14 февраля 2017 г • "Младенца видев Тя, вопияше чудный Симеон: превечнаго Слова, от Отца рожденна, страшуся и боюся руками моими объяти, Владыко" (Стихира праздника)
Накануне праздника Сретения Господня митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе.
Главе Воронежской митрополии сослужили клирики кафедрального собора.
На великой вечерне была совершена лития и освящение хлебов.
При совершении полиелея духовенство и весь народ с молитвенным усердием многократно воспевали величание праздника: "Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по Закону ныне принеслся еси в храм Господень". При пении величания митрополит Сергий совершил полное каждение храма, а после пения антифона и прокимна, Архипастырь с кафедры прочитал евангельское зачало, повествующее о событии праздника (см. ниже).
В праздник Сретения Господня Церковь прославляет Богомладенца Иисуса и Его Пречистую Матерь-Деву, принесшую в храм сорокадневного Первенца-Сына для посвящения Богу Отцу. Основанием для празднование является известное из Евангелия историческое событие:
"Когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли родители Младенца Иисуса в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец.
Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем."(Лк. 2, 21-40).
До Рождества Христова все праведники жили и спасались верой в Грядущего Мессию Спасителя мира, ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета - праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить (по славянски "встречать" - "сретать", отсюда - "Сретение") в храме Спасителя, Основателя Нового Завета, в Лице Которого уже соединились, встретились Божество и человечество.
Святитель Феофан Затворник предлагает нам духовно-символическое, назидательное истолкование этого события: "В Сретении Господа окружают, с одной стороны, праведность, чающая спасение не в себе, - Симеон, и строгая в посте и молитвах жизнь, оживляемая верою, - Анна; с другой - чистота существенная, всесторонняя и непоколебимая - Дева Богоматерь, и смиренная, молчаливая покорность и преданность воле Божией - Иосиф Обручник. Перенеси все эти духовные настроения в сердце свое и встретишь Господа не приносимого, а Самого грядущего к тебе, восприимешь Его в объятия сердца, и воспоешь песнь, которая пройдет небеса и возвеселит всех ангелов и святых" (Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года).
Тропарь Сретения Господня, глас 1:
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.
Кондак Сретения Господня, глас 1:
Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.