарх, которого преосвященный Антоний оценил очень высоко. Благодаря за скорое исполнение его просьбы, он писал, что "присланный епископ так отличен по достоинствам своим, что приличнее мне быть у него викарием, чем ему у меня". После этого епископ Иринарх был переведен на самостоятельную кафедру, а викарием назначили бывшего ректора Воронежской духовной семинарии.
Для беспристрастного взгляда этот случай только лишний раз подчеркивает смирение архиепископа, а журнал "Русский архив" безаппеляционно комментирует его, как факт, порочащий преосвященного Антония: "хитрый старик скоро заметил, что викарий сей скоро усилится, почему и ходатайствовал о перемене его".
Далее он рассуждает: "Преосвященного Антония разумеют везде за весьма хорошего человека; надобно полагать, что он таков и есть. Впрочем, в разговорах и сношениях с ним заметна еще только ловкость, свойственная малороссиянам. Он со всеми обходителен, принимает и выслушивает людей всякого звания и состояния, помогает бедным и по наружним действиям его нельзя ни в чем опорочить".
В этих словах явно просвечивает тонкий яд, прозрачный намек на то, что все его добродетели чисто наружние, и, таким образом, журнал "Русский архив" искусно бросает тень даже на такого святителя, против которого не нашел никаких порочащих сведений. Ясно видно, что характеристика "Русского архива" тенденциозна и неосновательна.
Свидетели же, говорящие в пользу владыки Антония, безусловно авторитетны. В числе их - преподобный Серафим Саровский, который особенно почитал его, и лица, близкие к Дивеевской обители, после смерти преподобного Серафима обращавшиеся за духовной помощью к архиепископу Антонию.
Еще при жизни преподобного Серафима и по его благословению к архиепископу Антонию ездил и получил исцеление от своей вторичной болезни Н.А. Мотовилов, который в своих записках говорил о духовном единении двух великих подвижников. "Я пробыл в Воронеже более 3-х месяцев в совершенном и полном здравии, - пишет он. - 2 января 1833 года вечером услыхал я от высокопреосвященнейшего Антония, что батюшка отец Серафим в ночь на этот день, во втором часу за полночь скончался, о чем он сам ему явясь, очевидно, возвестил. Он о нем сам в тот же день соборно отслужил панихиду. А я 4-го января выехал из Воронежа и 11-го прибыл в Саровскую пустынь через два дня после погребения о. Серафима".
Следует иметь в виду, что в то время не было не только привычных нам телеграфа и телефона, но даже и железной дороги. Мотовилов, который несомненно торопился, чтобы попасть к погребению отца Серафима, добрался от Воронежа до Сарова только на 8-й день, значит и извещение о смерти старца не могло дойти в Воронеж быстрее этого. А между тем, архиепископ Антоний отслужил панихиду в самый день его смерти, соборне, в присутствии, можно думать, большого количества людей. Значит, у него не было ни малейшего сомнения в истинности полученного им особым путем известия.
Также еще при жизни отца Серафима к архиепископу Антонию приводили и известную впоследствии Дивеевскую юродивую Пелагею Ивановну. Она тогда еще только начинала свой подвиг. Родные считали ее "порченой" и в надежде на исцеление повели к мощам святителя Мистрофана и к преосвященному Антонию. Владыка благословил их и три часа беседовал с Пелагеей Ивановной наедине. Спутницы ее, гордившиеся тем, что могут сделать пожертвование, разобиделись, что преосвященный оказал предпочтение "дурочке", а он сказал им: "Не земного богатства ищу я, а душевного". И отпустил их с миром.
Невольно бросается в глаза, что ищущие исцеления шли в Воронеж не только к мощам святителя Митрофана, а к здравствующему владыке Антонию. Так делали многие, в том числе и Н.А. Мотовилов, который пишет: "До сих пор... благодатию Божиею и общими молитвами великого старца Серафима и трех святителей великих: Митрофана, Тихона и Антония, пользуюсь в течение 38 лет совершенным здравием, о чем печатно свидетельствую".
Значит, слава благодатной жизни архиепископа Антония была настолько велика, что свет ее был виден даже рядом с такими великими светильниками, какими были святители Митрофан, Тихон и преподобный Серафим Саровский.
Глубоко почитал Преосвященный Антоний и другого своего предшественника по кафедре – великого угодника Божия и чудотворца, святителя Тихона Задонского. Еще в Киево-Печерской Лавре он ежегодно 13 августа служил по нему заупокойную Литургию и панихиду. По прибытии в Воронеж Владыка Антоний постоянно ездил в Задонск молитвенно чтить память этого великого подвижника-иерарха. И хотя прославление Задонского чудотворца произошло лишь через 15 лет после кончины самого святителя Антония – 13 августа 1861 г., – именно Владыка Антоний сподобился обрести мощи святителя Тихона и был зачинателем его скорейшего прославления в лике святых.
Чтобы лично обрести мощи святителя Тихона, архиепископ Антоний отправился в Задонский монастырь уже незадолго до своей блаженной кончины, несмотря на слабость сил и нездоровье. "Святитель Тихон являлся мне во сне и сказал: "Ты не умрешь, пока не вынешь меня из грязи". Мы едем в Задонск, чтобы исполнить его приказание", – сказал святитель Антоний своим спутникам.
В мае 1846 г., при сносе старого храма, тело святителя Тихона Задонского было найдено нетленным, а архиерейское облачение, несмотря на 63-летнее пребывание в сыром месте, оказалось совершенно целым. Архиепископ Антоний спустился в склеп и коленопреклоненно припал к цельбоносным мощам. Лобызая десницу святителя, архипастырь со слезами воздавал хвалу Богу: "Благодарю Тебя, Боже, Господь мой, что Ты услышал мою молитву и исполнил желание души моей, удостоил меня увидеть мощи Твоего великого угодника и молитвенника о мне грешном. Ныне отпущаеши раба Твоего... по глаголу Твоему с миром".
20 марта 1846 г. Владыка Антоний сообщил Святейшему Синоду об обретении мощей святителя Тихона нетленными. Считая своим архипастырским долгом довести начатые богоугодные труды до конца, святитель Антоний, уже слабеющий от болезней, вновь, в октябре 1846 года, свидетельствовал перед Святейшим Синодом о всенародном благоговейном почитании святителя Тихона и множестве чудесных знамений по молитвам к нему. Сам уже стоя на пороге Небесных селений, Воронежский святитель Антоний всемерно ходатайствовал о прославлении нового Всероссийского чудотворца Тихона. За несколько часов до своей праведной кончины, 20 декабря 1846 г., он писал Святейшему Синоду и императору Николаю I о всеобщем желании обретения честных мощей Задонского чудотворца Тихона "перед очию всех": "Да явлен будет сей светильник веры и добрых дел, лежащий теперь под спудом, на высокой свещнице, чтобы таким образом, видя его прославленным за добрые дела, верующие более и более прославляли Отца Небесного, дивного и славного во святых Своих!".
Так Господу угодно было, чтобы Преосвященный Антоний в начале своего епископства открыл мощи Воронежского святителя Митрофана, а в самом конце – святителя Тихона.
По возвращении из Задонска преосвященный Антоний стал все более и более слабеть.
12 сентября 1846 года он в последний раз отслужил Божественную литургию. Чувствуя всеобщую слабость, он продолжал заниматься делами. Лекарств он не принимал. "Мне, дожившему до 73 лет, – говорил он, – грешно и желать продолжения жизни и просить Господа, чтобы помедлил послать Ангела – взять душу мою". Но делами продолжал заниматься, диктовал даже поздравительные письма к празднику Рождества Христова.
17 декабря просил своего духовника совершить в его кабинете водоосвящение; пил святую воду и окропил ею свое лицо. Вечером того же дня он пожелал исповедоваться, а 18 декабря, после ранней обедни, в своих покоях приобщился Святых Христовых Таин.
19 декабря архиепископ попросил отслужить в Благовещенской церкви молебен перед иконой Божией Матери "Всех скорбящих Радость", а сам в это время долго молился в своем кабинете. Затем сдал все дела викарию, а всю ночь провел на молитве.
Утром 20 декабря назначил соборование на 6 часов вечера, велел раздать милостыню нищим, послать к празднику денежные письма бедным.
Святитель продиктовал духовное завещание, которое не успел подписать, занимаясь последними распоряжениями по поводу ходатайства о прославлении святителя Тихона Задонского. Завещание это известно как "Духовное завещание святителя Антония II, архиепископа Воронежского, своей пастве". Оставшись без его подписи, оно не получило статуса формального акта, но по благодатной силе своего воздействия напоминало и во многом воспроизводило завещание святителя Митрофана: "Преискренно желая ввести тебя, Богом дарованная мне паства, в жизнь вечную, где лучше день един... паче тысящ в селениях грешничих (Пс. 83:11), я, стоя у гроба, как у преддверия вечности, в последний раз обращаюсь к тебе, паства моя! – не устами и гласом, как прежде, но малым сим писанием, и прошу тебя, как украшающуюся именем Христовым и облагодатствованную явлением многоцелебных мощей святителя и чудотворца Митрофана, подражать Господу нашему Иисусу Христу, и великому угоднику Митрофану, и прочим святым, истинно угодившим Богу... Итак, украшающаяся именем Христовым паства моя, не страшись взять на себя Крест Христов; в Кресте бо спасение, в Кресте жизнь, в Кресте убежище от врагов, в Кресте излияние небесной сладости; в Кресте крепость души; в Кресте радость духа; в Кресте полнота добродетели; в Кресте совершенство святости. Нет спасения душе, нет надежды жизни вечной, как только в Кресте. О, возлюбленная моя паства, подражай Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу! Ничто для тебя да не будет ни велико, ни высоко, ни приятно, ни любезно, кроме Господа нашего Иисуса Христа".
20 декабря 1846 года, по окончании соборования, преосвященный Антоний благословил всех находившихся у него, попросил у всех прощение, затем пожелал остаться один. В самые последние минуты он опять позвал всех к себе, попросил зажечь побольше свеч. Сам лежал на одре, а окружающие стояли перед ним на коленях, и он возлагал на всех крестообразно руки свои, дыхание его уже прерывалось. По окончании чтения отходной, к вечеру, тихо и мирно отошел ко Господу.
27 декабря 1846 г. после заупокойной Литургии архипастырь был погребен в Благовещенском соборе Митрофанова монастыря в склепе возле усыпальницы святителя Митрофана.
Согласно просьбе самого Владыки, над местом его погребения была положена скромная чугунная плита. Смиренный архипастырь завещал похоронить себя в монашеском одеянии, без дорогих архиерейских украшений, устроив могилу при самом входе в церковь, с западной стороны, не устанавливая вовсе никакого памятника: "Да вси приходящие попирают меня ногами своими".
Народ еще при жизни архиепископа Антония считал его святым. Могила святителя до самого разорения Митрофанова монастыря привлекала богомольцев, которые служили на ней панихиды и, по милости Божией и по вере своей, получали исцеление. Вот один из случаев благодатной помощи святителя Антония, произошедший в 1874 году:
В Митрофанов монастырь пришли две женщины и попросили иеромонаха отслужить панихиду по Преосвященном Антонии. Во время панихиды женщины так плакали, что иеромонах после спросил их: "Зачем вы плакали? Разве вам знаком был Преосвященный?" Одна из посетительниц отвечала: "Нет, он нам незнаком. Но вот эта моя дочь (пожилая женщина указала на младшую) совершенно ослепла, а Преосвященный Антоний исцелил ее. Он явился ей в сонном видении, и, укорив ее за неисполненное раньше повеление обратиться к его ходатайству, указал – как бы ткнул в глаза. И после этого она стала видеть".
В 1914 году тщанием архимандрита Благовещенского монастыря Александра (Кременецкого) и на пожертвования почитателей памяти святителя Антония были устроены над его могилой часовня-усыпальница и мраморное надгробие, учреждено постоянное служение панихид.
И при жизни, и по кончине своей преосвященный Антоний не раз являлся разным людям в сонном видении, то утешая, то предостерегая, а иногда и наказывая. Иногда являлся не один, а со святителями Митрофаном и Тихоном.
Архимандрит (впоследствии митрополит) Серафим (Чичагов; память 28 ноября/11 декабря и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) в своей книге "Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря" приводит некоторые данные об архиепископе Антонии, именно как о человеке, которого особенно уважал преподобный Серафим и при этом делает следующий вывод: "В счастливые первые 30 лет XIX столетия в России еще были светильники и великие рабы Божии, которые, может быть, своими молитвами и спасали отечество в тяжелые годины нашествия двунадесяти язык и западных влияний. К ним должен быть причислен и преосвященный Антоний".
Известны слова архиепископа Воронежского и Задонского священномученика Тихона (Никанорова), произнесенные в 1915 году: "Святитель Антоний - накануне своего прославления". К памяти Антония с благоговением относилась великая княгиня преподобномученица Елисавета Феодоровна Романова.
Уже к началу ХХ века имелось более 100 письменных свидетельств чудес и знамений милости Божией, явленных по молитвам святителя Антония до 1890 года, более 50 из которых были опубликованы.
К Поместному Собору 1917-1918 гг. были подготовлены соответствующие материалы для канонизации преосвященного Антония - великого светильника Церкви.
Для этого в Воронеже была создана комиссия, которая осматривала останки святителя Антония, и при вскрытии склепа оказалось, что гроб, в котором находилось нетленное тело и сохранившиеся одежды, сгнил и при прикосновении к нему рассыпался. Тогда же тело святителя было переложено в новый гроб, а вход в могилу замурован. Однако тяжкие испытания, выпавшие тогда на долю Русской Православной Церкви, не позволили осуществиться предполагаемой канонизации. В те дни, когда Воронежская епархия готовилась к прославлению своего знаменитого архипастыря, "Воронежские Епархиальные Ведомости" публиковали многочисленные свидетельства о чудесах святителя.
Вот одно из наиболее ярких знамений архиепископа Антония:
"29 августа сего, 1916 года, в Благовещенском соборе Митрофанова монастыря совершилось великое знамение милости Божией. До начала поздней Литургии, около 8 часов утра, в собор пришли богомолки, неся на своих руках больную. Богомолки были Тамбовской губернии, Усманского уезда, села Завального крестьянки: пожилая женщина, вдова, Евдокия Соколова, ее дочь, больная девица Пелагия 19 лет, прочие же пять – родственницы и соседки Соколовых. Девица Пелагия была расслабленная. В таком положении она находилась семь лет, и сама, без посторонней помощи, не могла двинуться с места. Всю дорогу спутницы вносили ее в вагон и выносили. Когда они прибыли в собор, Пелагию понесла приложиться к святым мощам святителя Митрофана одна из ее спутниц, Анна Нартова. Когда Нартова несла больную, она показалась ей, Нартовой, легкой, как малый ребенок; когда же приложила ее к угоднику, с ней вдруг сделалась перемена: стала вялой и так отяжелела, что Нартова не могла удержать ее на руках и спустила на пол у самой раки угодника. Отсюда больную Нартова поволокла к кануннице и положила на месте могилы архиепископа Антония. Полежав здесь несколько минут, больная вдруг почувствовала легкость и силы в себе, как будто тяжелые цепи спали с нее, и, когда Нартова отнесла ее на другое место, чтобы не мешать богомольцам подходить к кануннице ставить свечи, больная сама, без посторонней помощи поднялась и пошла к святым мощам святителя Митрофана приложиться. Чудо исцеления расслабленной произвело на всех присутствовавших в соборе потрясающее впечатление: все заволновались, обступили исцеленную, и многие не могли удержаться от слез. Особенно взволнована была мать Пелагии: видя дочь свою на ногах и идущею к угоднику, она сначала не верила своим глазам – точно ли это ее дочь. Убедившись в исцелении дочери, она плакала от радости, и обе стали просить иеромонаха отслужить святителю Митрофану благодарственный молебен. Отстояв молебен и приложившись к святым мощам великого угодника Божия и чудотворца святителя Митрофана, все богомолки, в сопровождении толпы народа, направились в пещеру, где почивает архиепископ Антоний, чтобы отслужить по нем панихиду. Сообщил наместник Митрофанова монастыря архимандрит Александр".
Сама исцеленная девушка сообщила: "Я – Пелагия Николаевна Соколова, 19 лет, православная, каждый год и часто приобщаюсь Святых Тайн и показую по совести и во славу Божию следующее... Недели за две до нашей поездки в Воронеж я видела во сне, будто я где-то прикладывалась к святым мощам, и этот святой (не знаю какой) благословил меня. И захотелось мне выздороветь, потому что мама моя стареет и некому будет за мной ухаживать. И стала я просить мать поехать со мной в Воронеж. Мать говорит: "Денег нет", – а я говорю: "А нам Бог поможет". Тут пришла ко мне Пелагия Нартова, и ей я сказала, что мне хочется съездить к святителям в Воронеж. Потом Пелагия привела с собой Анну Нартову, и тут мы уговорились ехать. А потом Бог послал и еще троих, пожелавших провожать меня. Они-то и вносили меня в вагон, и выносили на станцию. На извозчике я ехала с мамой, лежала у нее на коленах. Приехали в монастырь. Мама пронесла меня одна в собор, Господь ей силу дал для этого; а потом пришли наши провожатые, они шли пешком. Подошли ко мне Пелагия и Анна и сговариваются нести меня приложить к мощам святителя Митрофана. Анна подняла меня на свои руки, донесла до святителя, и когда я приложилась к ручке святителя, то загорелось у меня все тело и голова, но память не отошла, и я помню, как я ослабела совсем, и выпала из рук Анны, и долго лежала у раки святителя. А потом меня Анна опять подняла и положила около плиты святителя Антония. Тут я мешала людям подходить к кануннице и класть земные поклоны над могилой святого, поэтому Анна оттащила меня на правую сторону от могилы. Жар у меня пропал, только лоб, чувствую, в жару. И вдруг я почувствовала, что у меня из рук как будто что-то потянуло, как будто с меня свалились оковы, и я учуяла в себе силу подняться. Сначала поднялась на колена, перекрестилась, поклонилась в землю, а потом говорю Анне: "Я встану и пойду сама приложиться к мощам". Встала и пошла. Взошла сама на ступеньки, положила земной поклон, поднялась прикладываться, и Господь удостоил меня приложиться к голове святителя, потому что отец иеромонах открыл с головы святителя пелену. А когда я прикладывалась, то накрыл мою голову этой пеленой. Потом я просила маму отслужить молебен святителю Митрофану. И так я выздоровела по молитвам великих угодников Божиих святителей Митрофана и Антония Воронежских".
Почитание святителя Антония не прекращалось и в годы государственного атеизма. 24 сентября 1953 года архиепископ Воронежский Иосиф (Орехов) в рапорте на имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия I свидетельствовал о широком почитании верующими памяти архипастыря и ходатайствовал о перенесении останков святителя Антония в ограду Покровского кафедрального собора в связи с началом строительных работ на месте снесенного монастыря. В годовом епархиальном отчете за 1956 год архиепископ Иосиф писал, что состоялось перенесение останков архиепископа Антония в августе 1956 года на городское кладбище, после чего была отслужена панихида. Интересны обстоятельства, имевшие следствием перенесение честных мощей архиепископа Антония на городское кладбище. Сохранившееся в народной памяти предание повествует: "Когда велись строительные работы на месте снесенного монастыря и готовился котлован для фундамента будущего здания, то перед одним из экскаваторов внезапно возникла фигура величественного старца в необычном одеянии. Старец грозно протянул руку: "Дальше – нельзя!" Разгневанный экскаваторщик бросился вон из кабины, чтобы прогнать мешающего незнакомца, но... старец стал невидим. Оказалось, что занесенный уже ковш должен был вонзиться в гробовую усыпальницу: здесь начиналось монастырское кладбище. Строители, испуганные грозным видением, отказались продолжать работы. Тогда власти были вынуждены обратиться в епархию для организации переноса братского кладбища. А в это же время сотни других кладбищ с легкостью уничтожались или осквернялись, обращаясь в городские свалки, отхожие места и танцплощадки..."
23 мая 2003 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, святитель Антоний был прославлен в лике местночтимых святых Воронежской епархии за "праведное житие, нищелюбие, непрестанный молитвенный подвиг и совершенное смирение".
Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в июне 2008 года святитель Воронежский Антоний (Смирницкий) прославлен в лике святых для общецерковного почитания.
Публикации трудов свт. Антония:
• Проповеди. "Христианское Чтение", 1837, апрель; 1848, январь;
• Письмо о посещении императора Александра I Киевской Лавры.
• "Чтение в общ. ист. и древн.", 1862, стр. 189-190.
• 8 слов преосвященного Антония. "Жизнь преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского", СПБ. 1852.
• Духовное завещание.
Литература:
• Севостьянов Н.М. "Жизнь преосвященного Антония архиепископа Воронежского и Задонского". СПБ, 1852; Воронеж, 1914.
• Кременецкий А. священник. "Антоний (Смирницкий) архиепископ Воронежский", Воронеж, 1906.
• Аскоченский. "Киев", т. II, стр. 362-384.
• Порфирий (Григорьев) монах. "Письма затворника Георгия". СПБ, 1894, стр. 90-96.
• Александр архим. "Высокопреосвященный Антоний (Смирницкий) архиепископ Воронежский". Воронеж, 1915.
• Поселянин Е. "Русские подвижники 19 века". СПБ, 1900, изд. 1, стр. 46-48; 1910, изд. 3 доп.
• Поселянин Е. "На молитве", СПБ, 1916, стр. 471.
• Некрасов М.И. прот. "Жизнеописание архиепископа Антония Воронежского" Воронеж, 1890.
• Нилус Сергей. "Служка Божией Матери и Серафимов". М. 1904, стр. 79-82, 102-103.
• Серафим (Чичагов), архим. "Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря". Изд. 2, СПБ-1903, стр. 302-305, 470-472, 480-481, 513, 704, 801.
• Венгеров, "Крит-биогр. сл.", т. I, стр. 647.
• Геннади. "Словарь", стр. 36.
• Леонид архиепископ "Записки". М-1907, стр. 68, 69.
• Строев П., стр. 839.
• Булгаков, стр. 1398.
• Толстой Ю., N 251.
• "Обзор рус. дух. лит.", стр. 463.
• "Записки игум. Евгении Озеровой", стр. 64-65.
• "Письма митрополита Филарета к С. Д. Нечаеву", стр. 77, прим. 2.
• "Рескрипты высоч. особ Антонию". ("Русский Архив", 1897).
• "Юбилейный сборник", ст. 19-54, 59, 60.
• "Русск. Инок", 1910, N 14, стр. 55-63.
• "Православный собеседник", 1899, июнь, стр. 753.
• -"- -"- 1905, май, стр. 98.
• "Душеполезное Чтение", 1895, ч. III, стр. 120, 369.
• -"- -"- 1897, чт. II, стр. 532-536.
• "Русская Старина", 1882, январь, стр. 97, 100, 106.
• -"- -"- 1885, октябрь, стр. 160 п/с тр. 1.
• "Русский Архив", 1895, кн. 1-я, N 2, стр. 194-196; кн. 1-я, N 4, стр. 483; кн. 3-я, N 11, стр. 396.
• -"- -"- 1899, кн. 2-я, N 6, стр. 207.
• ЖМП, 1945, N 12, стр. 45.
• ЖМП, т. II, доп., стр. 574-575.
• -"- 1907, т. III, стр. 215, 216, 219, 222, 359; т. V, стр. 105, 192, 194, 296, 297; т. Х, стр. 324; т. XII, стр. 490-526, 566, 710-715, 762-763.
• "Моск. Церковные Ведомости"., 1907, N 4, стр. 104-105.
• "Списки архиереев", N 251.
• БЭЛ, т. I, стр. 885-887; т. III, стр. 844.
• БЭС, т. I, стр. 193, 552.
• РБС, т. II, стр. 225.
• Н.Д., стр. 61.
Использованы материалы сайтов www.pravoslavie.ru, www.mepar.ru, старого сайта Воронежской епархии www.vob.ru/ и другие источники.
На фото: икона святителя Антония в Благовещенском кафедральном соборе Воронежской епархии