30 апреля 2016 г • В Великую Субботу митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Благовещенском кафедральном соборе
Высокопреосвященнейшему митрополиту Сергию сослужили викарий Воронежской епархии епископ Семилукский Сергий и клирики кафедрального собора.
Литургия по чину святителя Василия Великого совершается в этот день в соединении с вечерней.
По вечернем входе традиционно читаются 15 паремий из Ветхого завета, с торжественным пением библейских стихов.
После апостольского чтения, во время пения торжественного песнопения "Воскресни, Боже, суди земли", священнослужители переоблачаются в белые ризы. Евангельское чтение повествует о Светлом Воскресении Христовом. Некоторые особенности богослужения напоминают о том, что в древности в этот день торжественно совершалось над оглашенными Таинство Крещения.
По сугубой ектении митрополит Сергий вознес молитвы о мире на Святой Земле и о преодолении междоусобной брани в Украине. По заамвонной молитве было совершено предписанное Уставом благословение хлебов и вина.
День Великой Субботы посвящен воспоминанию погребения Господа и Его сошествия во ад. Сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, Иосиф и Никодим положили пречистое Тело Господа в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень.При погребении Иисуса Христа находилась Мария Магдалина, мать Иакова и Иосиева.
Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы Апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, - в субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27: 57-66; Ин. 19: 39-42) и тем доставили истине новое подтверждение.
Об этом размышляет святитель Феофан Затворник: "Господь спит во гробе телом, душею же сошел Он в ад и находящимся там душам проповедал спасение. Все святые ветхозаветные были не в раю, хоть и пребывали в утешительной вере, что введены будут туда, как только придет на землю Обетованный, верою в Которого жили они. Его пришествие и там предвозвестил Предтеча. Когда же снисшел Господь, - все веровавшие прилепились к Нему и Им возведены в рай. Но и этот рай только преддверие настоящего рая, имеющего открыться после всеобщего воскресения и суда. В нем и все новозаветные святые хотя блаженствуют, но ожидают еще большого совершеннейшего блаженства в будущем веке, при новом небе и новой земле, когда будет Бог всяческая во всех" ("Мысли на каждый день года").
Об этом в ярких образах говорят нам слова песнопений и молитв. "Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества: егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе".
Образ поверженного ада - это не только символ Великой Субботы, но и один из ярчайших образов, изображаемых на иконе Воскресения Христова. Таким образом, этот день - словно связующее звено между скорбными воспоминаниями Страстной Седмицы и зарей Праздника праздников и Торжества из торжеств.
По завершении богослужения было положено начало освящению куличей, пасох и яиц, которое продолжится в течение всего дня.