21 ноября 2024 г., ЧЕТВЕРГ, (8 ноября ст.)
ВОРОНЕЖСКАЯ ЕПАРХИЯ

28 августа 2016 г • Святитель Тихон Задонский: "Слово в день Успения Пресвятой Богородицы"

Подлинник, хранившийся в Софийском Усманском монастыре, был написан рукой келейного служителя святителя Тихона, Ивана Ефимова. Местами, в тексте и на полях, встречались исправления и дополнения, сделанные собственной рукой святителя. Его же рукой был написан заголовок: "Слово в день Успения Богородицы" и приписка в конце: "сказано 1765 года".


"Светлое ныне и всеприятное зрелище вижу я, слушатели. Вижу в благолепный храм сей великое множество сошедшихся различного чина и обоего пола людей. Вижу священный чин служителей Бога Вышнего, вижу градоначальников и военачальников, вижу воинов, Церкви святой и Отечества заступников. Вижу в судебных местах заседающих, суд Божий творящих, и их сотрудников, для пользы Отечества, для благого состояния день и ночь неусыпно трудящихся. Вижу изрядное и Отечеству преполезное купечество. Вижу наконец, всякого звания и чина людей множество, вижу старых и молодых. Всех вас, надеюсь, на это святое место собрала священная и славная память Божией Матери. Для всех же начинает Церковь святая петь, как вторая Мариам с ликами и песнями духовными.

В этот день одушевленный Божества храм, и Мать нестареющей жизни от земных к небесным переселилась. В сей день "предстала Царица одесную Царя Небесного, в ризах, расшитых золотом, преукрашенная" (Пс 44:10). На сей духовный пир в великом вы пришли множестве. Доброе и достохвальное намерение ваше, не тщетны труды ваши. Так познается любовь и усердие ваше к Божией Матери, что так почитаете святую Ее память. Так познается и вера ваша в то, что хотя Она и переселилась от земли к небесным, но "мира не оставила во успении Своем", обо всех ходатайствует к Сыну Своему и Богу непрестанно. Итак, будьте непреклонны в вере вашей.

Я, желая к духовному сему торжеству еще веселия приложить, побеседую с вами о силе и действии веры, чтобы вы, познав, что есть вера, удобнее могли и плоды ее производить. Беседа наша в двух состоит пунктах. Первое - что есть вера, и каковы ее плоды. Второе - от чего приобретается и умножается вера.

Человек, духовно мыслящий, подобен дереву, слушатели. Дерево все от корня зависит. Каков корень, таково и дерево. А что в дереве корень, то в человеке, духовно мыслящем, вера: какова вера внутри, таков и человек. У дерева, чем более корень распространяется и углубляется, тем более дерево растет и возвышается, тем более распространяются ветви его и умножаются плоды. Так, чем более вера в человеке углубляется и умножается, тем более человек духовно растет, возносится, и тем более многочисленные плоды духовные произрастают. Такового человека духовного называем все великим человеком, хотя бы он по естественному возрасту своему и мал был, или был бы самого низшего чина, или всеми униженный и оплеванный был бы.

Такого человека описал богодухновенный псаломник: "И будет он, как дерево, посаженное при истоках вод, которое плод свой будет давать в свое время, и лист его не отпадет, и все, что он ни делает, будет благоуспешно" (Пс. 1: 3). И еще: "Праведник, как финик, процветет и, как кедр Ливанский, размножится" (Пс. 91: 13). Такого человека украшают плоды Духа Святого:"любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5: 22-23).

Если корень в дереве начнет портиться, то и самое древо понемногу начнет иссыхать. Так, когда вера в человеке начнет оскудевать, тогда и сам человек в плодах духовных начнет оскудевать. Когда корень в дереве совсем испортится, дерево все засохнет; так, и когда в человеке вера совсем оскудеет, человек совсем испортится. Такой человек живой мертв, тело его живет, а душа умерла, ходит он одной ногою по земле, а другой уже увяз во вратах адовых. Плоды его таковы, каков он внутри. Ум его преисполнен мыслями неподобными, суетными, скверными. От сердца исходят всякие похоти и вожделения, растленному естеству угодные. Язык изощрен многословием, злоречием, осуждением, клеветами и всякой хулой. Очи исполнены блудодеяния и неперестающим грехом. Уши открыты к одним только скверным и плотоугодным басням и песням. Руки наполнены воровством, мздоимством, убийством. И так все члены его - орудия беззакония. Он весь сделается грехом: беззаконие мыслит, беззаконие говорит, беззаконие делает. О таких людях Премудрость говорит: "Не уснут, если не сделают зла" (Притч. 4: 16). Ах, страшное слово: "Не уснут, если не сделают зла".

Так бедный человек привыкает ко злу, что и спать не может, если не сотворит зла. Мздоимец-судья и день тот не считает, в который не удалось ему неправедным прибытком попользоваться, да и ночь ему следующая не без тоски бывает. Нет вору сна, скука и печаль объяла сердце его. А почему? Не удалось чужим добром поживиться. Сетует блудник, что ему с той-то и той-то не удалось скверного совершить вожделения. Отходит сон от памятозлобной головы, внутри сердцем терзается, сокрушается, мучается, уязвляется, что сопернику своему не отомстил. Все эти и им подобные "не уснут, если не сделают зла".

Человеку, в таком состоянии находящемуся, увещевание и слово также полезно, как глухому музыка, как мертвому речь. Евангелие святое, слово Божие, как басню слушает, муку вечную и царство небесное вымыслом считает. Кто-то говорит: "Как такое может быть, чтобы мне не верить Евангелию, которое каждый почти день слышу в церкви читаемое?" Хорошо, братец, и я тебе с апостолом Иаковом говорю: "Покажи мне веру от дел твоих" (Иак. 2: 18).

Веруешь Евангелию, тогда почему по вере своей не исполняешь написанного в Евангелии? Веруешь Евангелию, тогда почему не повинуешься Евангелию? Веруешь, что Бог везде есть, потому и с тобою есть неотлучно, где бы ты ни был и что бы ты ни делал, все знает точно, почему же делаешь то, что в присутствии Божием крайне не должно делать? Когда перед Монархом стоишь, со всяким почтением и страхом предстоишь ему, как и должно, ибо сама персона монаршая требует того. Бог есть Великий и Страшный Царь, Который и душу, и тело твое в руке Своей держит, тогда почему ж, если веруешь, что Он тебе соприсутствует, почему такого почтения и страха не воздаешь Ему, какое почтение и страх земному Царю показываешь, когда ему предстоишь? Разве это причина, что земного Царя видишь, а Бога не видишь. Правда то, что Бога не видишь да и видеть нельзя. Не видишь Бога телесными очами, да душевными видишь, если веруешь в Него. Такова-то вера твоя!

Веруешь, что Бог есть Праведный Судия, почему не трепещешь, когда грехами раздражаешь Его? Такова-то вера твоя!

Веруешь, что Бог есть самое высочайшее добро и что Его надобно всем сердцем любить, почему же не любишь Его, как самое большое добро? Почему малую сласть предпочитаешь этому высочайшему добру? Почему то творишь, что противно воле Его святой? Любящий любимого во всем непременно со всякой охотой слушает, во всем волю его исполняет, чтобы он не огорчился. Как Бога можно любить, а воле Его противиться? Таковая-то вера твоя и любовь!

Веруешь, что Сын Божий пришел в мир для тебя, и страшные претерпел страдания, и тем тебя от смерти вечной избавил, почему же по вере своей не угождаешь Ему? Если бы кто тебя от смерти телесной избавил каким-нибудь способом, ты бы ведь все делал, что бы он ни хотел. Почему же ради Христа не делаешь того, чего Он хочет, если веруешь, что Он от смерти вечной избавил тебя таким чудным образом? Такая-то вера твоя!

Веруешь, что Он придет со славою судить живых и мертвых, почему слезами и покаянием прежде того времени не умилостивляешь Его? Почему на Суд тот не готовишься? Те, кто должен суд человеческий предстать, заблаговременно думают, как бы на том суде оправдаться. Ты веруешь, что Суду Божию предстанешь, где не только худое дело, но и слово праздное будет подвергнуто испытанию, где за дело, слово, помышление будешь судиться; почему же заблаговременно страшного и неподкупного Судию не только не умилостивляешь, но и не престаешь того делать, за что будешь осужден на том всемирном позорище? Такая-то вера твоя!

Веруешь Евангелию, которое учит, что Христос вменяет Себе все то, что нищим и бедным дается ради имени Его святого: "Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф. 25: 40). Почему же не хочешь алчущего напитать, жаждущего напоить, странника в дом ввести, нагого одеть, болящего и в темнице сидящего посетить? Скоморох и шут, который увеселяет тебя, льстец, который бесстыдно хвалит тебя, отходит от тебя довольный, а Христос, Который обещает тебе царствие небесное, отходит ни с чем?! На банкеты и музыку весьма щедрой рукой сыплешь, а крестьянам, которые и последнюю скотину для того, чтобы заплатить оброк, продают, и немного спустить не хочешь?! Псы, любезная твоя охота, насыщаются от трапезы твоей, а бедный твой слуга и хлеба с водой в охоту поест! В карты в одну ночь проиграешь до ста рублей и более, и это ничего, а на освобождение пленных и за долги в темнице сидящих и рубля жаль. Такая-то вера твоя, такие ее и плоды?!

Веруешь Евангелию, которое обещает идущим только тесным и прискорбным путем жизнь вечную и радость нескончаемую, почему же идешь пространным путем сластей и страстей, который ведет в погибель, по слову Христову (См: Мф. 7: 13). Такая-то вера твоя!

Храброго воина, который желает от Монарха получить высокий ранг, не устрашает треск и звук смертоносный, он идет прямо, подвергает себя всякой опасности. Трудолюбивого купца, который хочет временное и тленное богатство собрать, не устрашает, ни беда, которая может прийти от моря, ни беда от разбойников, ни беды от иноплеменников, ни разлука с женой и детей, ни странствование вдали от сладкого Отечества. Земледелец сколько проливает пота, все лето жаром солнечным сжигаемый, для того только единственно, чтобы вожделенный собрать плод! Видишь, сколько подъемлется труда для одного только тленного и почти мнимого добра? А ты, если веруешь и чаешь вечного добра, почему и равного труда не подъемлешь ради такого добра? Такая-то вера твоя!

Нет, друг мой, не такие плоды вера христианская произносит. Как огню свойственно согревать, воде орошать, свету просвещать, так и вере живой свойственно добрые дела показывать. Хочешь ли знать, что она есть и какие ее плоды? Посмотри в книгу Бытия, главы 15 и 22, как там Авраам, всех верных отец, в старости уже глубокой, по повелению Божию, возносит Исаака, сына своего, на жертву. Видишь, как вера действует в святом старце? Единственного сына, наследника, по обетованию Божию данного, того, о котором сказано Богом: "В Исааке наречется тебе семя" (Быт. 21: 12), - закалывает. "Ибо веровал Авраам Богу, что силен Он его из мертвых воскресить" (Евр. 11: 19), потому и наследника своего не усомнился произволением заколоть. А потому и Писание о нем свидетельствует: "Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность" (Рим. 4: 3).

Прочитай еще и книгу Исход, и увидишь, как "Моисей великий отказался называться сыном дочери фараона, царя египетского, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища. А почему? Ибо взирал на воздаяние" (Евр. 11: 24-26). Вера была причиной того, что Моисей изволил скорее с людьми Божиими в пустыне страдать, нежели в египетской славе быть. Уверен он крепко, верой укреплен, что по принятии оных трудов и страданий следует вечное и великое от Христа мздовоздаяние.

А если еще потрудишься и прочитаешь книгу, в которой жития святых и много различных страданий мучеников описаны, лучше еще узнаешь, как сильна и действенна вера. Там увидишь, что "ни скорбь, ни теснота, ни голод, ни нагота, ни беда, ни меч, ни смерть, воинов Христовых не смогла отлучить от любви Божией" во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8: 35). Вменились они, как "овцы заколения" (Пс. 43: 23). Они, ради Христа, узы приняли вместо украшения, темницы - вместо чертогов царских, всякое поношение и хулу - вместо чести. К смерти поносной, к съедению зверями, к сожжению в огне, к потоплению в море спешили, как на сладкий брак. Биения, раны, растерзания и раздробления членов так принимали, как в чужих телах. А что их понудило так много различных страданий с радостью принимать, если не вера и вере родная сестра - любовь ко Христу Иисусу, и за то вечных и неизреченных благ в чертоге небесном воздаяние?

Видишь ли, как они веру свою кровью своей и смертью запечатлели. От сих страстотерпцев перейди умом к самопроизвольным и духовным мучникам, преподобным отцам, и посмотри на подвиг их, которым они подвизались против плоти и крови, против мира и дьявола. Что побудило их оставить красоту мира сего и поселиться в пустыне непроходимой, жить скорее со зверьми, нежели с людьми? Что побудило их повседневно для греха и плоти умирать, постом, трудами, голодом и жаждой плоть духу покорять, горячайшими слезами омываться, из глубины сердца воздыхать, стенать непрестанно, как горлице пустынной, жаром солнечным сожигаемым быть, от холода и мороза трястись, нагим скитаться по горам, по вертепам, по пропастям земным? Что, говорю, так побудило их самопроизвольно мучиться, если не живая и действительная вера, и вере сопряженная любовь? Все эти вышеназванные мученики, получив верой извещение о том, что ничего достойного невозможно воздать за любовь Божию, которой Он возлюбил мир так, что и Сына Своего Единородного отдал за него, и что "нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас" (Рим. 8: 18), предали себя таким различным и многоболезненным страстям.

Вот видишь, возлюбленный, каковые плоды живой веры. Можешь и то знать, что, как дерево познается от плодов, так и вера познается от дел. Живет в том вера и ходатайствует к жизни вечной для того, в ком плоды ее являются. Нет в том веры живой, в ком дел, от веры происходящих, не видно, как апостол Иаков написал: "Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва" (Иак. 2: 26).

А если вера без дел мертва, то уже и нет ее. Ибо что в теле душа, то в душе вера. Тело живет, пока душа в нем есть. А как душа выйдет, уже тело мертво, нечувствительно, не слышит, не видит, не обоняет, не движется. Душа живет, пока вера в ней живет. Как не станет веры, то уже и душа умерла, ибо и она никакого не имеет движения духовного. Человек же, имеющий такую душу, как идол:"очи имеет, и не видит; уши имеет, и не слышит; ноздри имеет, и не обоняет" (Пс. 113: 13-14), то есть ни видеть, ни слышать духовного и спасительного не хочет. Ибо он весь плотен и душевен: "Душевный человек, - говорит апостол, - не принимает того, что от Духа Божия" (1 Кор. 2: 14). И сие есть то, что тот же апостол говорит: "А без веры угодить Богу невозможно" (Евр. 11: 6).

Ибо многие делают добро, но не от веры, потому угодить Богу не могут. Многие удерживаются от убийства, от воровства, от похищения, лихоимства, злословия, но делают то от страха человеческого, боятся гражданского наказания, а не от страха Божия, и это не от веры. Многие удаляются от нечистоты, но ради стыда человеческого, а не от страха Божия, то есть не от веры, ибо такие тайно дерзают на такое, о чем "стыдно и говорить" (Еф. 5: 12). Иные кроткими и незлобивыми кажутся, но ради мирной и спокойной жизни с людьми. Это есть мудрость человеческая, и потому не от веры. Иные ближним своим всякое добро делают, но ради того, чтобы ими любимы были, и это не от веры. Другие много дают милостыни, строят Божие храмы, богадельни, но ради того, чтобы пред людьми показаться, и это не от веры. Некоторые молитвы учащают, удлиняют, "чтобы их видели люди" (Мф. 23: 5), и это не от веры. Многие постятся много, но для того, чтобы "явиться перед людьми постящимися" (Мф.6: 16), и это не от веры.

Все они и прочие, им подобные, поскольку не ради Бога добро делают, не от веры это делают, и потому Богу тем угодить не могут. Делают или ради славы суетной, или ради иного чего, а не во славу Божию. Ибо как может быть угодно Богу то, что не ради Него делается?

Доселе я вам сказывал, что есть вера живая и что - мертвая. Ныне же предложу вам то, отчего вера живая бывает и чем она умножается.

Вера живая есть дар Божий и как семя некое божественное, которое при Крещении всякому крещаемому всевается. Семя это то, от которого человек называется рожденным от Бога. Об этом апостол святой Иоанн Богослов говорит: "Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога" (1 Ин. 3: 9).

Как семя, посеянное на земле, растет и умножается влагой, так божественной веры семя, посеянное на земле сердца человеческого, растет и умножается влагой слова Божия, говорит апостол Павел: "Вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим. 10: 17). "Слово Божие живо, - гласит тот же богодухновенный учитель, - и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (Евр. 4: 12). И опять тот же апостол: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" (2 Тим. 3: 16-17).

Слово Божие представляет нам Бога Единосущного, но Триипостасного, и потому непостижимого, и потому не надобно Его испытывать. Слово Божие представляет Его Всемогущим, и потому надобно от Него одного помощи искать. Слово Божие представляет Его обо всех промышляющим, и потому надобно на Него надеяться. Слово Божие представляет Его неложным, и потому надобно Ему несомненно веровать. Слово Божие представляет Его Праведным и воздающим каждому по делам его, и потому бояться Его надобно. Слово Божие представляет Его Великим, и потому надобно перед Ним смиряться. Слово Божие представляет Его Вездесущим, и все дела, слова и помышления наши видящим, и потому пред Ним, как перед страшным Царем, ходить со всяким страхом и опасением надобно, и делать, и говорить, и думать воли Его угодное. Слово Божие представляет Его Преблагим, и потому любить Его надобно. Слово Божие представляет Его Милостивым к кающимся грешникам, и потому грешникам надобно с покаянием и сожалением к Нему прибегать. Слово Божие представляет Его грядущим судить живых и мертвых, и потому надобно к Суду Его готовиться.

Так и о прочем, что веры и плодов ее касается, представляет, учит, показывает и уверяет слово Божие. Таким образом Слово Божие произрастает и умножает веру в сердце человеческом.

Слово Божие слушать или читать надобно не просто, но со всяким усердием, тщанием и размышлением. Надобно не только открыть уши к слушанию, но и сердце к принятию слова Божия. Надобно теми ушами слышать слово Божие, которых Христос требует во многих местах Евангелия, говоря: "Кто имеет уши слышать, да слышит" (Мф. 13: 43)! Из этого следует, что кто слова Божия или не читает, или не слушает прилежно, веры соблюсти и плодов ее показать не может. У таких людей всякое бывает заблуждение и беспорядок, не могут они ничего доброго и душеспасительного сделать, хотя бы и добрыми казались. А чтобы Божие слово силу и действие свое в сердце производило, надобно Творцу его с Давидом молиться прилежно: "Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего" (Пс. 118: 18).

Кроме того, жития святых Божиих, которые в вере и ее плодах преуспели, почаще прочитывать и рассматривать нужно, чтобы вере их удобнее подражать. Ибо подлинно о сем написано: "Все, что писано было прежде, написано нам в наставление", - говорит святой апостол Павел (Рим. 15: 4). Таким образом, когда будем поучаться в законе Господнем и Творцу закона усердно молиться, непременно "придем все в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру полного возраста Христова" (Еф. 4: 13). Аминь".

Источник: http://azbyka.ru/

АДРЕС ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: 394036, г. Воронеж, ул. Освобождения Труда, д. 20; E-MAIL: ve553435@mаil.ru
ТЕЛЕФОНЫ: МНОГОКАНАЛЬНЫЙ +7 (473) 255-34-94; КАНЦЕЛЯРИЯ +7 (473) 255-34-35
© - Воронежская митрополия - 2011-2024 г.