6 марта 2016 г • В Казанском храме р/ц Новая Усмань совершено отпевание новопреставленного протоиерея Николая Боровлева
По благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, Божественную литургию и чин погребения почившего клирика совершил викарий Воронежской епархии епископ Семилукский Сергий.
В Неделю мясопустную, о Страшном суде, клирики Каширского благочиния Воронежской епархии собрались в храме в честь Казанской иконы Божией Матери с. Новая Усмань, чтобы совершить соборное богослужение и проводить в путь всея земли своего собрата - почившего клирика Казанского храма новопреставленного протоиерея Николая Боровлева.
Всю ночь, до начала уставного богослужения, над гробом почившего читалось Святое Евангелие.
Ранним утром, перед началом Божественной литургии, Казанский храм посетил Его Высокопреосвященство митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии. В сослужении благочинного и клириков Каширского церковного округа митрополит Сергий совершил заупокойную литию у гроба почившего протоиерея Николая.
Затем молитвенное поминовение усопшего совершалось на Божественной литургии. По благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, богослужение в этот день возглавил епископ Семилукский Сергий, викарий Воронежской епархии.
Перед началом чина отпевания епископ Сергий обратился к духовенству и мирянам с проповедью на тему Евангельского чтения, а также с призывом совершить искреннюю, сердечную молитву о почившем священнослужителе:
- Своим повествованием о Страшном Суде Господь являет нам, за что люди будут тогда оправданы или осуждены. Это откровение Божие наставляет нас вспомнить о страждущих и несчастных, которые нуждаются в нашей помощи, рождает стремление исполнять Божии заповеди, совершать доброделание, приносить в мир добро и любовь. Служение попавшим в беду людям Господь принимает как служение, совершенное Ему (см.: Мф. 25: 31-46).
Вступая в поприще грядущего Великого поста, будем помнить о том, что ограничение в пище, поклоны и продолжительные богослужения нужны для возгревания в нас чувства покаяния, чтобы мы могли Богу и ближним своим послужить с чистым сердцем. Не будем хвалить себя за пост и моления, а постараемся лучше замечать, кто вокруг нас нуждается в помощи и принести им свой труд как Самому Господу.
Сегодня, предстоя перед гробом протоиерея Николая, мы понимаем, что более всего сейчас в нашей помощи нуждается именно он. Не только собратия-священнослужители, но все, кто имеет любовь к нему и хочет душе его помочь, непременно должны ежедневно, по крайней мере до 40-го дня, за отца Николая усердно молиться. Молитва за усопших – тоже наша помощь ближнему своему. Будем это помнить и так будем поступать, чтобы во второе и страшное пришествие Господне не быть осужденными, но сподобиться услышать: "Приидите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" (Мф. 25: 34), - подчеркнул епископ Сергий.
Затем началось совершение Чина отпевания, в требнике именуемого как "Последование мертвенное над скончавшимся священником".
Это последование по своему составу значительно отличается от чина погребения мирян. Он включает пять чтений из Апостола и пять - из Евангелия. Каждому чтению из Апостола предшествует прокимен, а Евангелию - "Аллилуиа". Кроме того, перед первым чтением Апостола положены тропари и степенны антифоны; перед вторым чтением Апостола - седален и псалом; перед третьим - антифоны, псалом, тропарь и седален: перед четвертым - антифоны, псалом и тропарь; перед пятым - "Блаженны". После пятого Евангелия читается псалом 50-й: "Помилуй мя, Боже..." Евангельские чтения священнослужители совершают поочередно, начиная от предстоятеля. Канон поется с ирмосами Великой субботы: "Волною морскою...". По 6-й песни канона, после кондака "Со святыми упокой...", читаются 24 икоса, оканчивающиеся пением: "Аллилуиа". Обыкновенно каждый икос читает особый иерей, начиная со старшего. "Аллилуиа" поют все священники.
После 9-й песни канона и малой ектении поются стихиры на "Хвалите", ексапостиларий и вседневное великое славословие. Затем поются стихиры стиховны на все восемь гласов: "Кая житейская сладость...", но не по одной стихире каждого гласа, как при отпевании мирян, а по три. Затем читается разрешительная молитва, после чего лист с ее текстом свивается в свиток и влагается в руку умершего. В завершение произносится ектения: "Помилуй нас, Боже..." и стихиры: "Приидите, последнее целование...", после чего бывает отпуст.
При сопровождении усопшего священнослужителя из храма до могилы поется не "Святый Боже...", но ирмосы Великого канона: "Помощник и Покровитель...". При пении этих священных песнопений тело почившего священнослужителя обнесли вокруг храма, в котором он служил в последнее время своей жизни...
Да упокоит Господь душу новопреставленного раба Своего протоиерея Николая в селениях праведных!