21 января 2018 г • В Неделю по Богоявлении Глава Воронежской митрополии совершил богослужение в Благовещенском кафедральном соборе
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил служение Божественной литургии, за которой совершил рукоположение во диакона и во пресвитера.
В Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, в Благовещенском кафедральном соборе Воронежской епархии было совершено архиерейское богослужение. Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии, возглавил служение Божественной литургии. Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора.
Во время мирной ектении Правящий Архиерей совершил поставление во иподиакона Романа Борисова, воспитанника 5 курса Воронежской духовной семинарии.
Богослужебные песнопения исполняли смешанный хор Благовещенского кафедрального собора под управлением регента Ильи Ижогина и мужской митрополичий хор "Символ веры" под управлением диакона Серафима Дубанова.
По сугубой ектении Владыка Сергий вознес молитву о мире и преодолении междоусобной брани в Украине.
После Великого входа Архипастырь совершил рукоположение диакона Никиты Сладченко во иерея. По завершении Евхаристического канона была совершена диаконская хиротония - митрополит Сергий рукоположил иподиакона Романа Борисова во диакона.
Святых Христовых Таин за Литургией приобщились более 250 человек.
В этот день за Литургией, ввиду приближения времени Постной Триоди, кроме уставных чтений Недели по Богоявлении Церковным уставом предписано чтение Евангельского повествования о Закхее:
"В те дни вошел Иисус в Иерихон. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Лк. 94 зач., XIX, 1-10. Синодальный перевод).
"Мытари - это люди, которые собирали подать в пользу римского государства (евреи в то время были порабощенным народом, находились под властью римлян) да еще часть брали себе. По этой причине со стороны народа и со стороны народных вождей, фарисеев, они пользовались очень плохой репутацией. Даже общение с ними, а тем более с их начальником, воспринималось как недостойное, нечистое. С другой стороны, мытари всегда могли и донести властям, и сделать любую пакость. Поэтому Закхея воспринимали с ненавистью, страхом и одновременно с некоторым почтением.
И вот этот Закхей, который был, как говорится в Евангелии, маленького роста и не мог из-за толпы, встречавшей Иисуса, Его видеть, вдруг взял и залез на дерево. Если перенестись в то время, можно себе представить, как реагировали окружающие люди, особенно дети, - так же, как если бы сейчас какой-нибудь солидный человек, известный всем окружающим начальник, залез на дерево. Наверное, крутили пальцем около виска, кто-то хихикал, кто-то смеялся, но Закхей в это время находился в состоянии такого благого воодушевления, что его желание видеть Иисуса сделало совершенно ничтожным все, противоречившее этому. В этот момент он абсолютно не думал о том, какое производит впечатление на людей, на Самого Иисуса. Если мы всмотримся в самих себя, то обнаружим, что у нас такой любви, такого желания встречи с Богом нет! У нас они всегда сопровождаются разного рода оговорками. Когда человек несет подвиг Христа ради юродства или, вообще-то не считая себя Христа ради юродивым, ради любви к Богу совершает юродивые поступки, тогда он находится в чине Закхея. Когда начинается некоторый расчет и соизмерение: "А будет ли это удобно, а будет ли это прилично, а что обо мне скажут люди?" - значит, мы в эту меру Закхееву не пришли.
И когда Господь увидел Закхея, Он сказал: Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме (Лк. 19: 5), - и Закхей принял Его с радостью. Фарисеи, и не только фарисеи, роптали на Господа и говорили, что Он пришел в дом к грешному человеку.
А у Закхея покаяние продолжалось и углублялось. И он сказал: Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19: 8). Здесь тоже речь идет о нас, о нашем выборе: копить свое или отдать нищим. Для этого не обязательно быть человеком богатым в плане денег. Каждый применительно к себе может подумать, в какой степени он дает то, что может давать, и в какой степени он замыкается на том, что имеет. Обратим внимание еще вот на что. Покаянные действия исходили исключительно от Закхея, но сила благодатного преображения была такова, что Господь сказал: "Ныне пришло спасение дому сему" (Лк. 19: 9), - то есть всей, скажем в современных выражениях, домашней Церкви, которая через это пребывание Господа воистину стала Церковью спасаемой. И Господь заключает это словами: "Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Лк. 19: 10). Это, если можно так выразиться, модель для наших взаимоотношений с Богом. Здесь достаточно ясно, что именно идет от Господа и как много зависит от человека, с какой готовностью он на слова Христа - "Мне сегодня надо быть в твоем доме" - отзовется. Перед этим у Закхея была самоотверженная решимость увидеть Господа. В духовной жизни мы часто ставим себе пределы и этим отличаемся от святых, которые своей решимостью снискали истинное членство в Теле Христовом. А Закхей сначала проявил решимость и откликнулся на слова Господа. И после этих его действий пришла благодать, а дальше он опять действовал сам. Вот как много зависит от человека!" (Протоиерей Александр Геронимус. http://www.pravoslavie.ru)
"Вне присутствия Христова Закхей прожил бы свой греховный век, как и все другие мытари, умер бы презираемым и проклинаемым – и был бы забыт. Его имя никогда не вписалось бы в Евангелие на земле и в Книгу Живых на небесах. Но присутствие Бога Живого оживило его душу, до того умерщвленную страстью сребролюбия, и сделало его новым человеком, возрожденным и воскресшим из мертвых. Сие есть бессмертный урок всем людям, научающий, что никто из смертных не может спастись от своей греховной болезни без помощи Господа нашего Иисуса Христа". (Святитель Николай Сербский; см ссылку внизу страницы).
Святитель Николай Сербский: "Евангелие о покаявшемся Закхее"