28 декабря 2011 г • Доклад Высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Воронежского и Борисоглебского на Епархиальном собрании Воронежской и Борисоглебской епархии 28 декабря 2011 года
"Возлюбленные о Господе досточтимые отцы, братья и сестры, члены Епархиального собрания!
Искренне приветствую всех, собравшихся на нашу традиционную ежегодную встречу, посвященную работе над важными вопросами, касающихся общецерковной и епархиальной жизни, а также осмыслению знаменательных событий прошедшего 2011 года.
В начале нашего собрания призываю совершить молитвенное поминовение всех скончавшихся в этом году священнослужителей и монашествующих нашей епархии: протоиерея Михаила Терпугова, протоиерея Владимира Кириллова, священника Николая Ануфриева, священника Павла Юдина, схимонахиню Митрофанию, схимонахиню Савватию, схимонахиню Дамиану, монахиню Гликерию, инокиню Нину. Всемилостивый Господь да упокоит их в селениях праведных. Пропоем им "Вечную память".
Для того чтобы охарактеризовать положение нашей епархии в отчетный период, приведу краткие статистические сведения.
За период, прошедший с предыдущего Епархиального собрания, то есть с 29 декабря 2010 года по 21 декабря 2011 года мною совершено более 250 богослужений, в том числе 115 Божественных литургий , было освящено 8 храмов.
В этом году я неоднократно сослужил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу: 1 февраля (в день интронизации Предстоятеля Русской Православной Церкви), на уставных богослужениях, предваряющих заседание Архиерейского Собора (2-4 февраля), 3 апреля (в Неделю 4-ю Великого Поста), 24 мая в день тезоименитства Святейшего Патриарха, в дни празднования обретения мощей (18 июля) и преставления (8 октября) преподобного Сергия Радонежского.
3 июля 2011 по благословению Святейшего Патриарха состоялась поездка делегации Русской Православной Церкви в Болгарию на торжества по случаю 40-летия интронизации Святейшего Патриарха Болгарского Максима. По окончании богослужения я от имени Святейшего Патриарха Кирилла поздравил Патриарха Максима и передал ему Казанскую икону Пресвятой Богородицы.
По традиции в этом году у всех верующих нашей епархии была возможность вознести свои молитвы у почитаемых православных святынь, испрашивая благословение Божие и предстательства Пресвятой Богородицы и святых. 19 марта в дар Воронежской епархии был передан с острова Корфу башмачок – часть облачения святых мощей святителя Спиридона Тримифунтского, который постоянно пребывает в Благовещенском кафедральном соборе. Особо стоит отметить поездки воронежских паломников к принесенному с Афона Поясу Пресвятой Богородицы. К святыне смогли приложиться более 1500 воронежцев. Мы в свою очередь организовали принесение ковчега с частицами мощей святителей Митрофана и Тихона в Саратовскую епархию.
В 2011 году общее число храмов и иных молитвенных помещений (молитвенных домов и комнат, часовен и т. п.) составило 525. В этом числе: храмов и иных молитвенных помещений на территории монастырей – 14, храмов и иных молитвенных помещений при учреждениях (светских учебных заведениях, местах заключения, военных частях, больницах и т.п.) – 22. Местных религиозных организаций (приходы, обители, учебные заведения), зарегистрированных в органах юстиции – 337. Приходы Воронежской епархии объединены в 19 благочиний, часть приходов города Воронежа находится в прямом ведении Правящего Архиерея и объединены на последнем Епархиальном Совете в отдельное благочиние.
На приходах и в святых обителях несут служение 381 штатный священнослужитель епархии (священников – 344, диаконов – 37). За истекший год (с 1 января по 21 декабря 2011 г.) совершено 35 хиротоний (18 священнических и 17 диаконских). В истекшем году за штат епархии почислено 5 человек. В клир нашей епархии также принято 6 священнослужителей.
В шести епархиальных обителях (3 мужских и 3 женских) с подворьями подвизаются 152 насельника (95 – в женских, 57 – в мужских).
Повествовательную часть своего доклада я хотел бы начать с главного события епархиальной жизни 2011 года. Воронеж, город святителей Митрофана, Тихона и Антония, отметил 425-летие со дня своего основания. В дни празднования юбилея нашего кафедрального града 17-18 сентября в дни, когда мы молитвенно прославляем Собор всех святых, просиявших в нашей земле, нашу епархию посетил Предстоятель Русской Православной Церкви – Святейший Патриарх Московский всея Руси Кирилл. Приезд Патриарха в Воронеж второй в истории нашей епархии. Предыдущий визит Святейшего Патриарха Алексия Второго состоялся более тринадцати лет назад в ноябре 1998 года. В преддверии посещения Первосвятителя всем нам пришлось много потрудиться, и я хотел бы искренне поблагодарить духовенство и мирян нашей епархии за понесенные труды. При подготовке к визиту нам удалось провести серьезные строительные, ремонтные и реставрационные работы в храмах города (в том числе в Покровском соборе, Успенском семинарском храме и Успенском Адмиралтейском храме), был полностью подготовлен к освящению Благовещенский кафедральный собор. Издательским отделом, семинарией и историко-архивной комиссией были выполнены масштабные издательские программы.
Напомню об основных событиях визита Патриарха Кирилла и о тех мыслях и словах, которыми поделился с нами Святейший Владыка. Думаю, что это тем более важно, что далеко не все смогли присутствовать на богослужениях и слышать проповеди и речи Святейшего Патриарха. По прибытию в Воронеж, обращаясь к духовенству и мирянам, собравшимся для встречи Предстоятеля Церкви в Покровском соборе, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул: "С радостью вступил я на Воронежскую землю, потому что мой приезд связан с днем памяти всех святых, в земле Воронежской просиявших, с днем памяти святителя Митрофана Воронежского, и с юбилеем города. Но более всего я радуюсь тому, что имею возможность прикоснуться к церковной жизни Воронежа… Здесь большое количество приходов, здесь успешно развивается та основа православного бытия, без которой немыслимо духовное возрождение нашего народа". Затем Предстоятель Русской Церкви впервые в истории нашей епархии при участии 8 архипастырей совершил чин наречения архимандрита Андрея (Тарасова) во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии. В этот же вечер в резиденции Правящего Архиерея в Репном состоялся ужин Его Святейшества с прибывшими на торжества архиереями. После ужина состоялась беседа с преосвященными о положении дел в епархиях.
На следующий день 18 сентября Святейший Патриарх совершил Чин великого освящения Благовещенского кафедрального собора. За Божественной литургией Патриархом и 12 архиереями была совершена архиерейская хиротония архимандрита Андрея (Тарасова) во епископа Острогожского. Божественную литургию совершали совместно с Предстоятелем 21, прибывшие на торжества архиереи. По окончании Литургии Предстоятель по традиции напутствовал новохиротонисанного епископа Андрея на служение и вручил ему архиерейский жезл. Затем Патриарх обратился к собравшимся богомольцам с Первосвятительским словом и огласил указ о присвоении собору статуса кафедрального. За Покровским храмом также оставлено наименование соборного. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил нижний храм Благовещенского собора, где осмотрел зал епархиальных собраний и выставку, посвященную истории Воронежской епархии. После богослужения Святейший Патриарх посетил Воронежский государственный университет, где ему была присвоена степень почетного доктора honoris causa "за большой вклад в развитие внутрироссийских и международных социально-политических процессов, обоснование системы базисных духовных ценностей, создание модели взаимодействия Церкви и государства на современном этапе". Его Святейшество произнес глубокую блистательную речь перед учебным Советом ВГУ. Кроме того Предстоятель посетил Алексиево-Акатов женский монастырь г. Воронежа, где был организован прием губернатором нашей области А.В. Гордеевым.
Во время визита Святейший Патриарх Кирилл в своих проповедях и выступлениях затронул ряд важных вопросов церковной и общественной жизни. Процитирую некоторые ключевые тезисы. 18 сентября после Божественной литургии в Благовещенском кафедральном соборе Святейший Патриарх произнес проповедь, в которой напомнил: "Церковная жизнь должна быть близка и понятна людям. Церковь должна говорить с людьми тем языком, который их убеждает. Церковь должна приводить – от слова Божия, от Божественного авторитета – те аргументы, которые люди могли бы полагать в основу своей жизнедеятельности". Патриарх Кирилл подчеркнул, что главный кризис, существующий в нашем обществе – кризис духовный: "Люди настолько отклонились от следования Божественной программе, что устроение их личной и семейной жизни вошло в глубочайшее противоречие с тем, что Бог предложил человеку". Причина духовного кризиса, по мысли Патриарха в том, что "мы отказываемся принять ту систему ценностей, которую Бог предложил миру, роду человеческому при его сотворении. Мы не хотим жить по Его закону… Мы приходим в церковь, особенно когда горе какое приключится или неприятность, или экзамен сдать надо, или квартиру поменять, или на работе что-то не ладится – куда же еще идти, когда вроде никто больше не поможет? Вот и приходим в церковь, чтобы попросить – и чтобы Бог непременно дал нам просимое. Но живем-то мы в другом мире, и Богу предстоим не в брачной одежде!". Преодолеть духовный кризис в обществе можно, но "мы не должны отдавать свою душу миру, в котором мы живем. Мы не должны оказаться в рабстве внешних обстоятельств. Как замечательно говорит об этом святой Иоанн Златоуст, если человек не поглощен полностью земными благами, то у него остается возможность жить иными ценностями; в противном случае он лишается вечных благ, а земные блага не может беспорочно использовать – даже то, что дает мир, используется с пороком, с грехом. Тайна человеческой жизни и раскрывается в этой способности сочетать верность Богу, нравственной системе ценностей, открытой нам в слове Божием, с участием в современной жизни, с использованием благ, которые современный мир дает нам". Поэтому Святейший Патриарх вновь и вновь обращается ко всем нам: "Важно сегодня усиленно молиться о народе нашем, о стране нашей! Я призываю к этой молитве – неформальной, горячей, искренней – все наше духовенство, весь наш верующий народ".
В Воронежском государственном университете Святейший Патриарх Кирилл обратил особое внимание на вопросы образования и на ответственность всех тех, кто имеет к нему отношение – и чиновников, и педагогов, и студентов: "В наше время усиливается восприятие образования как некой рыночной услуги. За деньги, частные или государственные, предоставляется возможность получить образование… Образование – это не частное дело людей, а такая сфера общественная жизни, от которой зависит существование общества и государства. Это становой хребет существования общества, и потому перевод образования исключительно в сферу предоставления рыночных услуг является, на мой взгляд, большой ошибкой… Когда мы говорим о пресловутом человеческом факторе, мы, конечно, имеем в виду отсутствие внутренней дисциплины, культуры, нравственной ответственности, но также и отсутствие необходимых знаний, дисциплины труда… Уровень трудовой дисциплины, уровень трудовой культуры, уровень знаний сегодня у нас не на той высоте, на какой должен находиться. Поэтому, ввиду отсутствия еще и нравственной ответственности, мы повсеместно сталкиваемся с проблемой человеческого фактора – и на воде, и в воздухе, и на земле, где происходят техногенные катастрофы… Образование – это не только передача знаний… Это передача некоего культурного кода… Образование призвано передавать человеку знания предыдущих поколений, потому что, собственно говоря, все знание принадлежит прошлому. Образование есть вхождение в традицию или, как говорим мы, церковные люди, в предание; вхождение в прошлое и усвоение в нем того существенно важного, что имеет значение для настоящего… Главным измерением, главной силой этого духовного кода является нравственность…, поэтому формирование нравственного начала у студентов важно для поддержания нравственно устойчивого состояния научного сообщества, для обеспечения баланса между научным, техническим и нравственным прогрессом, для выживания всего рода человеческого. Преподаватель – еще раз хочу подчеркнуть – не продавец, который предлагает купить у него некоторые знания. Это наставник, который помогает молодым найти свой путь в жизни… Если у человека нет целей, то он их и не добьется. Но можно строить свою жизнь по-другому: с самого начала определить свои ценности, исходя из них – свои цели, исходя из целей – действия… Корень многих наших проблем в том, что в нашем обществе оказалось размытым и во многом утраченным то, что в любой цивилизации считалось абсолютно необходимым – а именно стремление познать объективную нравственную истину и жить в соответствии с ней".
Обращаясь к новорукоположенному епископу Андрею, Святейший Патриарх, по сути, дал важнейшие назидания для каждого священнослужителя, подчеркнув при этом и многие актуальные для наших дней аспекты пастырского служения: "Пребывай в послушании Священноначалию. Цени опыт старших собратьев-сослужителей. Проявляй уважение и сыновнее почтение к правящему архипастырю… Старайся быть доступным для… простых людей, чтобы чувствовать их нужды и чаяния; никогда не создавай искусственной преграды между собой и людьми. Все преграды, которые мы создаем, идут от нашего воображения, от ложных образов, которые мы рисуем перед взором своим, но не от Бога, не от Его слова, не от апостольского Предания Церкви. Стремись быть для людей образцом не только в твердости исповедания веры, но и в благочестии, в аскетическом делании, в умении ограничивать себя ради других и жертвовать собой ради блага ближних. И все это не красивые слова…, отдавая себя другим людям, жертвуя собой, своим временем, силой, здоровьем, ты и обретаешь благодать Божию. Будь скромен во всем. Помни, что в условиях социального расслоения общества внешние проявления материального достатка зачастую воспринимаются, особенно теми, кто недоброжелателен к Церкви, как вызов христианской нравственности… Неустанно заботься о нуждающихся, страдающих, обремененных тяготами людях. Сам подавай пример того, как следует помогать тем, кто взирает на Церковь как на последнюю надежду в сложных обстоятельствах, скорбях, болезнях, лишениях. Добрый, с христианским настроем совершенный поступок гораздо более значим для спасения человека, чем тысячи красивых, но не поддержанных делами слов. Главным же содержанием и центром… делания да будет служение Божественной литургии. Без обновления в себе присутствия Христова, постоянного благоговейного приобщения Пречистых Таин невозможен подлинный подвиг веры… Постарайся добротно организовать дело миссионерства и катехизации. К сожалению, еще многие наши сограждане, будучи по своей культуре и по факту крещения укорененными в православной традиции, не имеют достаточных знаний о фундаментальных истинах своей веры, а потому и живут как язычники. Эту ситуацию в православной России нельзя признать нормальной, и она требует радикального и скорейшего исправления… Особое же внимание уделяй работе с молодым поколением. За юношеством – будущее Православия, нашей страны и нашего народа. От того, насколько серьезными будут успехи по приобщению молодежи к вере, напрямую зависят перспективы нашей Церкви, государства и народа".
Как вы знаете, по нашему представлению, определением Священного Синода от 27 июля 2011 года Воронежской епархии был избран викарный епископ, архимандрит Андрей (Тарасов) с присвоением титула Острогожский. По ходатайству святителя Антония (Смирницкого) 28 октября 1841 года был впервые назначен Викарный епископ. Викарные епископы Воронежской епархии с титулом "Острогожский" (с 1841 по 1926 гг. их было четырнадцать) были помощниками Правящих Архиереев, выполняли различные административные и пастырские обязанности по благословению Воронежских архипастырей, проживая при этом в Алексеево-Акатовом монастыре. Среди викарных епископов Острогожских духовные писатели, просветители и миссионеры Преосвященные Иринарх (Попов), Елпидифор (Бенедиктов), Макарий (Троицкий), Владимир (Соколовский), святитель-исповедник митрополит Владимир (Шимкович). Назначение нам викарного епископа, призвано оживить церковную жизнь и реализовать в полной мере решения священноначалия Русской Православной Церкви о необходимости неустанного свидетельства о Христе в современном обществе.
Трудно переоценить важность Первосвятительского посещения нашей епархии для развития епархиальной жизни и жизни нашего Воронежского региона. Слова и замечания Святейшего Патриарха должны быть путеводными и определяющими для нашего служения церкви и общества.
Важнейшим общецерковным событием в жизни Русской Православной Церкви стал Архиерейский Собор, который прошел в Москве 2-4 февраля 2011 года. Собору впервые предшествовала активная подготовительная работа в рамках Межсоборного присутствия. Все разработанные этим органом проекты документов были вынесены на общецерковное обсуждение и наша епархия самым активном образом приняла в нем участие. Анализом документов занималась большая группа преподавателей семинарии и сотрудников епархиального управления, и надо сказать, наши отзывы и замечания были не только учтены практически в полном объеме, но и вызвали одобрение Святейшего Патриарха. Я вновь призываю всех членов нашего епархиального собрания, клириков, монашествующих и мирян, не быть равнодушными и безучастными, а со вниманием относиться ко всему, чем живет наша Церковь.
Архиерейский Собор проходил в Храме Христа Спасителя, и все его заседания предваряла совместная молитва за Божественной литургией. Собор открылся докладом Патриарха. В нем, в частности, были затронуты такие темы как деятельность Межсоборного присутствия, изменения в центральном церковном управлении, церковная жизнь в России и зарубежье, работа Общецерковного суда, наградная реформа, образование и богословская наука, миссионерское служение, катехизация, молодежная и социальная работа, почитание новомучеников, информационная и издательская деятельность Церкви, церковно-государственные и церковно-общественные отношения, духовного попечение о различных слоях общества, внешние церковные связи. Архиерейский Собор принял следующие документы: "Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний", "Общественная деятельность православных христиан", "О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших", "О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве", "Временное положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей", "О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви", "Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви", "Положения о богослужебно-иерархических наградах Русской Православной Церкви", "Заявление о жизни и проблемах коренных малочисленных народов", поправки к Уставу Русской Православной Церкви. По итогам работы были приняты определения Архиерейского Собора "О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви", и "О наградах Русской Православной Церкви". Члены Собора обратились с посланием ко всем верным чадам Церкви и встретились в Кремле с президентом России. В послесоборный период на заседаниях Священного Синода в развитие соборных постановлений был также принят ряд документов: "Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви", "Рекомендации к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых", "Положение о назначении на должность (освобождении от должности) игуменов (игумений) епархиальных монастырей", "Положение о митрополиях Русской Православной Церкви", "Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго", "Перечень церковных правонарушений, подлежащих рассмотрению церковными судами", новые единые для всей Церкви тексты ставленнической присяги при рукоположении, "Положение о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат", несколько документов, посвященных дальнейшему реформированию системы духовного образования. Еще раз подчеркну – все документы принимаемые Синодом и Соборами обязательны для изучения и исполнения.
На Архиерейском Соборе было принято решение о создании нового органа – Высшего Церковного Совета, который является исполнительным органом при Патриархе и подотчетен Синоду. Он рассматривает вопросы образования, миссии, социального служения, информационной деятельности, взаимоотношения Церкви с государством и обществом, внешних связей, церковного управления и хозяйствования, а также иные вопросы, переданные на его рассмотрение Патриархом. В компетенцию Высшего Церковного Совета входят координация деятельности всех общецерковных учреждений, обсуждение текущих вопросов церковной жизни, принятие мер к исполнению определений Соборов, Синода и Патриарха. В целом новый орган церковного управления уже заработал.
По ходу своего сегодняшнего доклада я буду неоднократно ссылаться на соборные документы и документы Синода, принятые в уходящем году. Подчеркну: все основные документы, принятые Священноначалием Русской Православной Церкви, практически в полном объеме начали действовать в нашей епархии и уже нашли свое отражение в постановлениях Епархиального совета и указах Правящего Архиерея. Масштабная реорганизация и модернизация деятельности наших епархиальных отделов, а также активизация деятельности благочиний также основывается на новых решениях Собора и Синода. Поскольку решения Архиерейского Собора и Священного Синода зачастую касаются ни какой-либо одной епархиальной структуры, а чаще всего сразу нескольких, в моем докладе некоторые темы будут неизбежно пересекаться, повторяться и взаимно друг друга дополнять.
Одним из решений Собора стало постановление об обязательном изучении соборных решений духовенством всех епархий. В соответствии с этим 24 и 31 марта в рамках постоянных курсов повышения квалификации духовенства Воронежской и Борисоглебской епархии, которые действуют в нашей семинарии, состоялись два семинара на тему "Итоги Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011 года". Для участия в семинарах были приглашены по 4 клирика от всех 16 благочиний епархии. В лекциях семинаров внимание уделялось не только решениям Собора, но и послесоборным решениям Синода и епархиального священноначалия по реализации решений Собора в жизни епархий. Подробно были освещены темы, имеющие прямое отношение к епархиальной и приходской жизни. Семинары вызвали неподдельный интерес слушателей и сопровождались многочисленными вопросами и активным обсуждением. Аналогичный спецкурс был прочитан с 14 по 29 марта на всех курсах всех отделений Семинарии. Для студентов-очников были подробно освещены темы, имеющие отношение к жизни Духовных школ: реформа образования, практика рукоположений, вопросы приходской жизни. В 2011/12 учебном году на курсах повышения квалификации духовенства, которые пройдут в марте-мае 2012 года будут изучены все новые документы Священноначалия. Напоминаю, что все официальные документы, которые каждому из вас необходимо внимательно изучать и использовать в своем служении, публикуются в "Журнале Московской Патриархи", который до сих пор выписывают и читают далеко не все клирики нашей епархии, что является недопустимым безразличием к церковной жизни.
В 2011 году состоялось одиннадцать заседаний Епархиального совета (7 февраля, 14 марта, 18 апреля, 23 и 24 июня, 15 и 27 июля, 2 сентября, 11 октября, 15 ноября, 27 декабря). В ходе заседаний рассматривались все текущие вопросы жизнедеятельности епархии. Как я уже отметил в предыдущем разделе, большое внимание Епархиальный совет уделил вопросам исполнения определений Архиерейского Собора и Священного Синода. Остановлюсь на некоторых важных решениях епархиального совета.
Отвечая на требования церковной жизни Епархиальный Совет на своем заседании 27 декабря 2011 г. образовал 3 новых благочиния:
Приходы архиерейского подчинения объединил в благочиние, благочинным назначен иерей Александр Сукачев, клирик Благовещенского кафедрального собора.
Образован Грибановский церковный округ в состав которого вошли приходы Грибановского и Терновского районов, благочинным назначен иеромонах Павел (Журавлев), настоятель Богоявленского храма п.г.т. Грибановский, Воронежской области.
Эртильское благочиние преобразовано в Аннинский церковный округ в который вошли храмы Аннинского, Эртильского и Панинского районов. Благочинным назначен иерей Глеб Патрахин, клирик Христо-Рождественского храма п.г.т. Анна, Воронежской области.
Образован новый Кантемировский церковный округ в состав которого вошли приходы Кантемировского и Богучарского районов. Благочинным назначен протоиерей Николай Давыдов, настоятель Троицкого храма р.п. Кантемировка, Воронежской области.
Борисоглебское благочиние сохранило за собой приходы Борисоглебского и Поворинского районов.
Павловское благочиние включает в себя храмы Павловского и Верхне-Мамонского районов.
Россошанское благочиние объединяет приходы Россошанского и Ольховатского районов, благочинным назначен архимандрит Кирилл (Костиков), настоятель храмового комплекса в составе Ильинского и Александро-Невского храмов г. Россошь, Воронежской области.
Нами были произведены новые назначения. В связи с хиротонией во епископа Острогожского, викария Воронежской и Борисоглебской епархии Андрея, на должность секретаря Епархиального управления назначен ключарь Благовещенского кафедрального собора протоиерей Андрей Скакалин. Произошли кадровые изменения в руководстве епархиальных отделов: руководителем миссионерского отдела вместо прот. Александра Домусчи был назначен преподаватель семинарии Федянин А.В., отдела по церковной благотворительности и социальному служению вместо скончавшегося прот. Владимира Кириллова – прот. Виталий Давидюк, настоятель храма во имя ап. Андрея Первозванного г. Воронежа, отдела по работе с казачеством вместо прот. Михаила Чепрасова – свящ. Димитрий Пинчук, клирик храма во имя св. пророка Илии г. Воронежа, председатель издательского отдела – прот. Андрей Изакар. Были созданы новые епархиальные структуры и назначены их руководители: епархиальная попечительская комиссия (создана во исполнение решения Архиерейского Собора о материальной и социальной поддержке священнослужителей и работников религиозных организаций и членов их семей) – прот. Василий Володько, настоятель Воскресенского храма г. Воронежа, информационный отдел – Меньшикова Т.Г., информационная служба – протодиакон Николай Терпугов, отдел по сотрудничеству с приграничными епархиями Украинской Православной Церкви – прот. Андрей Скакалин, отдел по работе с наркозависимыми – прот. Петр Петров.
Все эти кадровые перемены призваны активизировать епархиальную жизнь в свете решений принятых Архиерейским Собором 2011 года и последующими заседаниями Священного Синода. К этому же призвано формирование коллегий отделов. В каждом благочинии должны быть ответственные по всем направлениям епархиальной деятельности, а епархиальные отделы, призваны в первую очередь заниматься координацией работы на местах, обязаны регулярно созывать совещания (коллегии) ответственных за соответствующую сферу деятельности. На этих совещаниях необходимо осуществлять четкое планирование предстоящей работы, анализ успехов и недостатков деятельности, решать вопросы формирования бюджетов отделов и финансирования плановых мероприятий и различного рода разовых акций. В настоящее время проведены подобные совещания трех отделов: миссионерского, образования и катехизации, социального служения. Надеюсь, что все эти мероприятия будут не формальными, а конструктивными и практичными. Не забывайте, что сейчас неуместно проводить мероприятия для галочки и заниматься пустословием и бумаготворчеством. Каждое мероприятие должно иметь четкие цели, формы и методы исполнения. Я вновь призываю духовенство и мирян к ответственному отношению к каждому церковному послушанию. Сегодня это тем более важно, что роль священника, роль церковного присутствия в обществе многократно возрастает. Красивые слова, не подкрепленные примером праведной жизни, неподдельным духовным отношением ко всему происходящему, ответственным отношением и подлинной церковностью могут сослужить "медвежью услугу". Не забывайте, что в обществе нарастают антиклерикальные настроения и любое наше необдуманное действие или слово может стать поводом для нападок на Церковь. Нельзя сбрасывать со счетов и многочисленных раскольников и сектантов, добра и успехов Церкви, само собой разумеется, не желающих.
Существенной проблемой остается взаимная несогласованность работы епархиальных отделов. Отделы по-прежнему дублируют деятельность друг друга, об одних и тех же мероприятиях одновременно отчитываются различные епархиальные структуры, при этом нередко остается совершенно неясным ни организатор, ни цель мероприятия. Создание перспективных планов работы епархиальных структур и проведение их совещаний, надеюсь, позволит, по крайней мере, отчасти, снять данную проблему.
На совещании епархиальных миссионеров я подчеркнул, что необходимо создать при каждом приходе нашей епархии приходское консультирование и наладить работу приходских миссионеров. Напоминаю также, что недопустимо совершение Таинства Крещения без предварительной подготовки и собеседования со взрослыми крещаемыми, родителями и восприемниками детей. В идеале подобные собеседования должны проводиться и с молодоженами перед совершением Таинства браковенчания. Не забывайте, что согласно общецерковному решению во всех благочиннических центрах и во всех крупных приходах должна быть штатная оплачиваемая должность катехизатора.
Отдел епархиального отдела религиозного образования и катехизации продолжил свою работу в тех направлениях, которые стали традиционными для его деятельности: работа с воскресными школами, введение "Основ православной культуры" в общеобразовательных учреждениях и подготовка педагогов. В каждом благочинии епархии в этом году была введена должность штатного педагога-методиста, который работает в тесном сотрудничестве с помощником благочинного по образованию, входя с ним в методический совет благочиния. Небольшая статистика: количество образовательных учреждений, в которых преподаются ОПК, выросло по сравнению с прошлым годом на 17%, количество факультативных занятий – на 2% (1108 факультативов в 592 образовательных учреждениях), в епархии 105 воскресных школ, в которых трудятся 290 преподавателей. К сожалению, уровень воскресных школ на разных приходах весьма неоднороден и зачастую оставляет желать лучшего. Прошу благочинных и настоятелей обратить на это особое внимание.
Еще раз повторю то, что я сказал 30 ноября на совещании сотрудников епархиального отдела по церковной благотворительности и ответственных за социальное служение в благочиниях епархии. Отдел переживает новый этап развития и обновления деятельности. Отделу по церковной благотворительности нужно тесно сотрудничать с другими отделами социальной направленности. Благотворительность – это не какой-то сиюминутный вопрос, для решения которого необходимы только лишь финансовые средства. Необходимо в рамках приходов мобилизовать актив, чтобы люди с душевным участием занимались специфичными для данного прихода вопросами. Большое значение Святейший Патриарх Кирилл придает введению обязательной должности социального работника в благочиниях и на крупных приходах.
Начала активно работать и новосозданная Попечительская комиссия по материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций, а также членов их семей.
Интересным новым направлением в социальной работе в разных благочиниях стало создание патронажных служб, в том числе курсов патронажных сестер.
Конечно, в одном докладе невозможно отразить деятельность всех епархиальных структур, тем более что в епархии достаточно активно развивается и молодежное служение, и работа благочиннических, монастырских и приходских интернет-сайтов и изданий, тюремное служение, работа с силовыми структурами и социальная работа. Но, к слову, отмечу, что при положительной динамике нам рано успокаиваться, так как из ряда отчетов епархиальных отделов и благочиний практически невозможно вычленить рациональное зерно. Понятно, что работа ведется, однако, описана она таким образом, что ни ее значение, ни содержание, ни, например, новаторский характер, ни церковная польза не ясны, прошу обратить на это внимание.
В этом году прошли проверки ревизионной комиссии на 10 приходах епархии. С удовлетворением хочу отметить, что подавляющее большинство замечаний, которые озвучивались нами в прошлые годы, были исправлены и устранены. При этом призываю благочинных и настоятелей храмов со вниманием отнестись к такой относительно новой и сложной проблеме – в последнее время значительно возрастают и усложняются требования со стороны различных светских финансовых, банковских, юридических, государственных и иных структур разных уровней к оформлению документов, срокам их предоставления в различные инстанции, их хранению, различным формам отчетности. В связи с этим необходимо, чтобы бухгалтерский учет, кадровое и иное делопроизводство (в том числе отчетность в различные структуры) осуществляли опытные, компетентные, профессиональные специалисты, способные учитывать все необходимые нюансы современного документооборота. Напоминаю также о необходимости согласования с органами управления культуры всех реставрационных, ремонтных и строительных работ, которые планируется проводить в храмах, являющихся памятниками культуры и архитектуры.
К сожалению, по-прежнему одной из основных тем заседаний епархиального совета остается проблема дисциплины духовенства. Приходилось говорить о недостойном поведении, пьянстве, блуде и порочной семейной жизни, приводящих к разводам в священнических семьях, о рукоприкладстве, нарушении государственного законодательства и других проявлениях недостойного поведения, напрямую нарушающих апостольские заповеди о качествах духовенства, ибо носитель священного сана: "должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую. Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим. Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса" (1Тим.3:2-13). Почти на каждом заседании Епархиального совета рассматривалось вызывающее соблазн поведение священника Всеволода Зализняка, иеродиакона Алексия (Самсонова), иеромонаха Петра (Белова), священника Сергия Левищева, священника Игоря Зайкина, диакона Алексия Духанина. Конечно, епархиальное управление старается своевременно принимать необходимее меры и административные решения. Нам пришлось сменить наместника в Серафимовском монастыре: вместо не справившегося со своей страстью к винопитию игумена Серафима (Ключанцева) исполняющим обязанности наместника назначен иеромонах Марк (Хомич).
Приведу горькую статистику. В епархии в настоящее время 15 штатных (на 4 больше чем в предыдущем году) и 2 заштатных клирика запрещены в священнослужении, потому что забыли о своем призвании и долге быть примером для верных в слове и житии. Это протоиереи Василий Тищук и Анатолий Болотов, иеромонахи Даниил (Черой), Даниил (Седых) и Герман (Селезнев), священники Александр Лепенин, Владимир Шабанов, Сергий Воронин, Виктор Масленников, Сергий Грачев, Георгий Калинин, и Алексий Кувалдин, иеродиаконы Алексий (Самсонов) и Афинадор (Карташов), диакон Роман Кочетков, заштатные клирики иеромонах Петр (Белов) и диакон Павел Плоткин. К сожалению, порой приходится передавать личные дела отдельных клириков в церковный суд.
По состоянию на 21 декабря 2011 года проведено 7 заседаний Епархиального церковного суда по 3 делам. Полностью завершено рассмотрение дела о канонических нарушениях игумена Киприана (Ушакова), который осознанно отлучил себя от общения с Русской Православной Церковью. Он прекратил поминовение Святейшего Патриарха Кирилла и Правящего Архиерея, распространял оскорбительные клеветнические сведения в отношении священноначалия, находясь под запрещением в священнослужении совершал самочинные богослужения в частном доме и в общественных местах села Старотолучеево Богучарского района, проповедовал взгляды, противоречащие учению Православной Церкви и приводящие к смущению жителей села Старотолучеево и окрестных населенных пунктов. На основании вышеизложенного, епархиальный церковный суд постановил наложить на игумена Киприана (Ушакова) каноническое прещение в виде извержения из сана в соответствии с 31, 39, 55 Правилами Святых Апостолов, 5 Правилом Антиохийского Поместного Собора, 58 Правилом Лаодикийского Поместного Собора, 10 Правилом Карфагенского Поместного Собора. Данное решение после утверждения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и вступило в законную силу.
Епархиальный суд рассмотрел дело о каноническом положении запрещенного в священнослужении диакона Михаила Кулешова. Диакон Михаил Кулешов после развода, который инициировала его жена, вступил в повторный брак который так же распался, имеет намерение вступить в третий брак, не находя в себе силы находиться в безбрачном состоянии. Он не совершает диаконского служения уже около десяти лет, работает на заводе, храм посещает редко и возвращаться к священному служению, учитывая сложившуюся ситуацию, не желает. Епархиальный церковный суд принял решение об извержении диакона Михаила Кулешова из сана на основании 3 и 6 Правил Трулльского Собора и данное решение утверждено Святейшим Патриархом.
В стадии завершения находится дело о нарушении пастырской этики запрещенным клириком иеромонахом Петром (Беловым), повлекшей за собой весьма сложную ситуацию на приходах свв. бесср. Косьмы и Дамиана с. Осетровка и свт. Митрофана р/ц Верхний Мамон Павловского церковного округа. Есть надежда, что возникшие нестроения, конфликты между прихожанами, взаимные претензии и т.п., будут уврачеваны.
Весьма интересное впечатление складывается из отчетов благочиний – подавляющее большинство благочинных не знают реальной религиозной обстановки в своем округе. Не знают, какие религиозные общины иных конфессий присутствуют на их территории, какие секты ведут свою деятельность, совершенно не отличают традиционные конфессии от сектантских образований, а о существовании на территории епархии четырех строобрядческих приходов не знают даже те благочинные, в пределах округов которых они находятся. Как следствие – отсутствие четкой и ясной антисектантской деятельности.
Достаточно большое количество нововведений, принятых Священноначалием Русской Православной Церкви, связано с жизнедеятельностью монастырей. В соответствие с пунктом 25 Определения Освященного Архиерейского Собора 2011 года "О внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви": "Внутреннее совершенствование не только не противоречит, но и укрепляется богословскими знаниями: каждому монаху и монахине в возрасте до 40 лет желательно получить духовное образование, хотя бы на уровне училища, для чего епархиальным архиереям следует озаботиться организацией очного или заочного обучения монашествующих". В связи с определением Собора Воронежская семинария организовала следующие формы обучения монашествующих нашей епархии: обучение монашествующих и послушников мужских монастырей осуществляется по обычной форме заочного отделения, а для обучения насельниц женских монастырей внутри заочного отделения сформировано самостоятельное направление со специальной редакцией учебного плана (в нем нет дисциплин пастырской специализации). В октябре 2011 года был проведен набор на новое отделение, и 12-17 декабря началось проведение регулярных лекционных и зачетно-экзаменационных сессий. Первые отзывы об этом новом образовательном направлении в целом положительные и, надеюсь, что наш опыт получит дальнейшее развитие и будет совершенствоваться.
Архиерейским Собором и Священным Синодом, как я уже говорил выше, разработано "Положение о назначении на должность (освобождении от должности) игуменов (игумений) епархиальных монастырей". Более четко регламентирован статус, права и обязанности игуменов и игумений. В соответствии с новыми требованиями, все утвержденные Синодом игумены и игумении поставляются на это служение с вручением посоха, что и было совершено нами в епархиальных монастырях.
Хотя в целом в этом году епархиальное управление значительно меньше сталкивалось с проблемами и сложностями в святых обителях, тем не менее, ситуация в монастырях далека от идеальной. Выше я уже говорил о дисциплине и ответственности монашествующих и чтобы не повторяться еще раз призываю насельников всех монастырей к духовному бодрствованию. Надеюсь, что развитию монастырской жизни способствуют и ежегодные встречи монашествующих с Правящим Архиереем. Святейший Патриарх Кирилл, посещая Алексеево-Акатов монастырь во время своего визита в Воронеж, напомнил всем насельникам и насельницам монастырей о том, как важно, "чтобы многие люди, приходя сюда (в монастыри), молясь, соприкасаясь с подвигом монашествующих…, обретали духовную силу. А об ответственности, которая лежит на монашествующих, даже говорить не приходится, потому что монастырь для людей – это духовный центр, это пример жизни. Как важно, чтобы сама жизнь монашествующих была примером и никогда никому не служила соблазном".
Несколько слов о Воронежской Духовной Семинарии. По своим статистическим показателям сегодня она одна из самых больших в Русской Православной Церкви. На всех курсах и отделениях учатся 533 студента из 24 епархий Московского Патриархата: 113 на дневном отделении (73 на пастырском, 22 на регентском и 18 на иконописном), 306 на пастырском заочном, 32 на заочном отделении для насельниц женских монастырей и 60 на курсах повышения квалификации духовенства. В преподавательской корпорации 58 преподавателей теоретических и практических дисциплин, среди которых 2 доктора и 21 кандидат наук. Главной задачей учебно-методической работы в семинарии сегодня является постепенное вхождение Духовных школ в Болонский процесс, что было официально утверждено Архиерейским Собором, а также на заседании Священного Синода 22 марта 2011 г. Отмечу, что 21 декабря 2010 года семинария получила очередную пятилетнюю, а 10 августа 2011 года бессрочную Лицензию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки как высшее учебное заведение. Продолжается изучение и поэтапное решение вопроса о государственной аккредитации Воронежской Православной Духовной Семинарии. Для этого ведется пересмотр всех учебных планов в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения, сформирован учебно-методический отдел, создаются кафедры.
Силами нашей семинарии активно развивается взаимодействие со светскими высшими учебными заведениями как на уровне Совета ректоров вузов Воронежской области, так и с конкретными учебными заведениями. Несомненно, значительным событием уходящего года стало подписание 11 июля соглашения о сотрудничестве между Воронежским государственным университетом и Духовной семинарией. В рамках подписанного соглашения в ВГУ будет открыто направление магистратуры с рабочим названием "История православия", в работе которого будут участвовать преподаватели и студенты ВПДС и ВГУ. Ведется на постоянной основе совместная учебно-методическая и научно-исследовательская работа, проводятся совместные мероприятия. 29 августа состоялось подписание очередного трехстороннего договора о сотрудничестве между Воронежской епархией, семинарией и Воронежской государственной медицинской академией. Благодаря нашим добрым взаимоотношениям с Воронежским военным авиационным инженерным университетом в прошедшем году удавалось достаточно безболезненно решить вопрос о прохождении срочной военной службы в г. Воронеже студентами семинарии и клириками епархии. Сотрудничество с Воронежским филиалом Российского государственного социального университета позволяет с текущего года нашим клирикам и мирянам получить социальное и теологическое образование по государственным стандартам.
С мая 2011 года семинария проводит по благочиниям епархии встречи для потенциальных абитуриентов. Я призываю благочинных поддержать эту важную работу. Сегодня просто необходимо заботиться о привлечении в нашу духовную школу новых студентов. Епархиальный совет, в свою очередь, обратился к архиереям других епархий с предложением направлять желающих получить семинарское образование в Воронеж.
В этом году прошла общецерковная перепись библиотек. В целом показатели нашей епархии весьма неплохие. Однако до сих пор библиотеки отсутствуют во многих, даже крупных городских приходах, в том числе и в самом г. Воронеже. Такая ситуация недопустима, ее необходимо незамедлительно исправить.
После успешного прохождения в августе 2011 г. аттестации в Синодальном Отделе религиозного образования и катехизации и внесении в Реестр образовательных организаций Русской Православной Церкви, Традиционная гимназия во имя святителя Митрофана Воронежского готовится к предстоящей очередной аккредитации. Сегодня общее число сотрудников гимназии – 58 человек (в т.ч. педагогический персонал в количестве 25 человек, 8 воспитателей, логопед и психолог), обучаются 202 учащихся. Несмотря на все сложности, которые присутствуют в жизни гимназии, она продолжает развиваться.
Отрадно, что активно и повсеместно исполняется в нашей епархии решение Архиерейского Собора 2011 года "О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших". В соответствие с поручением Святейшего Патриарха Кирилла преподаватели семинарии, совместно с епархиальной комиссией по канонизации святых разработали программу спецкурса "Подвиг новомучеников и исповедников российских XX века", который уже читается в Духовной школе, и который планируется к повсеместному использованию в учебных заведениях и в различных просветительских мероприятиях по всей епархии. В большинстве случаев инициатива по исполнению данного документа Собора была совместной: серьезным изучением подвигов новомучеников, распространением их почитания среди народа Божия активно занимаются и семинария, и комиссия по канонизации святых, и гимназия. Создана основательная электронная база данных о Воронежских святых, подвижниках благочестия и репрессированных за веру в ХХ веке на Воронежской земле, которая содержит обширные агиографические (жития и жизнеописания), иконографические (иконы, прориси, портреты и фото), гимнографические (тропари, кондаки, акафисты, службы) материалы, посвященные святым и подвижникам благочестия Воронежского края. Почитанию новомучеников способствуют многочисленные просветительские поездки по благочиниям, ученические конференции, лекции, церковно- краеведческие исследования, которых в этом году было весьма значительное количество по всей епархии. Из благочиний в изучении подвига и почитании новомучеников показывают пример Борисоглебское, Бутурлиновское, Новохоперское и Россошанское. Знаменательно, что к таким памятным датам как 140-летие со дня рождения епископа Бутурлиновского Митрофана (Поликарпова) и 130-летия со дня рождения святителя Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского были приурочены различные мероприятия. Мы все молитвенно обращаемся к святым и подвижникам благочестия Воронежского края, чтобы они благословили и поддержали наши труды.
Завершая основную часть своего доклада, хочу в качестве пожелания привести цитату из резолюции Святейшего Патриарха Кирилла на годовом отчете нашей епархии за 2010 год: "Заслуживает высокой оценки увеличение количества приходов, храмов, штатных клириков…, увеличение студенческого состава семинарии. Следует положительно оценить и деятельность епархиальных отделов социальной направленности, хорошо организованные мероприятия по противодействию алкогольной и наркотической угрозе, профилактике абортов. Отрадно отметить активную позицию миссионерского отдела… Также радует увеличивающееся число воскресных и общеобразовательных школ, в которых преподаются "Основы православной культуры". Желаю епархии не останавливаться на достигнутом, развивать положительные инициативы, не забывая и о качественной составляющей… Прошу обратить особое внимание на реализацию решений Архиерейского Собора в области миссионерского и молодежного служения… Важно наладить координацию и сотрудничество в этой сфере между приходами".
В заключение своего доклада хочу, как и на каждом епархиальном собрании, обратить ваше внимание на те назидания, которые дарует нам Господь в Евангельском и апостольском чтении во все дни, когда проходят наши встречи. Святой апостол Павел напоминает нам, чтобы мы перестали быть в духовной жизни младенцами, а стремились бы к совершенству, ибо как говорит он "судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла" (Евр.5:12-14), а Господь и Спаситель призывает нас думать, прежде всего, не о том, что человеческое, а о том, что Божие (см. Мк.8:30-34).
Дорогие отцы, братия и сестры! Сердечно поздравляю всех вас с приближающимся Новолетием и светлым праздником Рождества Христова и молитвенно желаю всем помощи Божией в ваших трудах!".
Затем Высокопреосвященнейший Владыка Сергий обратил внимание духовенства на некоторые аспекты доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на заседании Епархиального собрания клириков г.Москвы, прошедшем 23 декабря в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. В частности, митрополит Сергий процитировал следующие фрагменты:
"Юридической службой Патриархии (в ответ на запросы с мест) до сведения московских приходов, монастырей и подворий было доведено содержание приказа Федеральной службы по тарифам, согласно которому расчет тарифов на электрическую энергию для религиозных организаций, содержащихся за счет прихожан, рекомендуется производить аналогично расчету тарифов для населения. Письменные отказы Мосэнерго в применении льготных тарифов следует направлять в Юридическую службу Московской Патриархии для принятия мер реагирования".
…
"Напряженность и тревожность, наблюдаемые во всем мире и связанные с последствиями духовно-нравственного кризиса человечества, зримо проявляются и в жизни стран, входящих в каноническое пространство Московского Патриархата.
Прежде всего, это выражается в социальном расслоении и массовом разочаровании в тех ценностях, с которыми на протяжении 20 лет было сопряжено упование на счастливое будущее, когда страны исторической Руси пытались найти новый вектор своего общественного развития.
К сожалению, смена политического вектора не может в корне изменить и осчастливить общество, если нет установки на преображение человеческой личности. В результате возможности новой эпохи привели не только к положительным, но и к значительным отрицательным последствиям.
Из-за кризиса системы ценностей человека и общества в кризисе оказались и многие стороны социальной жизни. Даже духовное возрождение в нашей стране парадоксальным образом совершается в условиях нарастающей моральной деградации некоторых слоев общества, а народная жизнь распадается на множество непересекающихся миров.
Одним из ярких проявлений этой тенденции стали массовый уход молодежи в компьютерные миры, отказ от живого общения с близкими и друзьями, существование под виртуальной маской. Наивное доверие нынешнего человека к информации, выложенной в социальных сетях, вкупе с нравственной дезориентированностью и утратой базисных ценностей делают наших современников особенно уязвимыми для манипулирования их сознанием.
Межэтнические проблемы также являются проявлением атомизации общества.
Этот процесс затрагивает не только большие социальные группы, но и даже семью, члены которой утрачивают способность быть единым целым. В итоге мы наблюдаем печальную картину: дети спешат уйти от родителей, родители живут работой, старшее поколение не только не пользуется заслуженным авторитетом, но и вовсе как бы "забыто" современной молодежью. Россия, Белоруссия, Украина и Молдова – одни из лидеров в мировом рейтинге стран по количеству разводов.
Усилия Русской Православной Церкви в значительной степени направлены на то, чтобы консолидировать наших современников, объединить разные народы, поколения, социальные группы вокруг общих дел ради ближних, страны, Церкви. Сегодня мой доклад и будет посвящен всем тем многочисленным начинаниям, которые, Господу содействующу, призваны принести благие плоды.
Добрым знаменьем того, что усилия наши не тщетны и богоугодны, стало явленное совсем недавно чудо великого народного единения в православной вере, чуда, осененного и благословленного древней афонской святыней. Самым впечатляющим событием в уходящем году неожиданно для многих, но не для православных, стало принесение в Москву и в ряд других городов России Пояса Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря.
И в самом деле, на различные митинги приходят сотни или тысячи, а к Матери Божией притекли миллионы наших православных сограждан, которым удалось приникнуть к святыне после многочасового стояния в круглосуточных очередях".
…
"Это мощное проявление народного благочестия может свидетельствовать о том, что Отечество наше действительно переживает ныне трудные и вместе с тем судьбоносные времена. Оно также может быть доказательством того, что многие люди духовно опамятовались, что общество постепенно приходит в себя.
Оно может говорить и о том, что немало наших современников охвачено смятением и тревогой перед лицом будущего, и потому они ищут защиты и поддержки в отеческой вере.
Как бы то ни было, нынешнее посещение России афонской святыней зримо и убедительно продемонстрировало тем, кто этого не знал или тщился не замечать: жива в народе нашем вера православная, а вместе с ней способность идти на самоограничение и жертву. Не эта ли способность на протяжении веков была движущей силой всех великих народных свершений?
Во времена испытаний и поврежденных межличностных связей на Церкви лежит особая ответственность, ибо силой веры и благодатью Божией могут вновь сплотиться люди для дел добра".
…
"Именно поэтому монастыри призваны хранить древние традиции иноческого делания, заботясь прежде всего о непреткновенном восхождении насельников по лестнице духовного совершенствования, ибо, по слову святителя Игнатия Брянчанинова, "исполнение евангельских заповедей всегда составляло и ныне составляет сущность иноческого делания и жительства.
Важно понимать, что путь к сердцу новоначального христианина лежит не только лишь через красоту церковной архитектуры и нашего богослужения, но через пример благочестивой монашеской жизни.
Одна из главных задач, которая стоит ныне перед руководством монастырей, заключается в том, чтобы, не откладывая в сторону планов по реставрации монастырских комплексов, обратить свое внимание на духовную жизнь и нравственное состояние насельников, а также мирян, спасающихся под сенью обителей".
…
"Что же касается "разработки чинов освящения жилых и отдельно нежилых (производственных) помещений", то не вижу настоятельной необходимости в создании двух различных чинов освящения.
Современный человек как минимум треть своей взрослой жизни проводит на работе. И чином благословения нового дома вполне покрывается попечение Церкви и о благостоянии дома, где люди трудятся, и о благоденствии пребывающих в нем работников".
…
"Представляется важным замечание протоиерея Леонида Ролдугина: "У нас отсутствует методологическая система разных уровней: для больших городских приходов, для малых и сельских приходов, для небольших городов, поселков, где что-то сделать можно только объединившись в межприходской центр, у которого будет больше возможностей, чем у какого-либо отдаленного отдельного села".
Согласен, что размер прихода, его месторасположение и финансовые возможности во многом определяют объем и характер внебогослужебной деятельности. Однако не думаю, что нам требуется создавать какую-то специальную формализованную методологию, описывающую все возможные случаи. Но вот что действительно важно: викарий, благочинный и настоятель должны совместно определять повестку дня работы каждого прихода с учетом вышеизложенных обстоятельств".
…
"Полагаю, что на уровне межприходского и межблагочиннического взаимодействия легче всего установить прочные горизонтальные связи между общинами, а также эффективно решать многие проблемы социального и молодежного служения".
…
"На приходе Живоначальной Троицы в Хорошеве с целью повышения ответственности, церковной грамотности и культуры общения работников храмов Успенского благочиния с прихожанами состоялись практические занятия для работников свечных ящиков, дежурных и продавцов церковных лавок.
На обучение было направлено 25 человек из 6 храмов Успенского благочиния. В частности, психологом были проведены групповые практические занятия по отработке различных моделей поведения сотрудников храмов в типичных и неординарных ситуациях, возникающих в процессе общения с прихожанами. В завершение тренинга все участники занятий в ходе собеседования успешно ответили на вопросы священника".
…
"Протоиерей Владимир Диваков делится мыслями, с которыми нельзя не согласиться и которые полезно услышать всем:
"При совершении Таинства Исповеди священнику следует проводить ее так, чтобы она не превращалась в допрос, чтобы священник сам был соучастником покаяния, поскольку многие исповедуемые грехи свойственны и ему самому".
…
"Протоиерей Леонид Ролдугин пишет: "Необходимо непременно сочетать образовательную деятельность прихода с воспитательской работой и участием воспитанников в храмовой церковной службе. Преподаватели должны быть в тесном контакте с родителями воспитанников и родительским комитетом".
…
"Отдельный вопрос – наше присутствие в Интернете. Всякий священнослужитель, участвующий в обсуждениях, дискуссиях в Фэйсбуке, твиттере, "живом журнале" и иных сетевых сообществах, должен постоянно помнить о той ответственности, которую накладывает на него выступление в публичном пространстве. Люди смотрят на вас в первую очередь как на священников. Неосторожные, а порой эпатирующие высказывания отдельных клириков бросают тень на всю Церковь Божию, вызывают волны ответных обсуждений в блогосфере, в которых предметом нападок становится не столько сам автор строк, сколько Русская Православная Церковь в целом. Никто не запрещает вам участвовать в жизни интернет-сообществ и оставлять свои комментарии в темах, но необходимо поступать с рассуждением и осмотрительностью".
…
"Призываю общины каждого будущего московского храма создать в Интернете страничку своего прихода, не дожидаясь, пока будут возведены стены и благоустроена храмовая территория. Такие сайты должны продемонстрировать, что строительство ведется для людей, которые уже осознали свою общность и мыслят себя как приход.
Приходской сайт должен быть не просто красивой открыткой, мертвым грузом, лежащим где-то в Интернете для отчетности. Обязательна информация о жизни прихода, богослужениях, клире, социальной и образовательной деятельности, о работе с детьми и молодежью, об организуемых паломничествах и праздниках, об истории прихода. Помимо этого он должен содержать такие разделы, которые бы объединяли людей и способствовали реализации их совместных начинаний".
…
"Интернет является важным подспорьем настоятелю и клиру в организации работы с молодыми людьми. Но, начиная знакомство в виртуальном пространстве, давая пастырские советы молодым людям, не забывайте возвращать наше юношество в реальность и выводить их из электронного зазеркалья к полноте настоящей жизни во Христе.
Хотелось бы отметить появившийся в этом году в социальной сети "ВКонтакте" миссионерский проект "Батюшка онлайн". Этот проект создан по инициативе Симбирской епархии, но на вопросы участников, которых набралось уже более девяти тысяч, помогают отвечать священники со всей России. Призываю московское духовенство по мере своих сил принимать участие в работе этой православной группы.
В прошлом году уже говорилось о важности инициативы портала "Православие и мир", взявшегося готовить и распространять электронную версию специального приложения, которое можно распечатывать на принтере и затем либо распространять в храмах в качестве информационно-просветительских листков, либо вывешивать на приходах в виде стенгазеты.
Хочу обратить ваше внимание на "Журнал Московской Патриархии" – официальное издание нашей Церкви. "Официальное" не значит скучное и сухое. Два года назад по моему благословению концепция журнала изменилась, и сегодня можно с уверенностью сказать, что это полезное и интересное издание для каждого священника не только в Москве, но и в любой епархии нашей Церкви. Журнал продолжает развиваться: с января 2012 года он будет выходить с видеоприложением, которое получит каждый подписчик. Идет разработка электронной версии журнала для таких популярных устройств, как планшетные компьютеры. Особое попечение Церкви о дальнейшем развитии нашего официального журнала проявилось в том, что в сентябре этого года создан Редакционный совет "Журнала Московской Патриархии". В него вошли руководители ряда синодальных учреждений. Председатель – митрополит Волоколамский Иларион, который уже деятельно включился в работу над журналом".
…
"Еще раз хотелось бы подчеркнуть: в современном мире Церковь обязана активно использовать информационное пространство как средство для проповеди Евангелия".
…
"Настоятель храма во имя святых бессребреников Космы и Дамиана в селе Космодемьянском протоиерей Сергий Куликов видит две главные проблемы, с которыми приходится сталкиваться при осуществлении социальной работы. Первая заключается в том, что главным источником финансирования социальной деятельности на приходах является храм, который не может в полном объеме содержать социальную службу прихода. Вторая сводится к тому, что бывает сложно привлечь к данному служению прихожан, а также найти волонтеров.
Это мнение разделяет протоиерей Леонид Ролдугин. Нужно помнить о том, что необходимые для социальной работы средства нам будут жертвовать наши же прихожане, многие из которых сами являются пенсионерами, инвалидами и больными.
Социальная работа включает в себя множество разных направлений. Справиться со всем этим объемом и разнообразием задач никакому приходу не по силам. Поэтому каждый приход должен выделить для себя одно-два наиболее важных и посильных направления социальной деятельности либо те вопросы, в решении которых уже накоплен необходимый опыт и имеются подготовленные исполнители".
…
"Особая проблема, упоминающаяся в ваших отзывах, это проблема коммуникации с молодежью, ее закрытость и скептицизм в отношении к людям Церкви. Некоторые решают этот вопрос тем, что начинают говорить с молодым поколением его языком и принимать его правила поведения. Думается, что это опасный путь, который может сформировать у молодежи ложное представление о Церкви. Не только содержание, но и формат нашей беседы с юношеством должен указывать ему на иной стиль мышления и поведения православных. Этот стиль отличен от того, к которому приучает их мир – он возвышает человека. Надо привлекать не напускной простоватостью, а глубиной евангельских идей и призывов".
…
"Мне представляется, что обеднению культуры и содержания современной жизни храмы и монастыри, ка
Митрополит Сергий возглавил заседание Епархиального собрания