18 июня 2018 г • Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий: "У человека, пришедшего к христианству, появляется другое восприятие жизни"
Прямая линия общения жителей региона с Главой Воронежской митрополии, организованная РИА "Воронеж", состоялась 15 июня 2018 года. Публикуем наиболее важные и интересные фрагменты беседы с Архипастырем.
- В чем смысл Петрова поста, чем он важен для христиан? Почему вообще постных дней в году больше, чем "скоромных" - разве пища так важна для нашей веры?
- Каждый пост имеет историческое обоснование. Основной причиной введения постов являлось побуждение верующих к благочестивой жизни. Когда прекратились гонения на Церковь, люди начали искать новые пути духовных подвигов. Так, в IV веке после Миланского эдикта Константина Великого возник институт монашества. Сначала подвижничество существовало только в монастырях, но затем и общественный уклад жизни стал входить в богослужебные рамки, появилось определение постных дней и периодов постов.
Сейчас у нас четыре поста: сорокадневный Великий, по числу дней, которые Христос провел в посте и молитве в пустыне; Рождественский перед Рождеством Христовым, Успенский - в честь Божией Матери и пост в честь подвига святых первоверховных апостолов Петра и Павла, которые фактически организовали Церковь, в том числе и как административную структуру.
Длительность Петрова поста зависит от времени наступления Пасхи. Он может продолжаться от одной недели и до шести, если Пасха ранняя, как в этом году. Оканчивается он всегда 11 июля, накануне дня памяти святых апостолов Петра и Павла.
Самый строгий пост – Великий. В отдельные недели предписывается не вкушать даже растительного масла. Второй по строгости – Успенский пост. Во время Рождественского и Петрова постов разрешается вкушение рыбы. Каждая среда и пятница – также постные дни.
В Православии постное время действительно занимает большую часть года. Для воцерковленного человека в этом нет ничего страшного. Однако того, кто только входит в практику церковной жизни, это немного пугает. Но в таких ситуациях священник может благословить человеку некоторые послабления, ведь главное – это нравственный настрой!
Пища действительно влияет на духовное состояние человека. Постная еда способствует и физическому очищению организма и духовному, проясняется сознание. Но если мы будем соблюдать только физический пост, не практикуя духовного, то совершим непоправимую ошибку. Такой "пост" может, наоборот, увести от Бога. Поэтому кроме воздержания в еде в такие дни предписывается больше времени уделять молитве, деланию добрых дел, воздержанию от каких бы то ни было искушений в повседневной жизни. Необходимо соблюдать баланс духовного поста и физического.
- В Курске, Белгороде, Тамбове существуют памятники жертвам политических репрессий. В Воронеже даже в пределах города, не считая Дубовки, существует много мест, где расстреливали людей, в том числе верующих, священнослужителей, монахов. Но у нас такого памятника нет. Может быть, следует поставить памятный крест или часовню на одном из мест, где захоронены невинно убиенные?
- Жертвы репрессий, несомненно, заслуживают того, чтобы их память почиталась! Но нужен ли единый, центральный, памятник в Воронеже, я не уверен. У нас каждый населенный пункт хранит память о людях, которые страдали и погибали за веру, за то, что не так вписывались в политическую жизнь страны. Воронеж не является уникальным городом в этом отношении. Таких захоронений по нашей области очень много. Они почитаются, там строятся часовни, организовываются крестные ходы к памятным местам.
При этом мы не можем определить точное количество жертв даже среди священнослужителей. Так, например, когда велись поиски мощей святителя Антония (Смирницкого), в качестве возможных указывались сразу несколько мест его погребения. В итоге выяснилось, что ни в одной из могил останки не принадлежали владыке Антонию. А мощи священномученика Петра (Зверева) сохранились лишь потому, что он был похоронен на Соловках в отдельной могиле. Сотни же и тысячи других погибших и замученных в лагерях священнослужителей остаются неопознанными.
Что касается мемориала в Дубовке, мы давно подняли этот вопрос и надеемся, там будет построена часовня.
-Мой родственник совершил самоубийство. Можно ли за него молиться, ставить свечи?
- Я вам могу посоветовать творить милостыню в его память. Можно помогать нуждающимся деньгами, можно кому-то купить продукты питания и попросить помолиться за вашего родственника. Вы сами после утренней молитвы обязательно поминайте его. В храме вы можете о нем молиться, но подавать записки с его именем для поминания священником за богослужением нельзя. Он покончил со своей жизнью. Это самый тяжкий грех! Но это был его свободный выбор. И сделал он его не из каких-то добрых побуждений, не ради спасения кого-то и не при исполнении долга… Нужно было беречь его и заботиться о нем, пока он был жив. А сейчас он на определении Божием, и вы можете помочь ему лишь своей молитвой. Уповайте на милость Божию!
- Сейчас идет Чемпионат мира по футболу. Уместен ли для верующего человека спортивный азарт? Являетесь ли Вы болельщиком и как в целом относитесь к спорту?
- Азарт для болельщиков может быть разрушительным. Часто к ним применяют определение "фанат". А фанатики - это люди, которые не управляют своим сознанием и своей волей. После матча такие "фанаты" устраивают драки, учиняют беспорядки на улицах, крушат машины, витрины магазинов и творят другие бесчинства. Такой "азарт" – это, безусловно, грех.
В эти дни в России проходит долгожданный для многих Чемпионат мира по футболу. И нет, наверное, человека, который не желал бы успеха своей команде. В этом отношении я - болельщик. Но для меня пропустить какую-то игру ничего не значит, просто потом узнаю счет. Желаю всем умеренности - это золотое качество.
- Можно ли проводить отпевание дома или на кладбище, а не в храме?
- Правильно отпевать усопшего именно в храме, где собираются люди, чтобы помолиться за него. Ведь нет ничего выше совместной молитвы. Покойника приносят не в пустой храм, а во время Литургии, поминают его особым образом не только священник, но и все прихожане! Новопреставленный человек поставляется в центр храма на место иконы, чтобы люди поучились от его жизни и взяли что-то хорошее. Но, если в силу каких-то обстоятельств вы не можете последовать такой практике, то отпевание может быть совершено и вне храма.
- Воронеж – город воинской славы, и его жители внесли огромный вклад в Победу. Известно ли, как действовали в годы войны воронежские священники? Есть ли сейчас в нашей митрополии священники-фронтовики?
- Перед войной была объявлена атеистическая пятилетка. В 1937 году практически все духовенство было посажено в тюрьмы или расстреляно. И хотя во время войны всякая антирелигиозная пропаганда была запрещена, годы богоборчества сделали свое дело.
Так, в Воронеже больше десяти лет не было ни одного епископа. А священники или лежали в могилах или сидели тюрьмах. Действующих храмов на всю область не набралось бы и десятка. Но как только стало возможным Церкви возродить административную деятельность, это тут же произошло, а деньги были направлены не на церковные нужды, а на нужды государства, оборону страны. На действовавших приходах верующие собирали значительные суммы, которые шли на формирование танковых дивизий и летных эскадрилий. Значительный вклад в общее дело внес Борисоглебск, избежавший оккупации.
К сожалению, в Воронежской епархии священников-фронтовиков в живых сейчас уже не осталось.
- Люди какого возраста сейчас в основном являются прихожанами храмов? Насколько близка религия современной молодежи?
- Сегодня наши прихожане очень "помолодели". В основном это люди среднего возраста, до 50 лет. А пожилых становится меньше. Раньше ведь бабушки были единственными молитвенниками в семьях и, несмотря на немощь, ходили в храм. Теперь же они знают, что их дети и внуки сами могут помолиться.
Работа с молодежью идет, и интерес к Церкви молодые люди проявляют. Мы стараемся привлечь их к благотворительности, волонтерскому движению. Многие ребята, выпускники воскресных школ, поступают в вузы и, чувствуя некую неудовлетворенность, ставят перед администрацией вопросы открытия домовых храмов, организации просветительской работы и так далее. Такие группы есть практически в каждом институте.
Говорить о Христе нужно! И нужно давать возможность молодежи задуматься. Насильно никого в храм не привести и удержать там невозможно. Важно почувствовать интерес к церковной жизни, изменить восприятие мира. А для этого необходимо желание самого молодого человека!
- Скажите, Владыка, как прихожане храмов нашей епархии отнеслись к теме повышения пенсионного возраста?
- Надо принять во внимание, что это очень глубокая нравственная проблема, которая уходит корнями в прошлые десятилетия. В нашей стране делают много абортов, ленятся рожать детей. Встает закономерный вопрос: кто будет кормить старшее поколение?
Поэтому правительству приходится думать о том, какие меры предпринять. Понятно, что повышение возраста выхода на пенсию, вызвано таким экономическим фактором как сокращение количества работающих граждан. Конечно, у людей сейчас много огорчения и недопонимая… Но это необходимость, с которой придется считаться.
Молодому поколению не нужно бояться ответственности иметь детей. И не одного ребенка, а как минимум трех в каждой семье! Воспитывать их так, чтобы они были поддержкой родителям и опорой своей стране.