21 февраля 2018 г • Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил первую в наступившей святой Четыредесятнице литургию Преждеосвященных Даров
Архиерейское богослужение совершено в Благовещенском кафедральном соборе
Главе Воронежской митрополии сослужили клирики кафедрального собора.
Перед литургией были совершены уставные великопостные богослужения - утреня, часы и изобразительны.
Чин литургии Преждеосвященных Даров был, согласно предания, составлен и введен в церковную практику святителем Григорием Великим (Двоесловом), папой Римским (+604). Совершается в Великий пост по средам и пятницам, в четверг пятой недели Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. По случаю храмовых праздников или праздников в честь святых угодников Божиих она может быть совершена и в другие дни Великого поста – например, в дни празднования обретения главы святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна или в день памяти сорока мучеников Севастийских.
Литургия Преждеосвященных Даров, как показывает само ее название, отличается тем, что на ней предлагаются для причащения Святые Дары, уже освященные прежде. Поэтому Литургия Преждеосвященных Даров не содержит проскомидии, она совершается в соединении с вечерней. В чин входят две части: литургия оглашенных (на которой разрешается присутствовать оглашенным) и литургия верных.
Литургия оглашенных состоит из благословения, предначинательного псалма, чтения священником светильничных молитв, великой ектении, кафизмы, стихир на "Господи воззвах", входа с кадилом или с Евангелием, пения "Свете тихий", чтения паримий, молитвы Ефрема Сирина, двух ектений: сугубой и об оглашенных.
Литургия верных: начинается с великого входа с Преждеосвященными Дарами во время пения молитвы "Ныне силы небесныя...", затем следуют просительная ектения, пение молитвы "Отче наш", причащение священнослужителей, причащение мирян, заамвонная молитва, псалом 33 и отпуст.
Повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы утверждено 52-м правилом Шестого Вселенского Собора, чтобы не лишать верующих таинственного общения с Господом и, вместе с тем, не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии.