23 ноября 2024 г., СУББОТА, (10 ноября ст.)
ВОРОНЕЖСКАЯ ЕПАРХИЯ • ВОРОНЕЖ

13 мая 2016 г • Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий: "Научитесь создавать атмосферу доброжелательности – и жизнь станет намного лучше"

Ответы митрополита Сергия на вопросы воронежцев, прозвучавшие в ходе прямой линии, организованной РИА "Воронеж". Опубликованы на Пасхальной седмице в Воронежской еженедельной газете "Семерочка" и в районных периодических изданиях.


"В редакции РИА "Воронеж" прошла прямая линия с митрополитом Воронежским и Лискинским Сергием. В течение часа Владыка Сергий отвечал на вопросы читателей и журналистов портала, а также на телефонные звонки и письма жителей Воронежа и области. Митрополит рассказал о том, по какому принципу выбирать детям книги, как себя вести во время Великого поста, какой труд разрешается в церковные праздники, почему не отпевают самоубийц и опасны ли электронные документы.

- Недавно представитель РПЦ негативно высказался о некоторых рассказах Чехова, Бунина и Куприна в школьной программе. А какие книги Вы порекомендовали бы читать школьникам? И что Вы сами читали в детстве?

- Литература должна соответствовать возрасту ребенка. Знакомство с творчеством классиков необходимо для формирования характера и воспитания высоконравственной личности. Великие русские писатели, – к которым относятся и Бунин, и Чехов, и Куприн, – обладали удивительным даром слова, их язык очень богатый, красочный, нужно учиться у них стилистике. Но предлагать детям произведения следует сообразно с их пониманием и жизненным опытом. Достоевский – замечательный писатель, но школьники младших классов его просто не поймут. К тому же, для правильного восприятия многих произведений требуется наличие определенных моральных устоев, умение различать добро и зло. Поэтому обязанность учителя – не избегать сложных сюжетов и, тем более, не вводить на классику "мораторий", а постепенно раскрывать перед детьми ее глубины. Скажем, "Князь Серебряный" Алексея Толстого – прекрасное произведение для школьного возраста: его нужно изучать, черпать в нем пример духовного совершенствования, а потом переходить к чему-то посложнее. Или, к примеру, лирико-романтическая проза Бунина: она показывает красоту человеческих взаимоотношений, поэтизирует их, но эта литература не для 12-летнего подростка – ее нужно читать в старших классах.

Не нужно запрещать какие-либо произведения или авторов – это не принесет доброго плода, но разборчиво подходить к выбору просто необходимо. Так называемая "легкая" современная литература годится лишь для того, чтобы скоротать время. Классики же ставят перед читателем вопросы нравственного выбора, духовного роста. В детстве я сам зачитывался творениями Пушкина, Гоголя, Чехова, Бунина, Лескова; нравились стихи Маяковского. Очень люблю Ивана Шмелева: он проникновенно, с большой любовью пишет о старой Руси, о возвышенных, благородных душевных переживаниях, в его произведениях перед читателем открывается удивительный мир добра, духовной красоты и святыни.

- Как, с христианской точки зрения, следует относиться к поисковому движению? Одно дело, если захоронение обнаруживается случайно, например при строительстве. И другое – когда поисковые отряды целенаправленно перекапывают места боев минувшей войны. Вроде бы это благое дело, есть цель обнаружить имена погибших, сообщить их родным. Но хорошо ли это – тревожить прах усопших?

- Во время Великой Отечественной войны погибшие солдаты нередко оставались непогребенными и захоронить их останки с подобающей честью – наш долг. С моей точки зрения, поисковые отряды делают благое дело: они отдают священный долг благодарности павшим за их воинский подвиг. Особенно это важно для молодого поколения, которое о войне знает только понаслышке. Недопустимо, чтобы ребята начали заниматься поиском оружия или каких-либо ценных предметов и делать из этого коммерцию. Если же стоит задача упокоить прах погибших, чтобы никто их больше не тревожил – это благородное дело. В Воронеже шли жестокие бои и до сих пор при проведении земляных работ обнаруживаются останки – конечно же, они должны быть соответствующим образом погребены.

- В Воронеже обсуждается возможность строительства крематория. Если он будет построен, могут ли верующие использовать такую форму погребения, или это считается грехом?

- Быть в Воронеже крематорию или нет – вопрос градостроительной политики, он не входит в компетенцию Епархии и с нами его никто не согласовывал. Сжигать тела усопших – не в традициях Православной Церкви, да и земли для захоронений у нас вполне достаточно. Церковь не осуждает кремацию при особых обстоятельствах: например, если человек попал в катастрофу где-то в дальних краях и его невозможно перевезти иным образом. Но из глубины веков мы наследовали традицию предавать умерших земле. Господь сказал Адаму: "… земля еси, и в землю отыдеши" (Быт. 3: 19). Поэтому Церковь не благословляет кремацию покойников без крайней необходимости. Если же имеет место свершившийся факт – поминовение умершего будет совершаться, но на родственников может быть наложена епитимья.

- Сейчас идет Великий пост. Это особое время. Много говорится о том, какую пищу следует употреблять во время поста. Но не менее важен вопрос, каким должен быть образ мыслей, какие дела, может быть, нужно совершить в этот период?

- Хорошо, когда в дни поста человек больше думает о своем месте в жизни, оценивает свое внутреннее состояние. Если оценка выходит скромной – значит он на правильном пути. Нужно учиться избегать грехов: зависти, гордости, осуждения… Цель Великого поста – помочь нам стать добрее и чище, чтобы проявилась способность любить окружающих нас людей, понять их. Если поймешь человека, то не посмеешь его осудить, потому что найдешь много подобного и в самом себе. Во время поста особенно важны молитва и милостыня. Спешите творить дела милосердия, оказывайте помощь нуждающимся. Не нужно ставить себе целью совершение великих подвигов: начните с помощи своим престарелым родителям, братьям и сестрам. Проявите участие к близким людям, которые менее успешны, чем вы. Важно не просто оказать финансовую помощь, а помочь им оценить свое положение в жизни и найти верный путь, стать самодостаточными. Если мы научимся создавать вокруг себя атмосферу любви и доброжелательности, будем чувствовать ответственность не только за себя, но и друг за друга – жизнь в нашей стране станет намного лучше.

-В нашей семье родился мальчик. Он нездоров, и мы хотим его поскорее окрестить. Крестная мать у нас есть, но не можем найти крестного отца. Может быть ли быть крестным дедушка ребенка?

- Для совершения Таинства Крещения мальчику обязательно нужен крестный отец. Им вполне может стать и дедушка – если он крещеный, верующий человек и имеет желание воспитывать крестника в духе Православия.

- Читая жития святых, мы убеждаемся, что в лике святых прославляли людей, пострадавших за веру, за Христа. А почему в таком случае канонизирована Царская семья? Да, погибли они мученической смертью, но ведь для них не стоял вопрос об отказе от веры во Христа. В те большевистские времена погибло много народа, и к новомученикам отнесли только тех, кто был каким-то образом связан с Церковью, с религией.

- Члены Царской семьи в святцах имеют наименование не мучеников, а страстотерпцев (по-славянски слово "страсть" означает "страдание" - прим.). Они претерпели очень много незаслуженных страданий. За период правления императора Николая II не было оснований причислять самого царя и его семью к лику святых. Однако в последние месяцы жизни они проявили чудеса веры, человеколюбия, терпения и прощения. Представьте себе, что переживал находясь под арестом человек, который еще недавно имел законную императорскую власть! Царица Александра, Цесаревич-наследник и Великие княжны – все они с христианским смирением восприняли обрушившиеся на них страдания. Они простили всех, кто их предал, не призывали взять в руки оружие. Незадолго перед казнью Великая княжна Ольга написала в своем письме из Тобольска: "Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится…". За подвиг христианского приятия креста, который понесла вся Царская семья, их и причислили к лику святых.

- Моя семья состоит из мужа, свекрови и сына-подростка. Я стараюсь быть терпеливой со своими близкими. Но заметила, что чем мягче с ними обращаешься, чем больше все прощаешь, тем меньше они со мной считаются. Как вести себя женщине в семье, чтобы это отвечало христианским канонам, но не приходилось все время "подставлять другую щеку"?

- Вы забыли о таком важном качестве, как человеческое достоинство. Сохраняя скромность и доброжелательность, Вы должны последовательно, с твердостью отстаивать свою жизненную позицию. Не нужно надменности или грубости в отношениях, но позиционировать себя как личность, имеющую свое разумное мнение – необходимо. За это Вас будут уважать и относиться к Вам надлежащим образом. Вообще же в семье следует строить отношения так, чтобы близкие люди по любви друг к другу боялись чем-либо один другого оскорбить и обидеть.

- Как можно в Воронеже получить духовное образование?

- Необходимо обратиться в канцелярию Воронежской Духовной семинарии – там Вам предоставят подробную информацию. Кроме факультетов самой семинарии существуют еще специальные курсы: люди, которым не нужно полное богословское образование, могут там получить очень полезные и ценные знания о православной вере и духовной жизни.

- Почему в дни церковных праздников нельзя трудиться? Ведь труд – это не грех?

- Вначале нужно определиться, какой смысл Вы вкладываете в понятие "труд". Если Вы решите в праздник Благовещения или Пасхи копать землю – конечно, этого делать не следует. Но если есть необходимость сходить к больному или помочь немощному человеку по хозяйству, – приготовить обед, убрать в квартире, – такой труд будет во славу Божию. Кроме того: почитать праздник – это не значит проводить время в безделии, в пустых разговорах и посиделках. Составьте разумный распорядок дня: с утра помолитесь в храме, затем дома почитайте что-либо душеполезное, поразмышляйте о добре и зле в своей жизни, оставьте время и для доброго дела. Словом, посвятите день совершенствованию своей души, а не улучшению своего благосостояния.

- Жители села хотят построить у себя храм. Они готовы найти на это средства, посильно трудиться на строительстве. С чего начать организацию строительства храма в нашем селе, как получить благословение?

- Первым делом необходимо провести собрание и образовать приходской актив – выбрать должностных лиц будущего прихода, которые были бы готовы взять на себя ответственность за строительство, а затем и функционирование храма. Для этого обратитесь к благочинному Вашего церковного округа. Затем, с протоколом собрания, приходите в канцелярию Епархии – юрист подскажет Вам, как зарегистрировать приход в органах юстиции. После изучения вопроса я наложу резолюцию, что строительство благословляется. При регистрации приход получит статус юридического лица – и можно начинать строительство храма.

- Похожий вопрос – как открыть богадельню?

- Это еще более сложный вопрос: необходимо найти помещение, коллектив неравнодушных людей, которые будут заниматься обустройством и жизнеобеспечением, а также квалифицированный медицинский персонал, потому что без сотрудников с медицинским образованием в таком деле не обойтись. Наконец, нужно найти необходимые средства. Если Вы знаете пути решения всех этих вопросов – обращайтесь к благочинному церковного округа, в котором запланирована организация приюта, и он подскажет Вам последовательность дальнейших действий.

- Как Вы считаете, есть ли сейчас в Церкви старчество? Даже в Воронеже часто можно слышать, что некий батюшка - провидец, и нужно непременно стать его духовным чадом. Насколько верны такие суждения? Может ли верующий человек жить и вовсе без духовника?

- Без духовника православному человеку жить невозможно – советами духовника пользуются и патриархи, и архиереи, священники и миряне. Человек, рукоположенный в сан священника по окончании семинарии, становится духовником того прихода, куда направляется для служения. Он совершает исповедь, дает советы о духовной жизни.

Старчество же существует только в монастырях. Старец – духовно опытный, умудренный десятилетиями подвижнической жизни человек. Он не только исповедует нескольких монашествующих, но и полностью руководит их жизнью, а те ежедневно открывают ему свои помыслы. Это присуще только монастырской жизни.

В миру же, опытный священник может направлять Вас по жизни в качестве духовника, но если Вы начнете чувствовать зависимость от него – это неправильно. Священник должен привести Вас к Христу, а не к себе; помогать чтить и любить Бога, а не духовника; учить быть свободным человеком, исполняющим заповеди Евангелия, а не волю другого человека. Это правильный путь. Если же священник "привязывает" Вас к себе, говорит: "Исповедуйтесь только у меня, я укажу Вам правильный путь, Вы должны испросить моего благословения, чем заниматься и кем работать", – от такого "старца" нужно держаться подальше.

- В наши дни молодые мужчины гибнут на глазах у своих родных от алкоголя и наркотиков. Не помогает ни медицина, ни полиция. Что делать матерям, которые не хотят гибели своим сыновьям?

- Если человек действительно хочет избавиться от этого порока, то, как за спасительную соломинку, должен держаться за помощь медицины. Только для того, чтобы врачи могли вывести его из состояния зависимости, у больного должно быть твердое намерение никогда не возвращаться к гибельной привычке. Полностью излечиться от алкоголизма или наркозависимости нельзя, нужно понуждать себя к воздержанию. Если алкоголик через даже пять-десять лет пригубит спиртное – все может начаться сначала. Человек будет находиться в зависимости до тех пор, пока сам не придет к решению покончить со своей страстью.

К сожалению, печальные судьбы зависимых людей – результат неправильного воспитания родителями своих детей. В свое время они недостаточно уделяли им внимания, были уверены: "Мой ребенок на этот путь никогда не встанет!". Но случилось иначе – подросток попал в компанию, попробовал алкоголь или наркотики, побоялся в этом признаться, а теперь жить без них не может…

Для оказания помощи таким людям в приходе Богоявленского храма в Воронеже создан небольшой реабилитационный центр. Им руководит священник Евгений Лищенюк, настоятель храма. Специалистами центра разработан комплекс необходимых упражнений, в режим дня включен обязательный физический труд – все это помогает эффективной реабилитации. Но если человек не сам принял решение, а согласился потому, что на него давили родственники, – все это не поможет.

Молитесь о нем, Бог Вам в помощь.

- Как быть, если у человека неправославное имя? Он был крещен в младенчестве, но своего православного имени не знает и спросить уже не у кого?

- Нужно обратиться к священнику: он подберет человеку имя по православным святцам и совершит чин наречения имени. С этим именем можно будет причащаться Святых Христовых Таин и приступать к другим Таинствам. Гражданский паспорт при этом менять нет никакой необходимости.

- Над Воронежем 27 октября 1995 года я наблюдала в небе видение огромного креста. Можно ли как-то это объяснить это явление и что оно могло значить?

- В истории есть свидетельства о множестве подобных явлений. В разные века и в разных странах люди видели в небе кресты, образы Христа Спасителя, Богородицы или святых. Когда в начале Х века город Константинополь (Царьград) был окружен неприятельскими войсками, его жители в страхе собрались в храме Пресвятой Богородицы во Влахернах, где совершалась всенощная. Христа ради юродивый Андрей, по происхождению славянин, и его ученик Епифаний (впоследствии Константинопольский Патриарх) также усердно молились на службе. Возведя очи к небу, они увидели сияющую светом Богоматерь в сопровождении ангелов и святых. Пресвятая Дева Мария, после долгой коленопреклоненной слезной молитвы, сняла со Своей головы плат-омофор (от греческого "мафорион"), и широко простерла Свой покров над народом, молящимся в церкви, защищая их от неминуемой гибели. Это видение означало спасение жителей города от нашествия по молитвам Богоматери: войска противника вскоре отступили. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы торжественно празднуется в Русской Православной Церкви 14 октября (по новому стилю).

Явление креста над Воронежем, возможно, свидетельствовало о нравственном падении жителей нашего города и призывало людей к покаянию и молитве. В то время, в середине 1990-х годов, у народа не было чувства покаяния. Очевидцы этого явления должны были сделать для себя нравственные выводы. Советую Вам подробно записать все, что помните об этом явлении, и передать священнику.

- Мой сосед покончил с собой. Можно ли предать его земле по православному обряду?

- Бог дал каждому человеку свободу и власть быть хозяином своей судьбы. Самоубийство – слабость духа. Человек не посоветовался со своими родными, не пришел помолиться в Церковь, а замкнулся в себе и стал готовиться к самовольному уходу из жизни. Он вошел в общение с духом зла – и это был его свободный выбор. Не мы, а Господь будет судить его. Но по священным канонам, которые мы нарушать не можем, Церковь не имеет права за него молиться и поминать за Божественной литургией. Вы же, как близкий человек, можете молиться о нем дома, во время утренних молитв. Придя в храм, записки с его именем не подавайте, но всей душой во время заупокойной ектении помолитесь за него. Вот что вы можете для него сделать.

- А что, если самоубийца был душевнобольным?

- Если люди приносят свидетельства от врачей, что человек наблюдался в психдиспансере – это аргумент, который принимается во внимание. В этом случае отпевание благословляется. Однако, если справка была подложной, грех обмана остается на родственниках.

Люди, совершившие самоубийство в период психического расстройства, заслуживают снисхождения; также, например, военнослужащие, которые участвовали в боевых действиях в "горячих точках", может быть, остались калеками… Мы не лишаем таких людей церковной молитвы, потому что они прошли через ад, который наложил отпечаток на их психику. Хотя, с другой стороны, в послевоенное время – после 1945 года – мне приходилось видеть множество инвалидов-фронтовиков, и они являли для окружающих пример нравственного отношения к жизни, никто не кончал жизнь самоубийством!

В последнее время распространены случаи детского суицида: это случается от невнимания к детям. Ребенок живет сам по себе, его воспитывают интернет и телевизор, никто из близких не интересуется, что у него в голове… В таких трагических случаях, конечно, дается благословение на отпевание.

- Католики и православные в этом году встречают Пасху с разницей больше месяца. Почему христиане так разошлись в вопросе с датой главного праздника и будет ли эта тема обсуждаться на Всеправославном Соборе в 2016 году?

- Календарные проблемы на предстоящем Соборе обсуждаться не будут. Причина же расхождения дат в следующем: Русская Православная Церковь исчисляет день Пасхи и других праздников по юлианскому календарю, который на 13 дней "отстал" от григорианского. Календарь юлианский строится на исчислении дат по лунному календарю, а григорианский – по солнечному. И тот и другой имеют свои погрешности. Когда Римский Папа Григорий XIII в 1582 году ввел свой календарь в католических странах, то православный мир его не принял.

Так продолжалось до 1923 года, когда Патриарх Константинопольский Мелетий IV Метаксакис принял григорианский календарь в части, касающейся празднования всех церковных праздников, кроме Пасхи. В настоящее время четыре Поместные Церкви – Иерусалимская, Русская, Грузинская и Сербская – сохранили приверженность церковному юлианскому календарю. Одиннадцать Поместных Православных Церквей, перешедшие на так называемый "новый стиль", сохранили Пасхалию, основанную на юлианском календаре, а непереходящие праздники стали отмечать по григорианским датам. Таким образом, Пасха православными во всем мире высчитывается по древнему юлианскому календарю.

- В средствах массовой информации свободно рекламируются экстрасенсы, магия, колдовство. Почему это не запрещают, почему молчит Церковь?

- Вопрос рекламы в СМИ – в руках общества. Церковь, как негосударственная структура, запретить что-либо или давать указания светским организациям не может: ее голос просто никто не послушает. С другой стороны, православные верующие вместе со священнослужителями и церковными иерархами являются гражданами нашей страны, и если значительная часть населения потребует убрать такую рекламу – это станет возможным.

- Сейчас везде внедряются электронные документы. Я считаю, что это зло, и не получаю их. А без них во многих местах уже не обслуживают. Что мне делать?

- Как в документах на бумажных носителях, так и в электронных, ничего опасного нет. Электронные документы только тем отличаются, что при их использовании человек не сможет сохранить многие личные тайны – например, информацию о пользовании медицинскими услугами или тайну банковских вкладов. Если Вас это не смущает, то электронных документов Вам не следует опасаться.

Другое дело, если будет предложено вживить чип с условием, что при этом Вы признаете Антихриста своим богом – в этом случае совершится отречение от Христа, а это – погибель души. Сегодня же никакого отречения ни от кого не требуется, и приятие различного рода карточек и электронных паспортов не несет в себе духовной опасности. Если Вы отказываетесь от них – Вам не окажут помощь в поликлинике, не дадут кредит в банке, не смогут перечислить Вам зарплату. Таким выбором Вы ставите себя вне государства и общества. Мой совет – без необходимости не создавайте себе дополнительных трудностей. Спаситель Христос с Пречистой Матерью Своей и праведным старцем Иосифом подчинились требованию Кесаря и приняли участие во всенародной гражданской переписи. (См. Евангелие от Матфея, глава 1). Так что получайте паспорт и не путайте вопросы спасения души с государственным делопроизводством".

Ранее принятые по телефону вопросы читателей митрополиту Сергию задавала корреспондент РИА "Воронеж" Галина Саубанова.

АДРЕС ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: 394036, г. Воронеж, ул. Освобождения Труда, д. 20; E-MAIL: ve553435@mаil.ru
ТЕЛЕФОНЫ: МНОГОКАНАЛЬНЫЙ +7 (473) 255-34-94; КАНЦЕЛЯРИЯ +7 (473) 255-34-35
© - Воронежская митрополия - 2011-2024 г.