5 марта 2017 г • "Господи! Буди милостив, молит Тя Твоя Церковь, ... сотвори, да вси свято и непорочно поживем, и тако спасительная вера укоренится и плодоносна в сердцах наших пребудет!" (Молитва чина Торжества Православия)
Глава Воронежской митрополии совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в Благовещенском кафедральном соборе.
В Неделю первую Великого поста - Торжество Православия - митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Воронежского Епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин, благочинные церковных округов г. Воронежа и клирики кафедрального собора.
На торжественное архиерейское богослужение собралось множество воронежцев. Большинство молящихся присутствовали за богослужениями первой великопостной седмицы и в этот воскресный день готовились приобщиться Святых Христовых Таин.
По сугубой ектении митрополит Сергий вознес молитву о прекращении междоусобной брани в Украине.
По запричастном стихе с проповедью о значении в годичном богослужебном круге нынешнего особенного воскресного дня к прихожанам обратился благочинный Левобережного церковного округа протоиерей Григорий Самойлов.
После отпуста Литургии митрополит Сергий возглавил совершение Чина Торжества Православия. На середину храма были торжественно изнесены святые иконы Христа Спасителя и Пресвятой Богородицы. Объяснение этому - в истории возникновения самого богослужебного чина. Благочестивый обычай благодарить Бога за преодоление церковной смуты, воздвигнутой еретиками, был установлен в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия – иконоборцами. Иконоборческая ересь, появившаяся в Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.
После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: “Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!”.
Избранный Патриарх Константинопольский Мефодий установил тогда особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства.
В этом чинопоследовании утверждается торжество Православной Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем провозглашается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцы и подвижники, подвигом и трудами способствовавшие распространению православной веры. Всем "о Православии подвизавшимся словесы, писании, учении, страдании и богоугодным житием, яко защитником и пособником онаго" многократно поется "Вечная память".
Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. "Анафема" (отлучение) провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем еретикам, отвергающим или искажающим основные догматы Православной Церкви.
Ныне живущим и трудами своими способствующим утверждению Православия Патриархам, архипастырям и всем ревнителям благочестия воспевается "Многая лета!". Этим "Православная Христова Церковь, торжественно воспоминающи подвизавшихся во благочестии и сие всем своим христоименитым чадом к подражанию представляющи, восхваляет подвиги и сих, иже ныне, спасительною верою и добродетелию приуготовляюще себе к вечному блаженству, утверждают Православие".
По завершении чина молебного пения, митрополит Сергий обратился к пастве со словом духовного назидания, в котором подробно изъяснил историю и смысл празднования Торжества Православия.
"Вся 2000-летняя история христианства в мире – это борьба диавола с правдой Божией, а поле борьбы – сердца человеческие, - отметил Архипастырь. - Сегодня вновь были преданы анафеме люди, придерживающиеся погибельных заблуждений. Они не только заблуждаются сами, но хотят перестроить миропонимание окружающих, повредить спасительную православную веру человечества, основанную Христом Спасителем и зиждимую на любви к Богу. Эти люди сознательно отступают от веры, лишаются благословения Божия.
Нынешний праздник – Торжество Православия – был установлен тогда, когда побеждена была ересь иконоборчества. Но в нашем, 21-м веке, он приобретает новое, актуальное значение: он нужен нам и сегодня! Мы с вами просим у Бога благословения в молитвах, чтобы Господь нам давал Свою милость – животворящую благодать Святого Духа, действием которой мы становимся сынами и дочерьми Божиими, сподобляемся быть причастниками жизни вечной", - подчеркнул митрополит Сергий.
Видеозапись проповеди Главы Воронежской митрополии можно посмотреть, воспользовавшись ссылкой внизу этой страницы.