22 ноября 2024 г., ПЯТНИЦА, (9 ноября ст.)
ВОРОНЕЖСКАЯ МИТРОПОЛИЯ • ВОРОНЕЖСКАЯ ЕПАРХИЯ • ВОРОНЕЖ

7 января 2017 г • Рождественское послание митрополита Воронежского и Лискинского Сергия

"Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся..." (Гимн в составе Божественной литургии).


Возлюбленные о Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе

досточтимые отцы, всечестные иноки и инокини,

дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас со светлым и радостным праздником Рождества Христова!

Рождество Христово есть средоточие жизни каждого верующего человека, а льющаяся из наших сердец ликующая песнь: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!" (Лк. 2, 14) – выражает самую суть христианского благовестия. "Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него" (1 Ин. 4, 9), – говорит святой апостол Иоанн Богослов. Рождество Господа Иисуса Христа, таким образом, является ответом на упования тяжко страждущего человечества, которое, подобно всякой твари, "стенает и мучится доныне" (Рим. 8, 22) под гнетом греха.

Согласно христианскому учению, грех есть дело человеческой свободы, избирающей вместо послушания Творцу "беззаконие" (1 Ин. 3, 4). Совершенный нашими прародителями беззаконный отказ от Бога, Которым мы "живем и движемся и существуем" (Деян. 17, 28), естественным образом привел их к смерти. Природа человека повредилась в самой своей основе. В человеке, после падения, по выражению преподобного Максима Исповедника, "грех… имел происхождение уже как бы по закону природы". По причине укорененности человека в пороке грубость и тленность падшей телесности становятся новым законом, властвующим в его естестве. "Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим. 5, 12).

Таким образом, человек, по слову святителя Григория Богослова, "через грех делается… изгнанником, удаляемым в одно время и от древа жизни, и из рая, и от Бога, облекается… в грубейшую, смертную и противоборствующую плоть". Это тяжкое состояние человеческой природы, погрязшей во грехах, с необходимостью приводит человека под власть диавола и ада, становясь преградой на пути к Богу. Поскольку преодоление такой преграды собственными силами было невозможно, человечество оказывается после грехопадения в плену безысходности.

Но если "человекам это невозможно", то "Богу все возможно" (Мф. 19, 25). И всеблагой Господь в Своей неизреченной милости не оставляет свое создание в столь гибельном состоянии. Преодолевая разделенность твари и Творца, Бог Слово, без Которого "ничто не начало быть, что начало быть" (Ин. 1, 3), усваивает Себе человеческую природу, становясь для нас Новым Адамом. По мысли преподобного Иоанна Дамаскина, "Святая Дева родила не простого человека, а истинного Бога… воспринявшего от Нее единосущную с нами плоть и давшего той в Себе Самом ипостасное бытие". Это неизреченное соединение двух природ в Лице Сына Божия и становится корнем нашего спасения. "Младенца вижу, Бога моего познаю, – восклицает святитель Кирилл Иерусалимский. – Младенца плачущего, и миру жизнь и радость дарующего: Младенца повиваемого, и меня от пелен греховных избавляющего". Рождество Христово, таким образом, является знамением конца торжества порока, смерти и диавола и началом уврачевания тяжкого греховного недуга, поразившего когда-то человечество.

Так возрадуемся же о Господе в этот великий и светлый праздник! Восславим Богомладенца Христа, явившего миру величайший пример Божественной любви и Божественного смирения! Возложим наши упования на Спасителя и устремимся к Нему, оставив все суетные земные попечения, отвлекающие наши души от света Божией благодати. По слову святителя Григория Паламы: "Сохраним мир в нашей среде, насколько это – в наших силах: потому что его мы восприняли как наследие от родившегося ныне Спасителя нашего и Дарователя нам духа усыновления, благодаря чему мы, воистину, стали наследниками Богу, сонаследниками же Христу".

Поистине праздник Рождества прежде всего обращен к сердцу каждого из нас. Очень глубоко это чувствовал святитель Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский, 170 лет со дня блаженной кончины которого мы несколько дней назад торжественно праздновали. Приведем же слова нашего святителя о Христе: "Воспомяните, что Он был Младенец… Вот живой и поучительный пример невинности, христианам приличествующий! Если в чьем-либо из нас сердце вселилось младенческое незлобие; если в ком вкоренилась незлобивая простота… в том воистину то же мудрствуется, еже и во Христе Иисусе".

Стоя на пороге нового лета благости Господней, обратим внимание и на то, что предстоящий 2017 год должен напомнить нам о трагических событиях столетней давности в истории нашего Отечества. Февральская и октябрьская революции, крушение Российской империи и воцарение богоборческой власти, массовое насилие и гонения на Церковь – вот те события прошлого, из которых мы должны извлечь уроки. Однако нам необходимо понимать, что "Бог поругаем не бывает" (Гал. 6, 7), и потому даже во мраке тех событий мы видим яркий свет Божией благодати, озаряющий сонмы новомучеников и исповедников Церкви Русской, для которых година гонений стала временем их соединения со Христом.

Дорогие отцы, братья и сестры! Пусть Богомладенец Христос преподаст нам Свое благословение на предстоящий год, чтобы все мы возрастали в добродетели и укреплялись духом в Евангельской Истине.

+СЕРГИЙ, митрополит Воронежский и Лискинский,

Глава Воронежской митрополии

Рождество Христово 2016/2017 год

город Воронеж

ФОТОРЕПОРТАЖ
АДРЕС ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: 394036, г. Воронеж, ул. Освобождения Труда, д. 20; E-MAIL: ve553435@mаil.ru
ТЕЛЕФОНЫ: МНОГОКАНАЛЬНЫЙ +7 (473) 255-34-94; КАНЦЕЛЯРИЯ +7 (473) 255-34-35
© - Воронежская митрополия - 2011-2024 г.