11 сентября 2018 г • Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Великое освящение новопостроенного храма
Храм в активно развивающемся воронежском микрорайоне Шилово освящен во имя святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца.
Поселок Шилово (ныне входит в Советский район г. Воронежа) расположен на левом берегу Дона, при впадении в него реки Воронеж. Статус поселка городского типа имел с 1986 года; первоначально храма в поселке не было. Православная община зарегистрирована в 1999 году. В 2001 году городской администрацией общине был выделен участок земли для проектирования и строительства храма во имя святителя Тихона Задонского. 3 июня 2001 года по благословению Правящего Архиерея было совершено освящение выделенной для будущего храма территории. В феврале-марте 2008 г. был заложен фундамент будущего храма.
2 апреля 2008 года Указом митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия настоятелем храма был назначен священник Олег Решетченко. С этого времени в п. Шилово стали совершаться регулярные богослужения и начались строительные работы по возведению храма. Автор проекта храма А.А. Радин. Храм пятикупольный, имеет форму основания в виде креста. Площадь храма 136,8 кв.м.
После долгих лет трудов множества участников созидания нового храма, 11 сентября 2018 года, в день памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Глава Воронежской митрополии Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Воронежский и Лискинский, прибыл в микрорайон Шилово, чтобы совершить Великое освящение новопостроенного храма во имя святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца.
В совершении Великого освящения храма и служении Божественной литургии Высокопреосвященнейшему Владыке Сергию сослужили благочинный Всесвятского церковного округа протоиерей Владимир Левшук, настоятель храма во имя святителя Антония Воронежского микрорайона Тенистый протоиерей Николай Бабич, благочинный Новоусманского церковного округа протоиерей Сергий Дорофеев и настоятель храма во имя святителя Тихона Задонского священник Олег Решетченко.
Богослужебные песнопения молитвенно исполнял хор Свято-Тихоновского храма.
Через священнодействия чина Великого освящения храм обретает особую благодать Божию. Вначале совершаются действия с главным предметом алтаря - Престолом. После утверждения на столпах престольной доски, прибиваемой четырьмя кованными гвоздями (по числу гвоздей при распятии Господа Иисуса Христа на Кресте). Седует отметить, что в Митрофановском храме совершалось освящение не только главного престола во имя святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, но и приставного Престола во имя преподобного Макария Унженского, имя которого воспринял святитель Митрофан при пострижении в Великую схиму.
Затем отверзаются до той поры закрытые Царские врата и Архиерей, преклонив колена вместе с верующими, читает у Царских врат молитву, в которой, подобно Соломону, просит Господа ниспослать Пресвятого Духа и освятить храм и жертвенник сей, чтобы бескровные Жертвы, возносимые на нем, были приняты в Небесный жертвенник и низвели на всех молящихся Божественную благодать: "Владыко, Господи Боже наш, упование всех концев земли, услыши нас грешных, молящихся тебе и ниспосли Пресвятаго Твоего и покланяемаго и всесильного Духа и освяти храм сей и жертвенник сей и исполни его света присносущнаго, избери его в жилище Твое, сотвори его место селения славы Твоея, украси его Божественными Твоими и премирными дарованьми; устави его пристанище обуреваемых, врачевство страстей, прибежище немощных, бесов прогонение: во еже быти очесам Твоим отверстым на него день и нощь и ушесам твоим внемлющим в молитву со страхом Твоим и благоговенством в него приходящих и призывающих всечестное и покланяемое имя Твое: да елика воспросят у Тебе и Ты услышиши на Небеси горе и сотвориши милость и милостив будеши: сохрани его даже до скончания века непоколебима..." (Из молитвы чина Великого освящения храма).
Вновь затворяются Царские врата и следует омовение престола и жертвенника водою - знак духовного очищения. Возлияние розовой воды напоминает о том мире, которое принесли жены ко гробу Христа. Возливаемое на Престол красное вино - образ крови Спасителя, пролитой на Голгофе, которая прообразовала все христианские жертвенники. После возливания воды, а затем красного вина Архиерей с сослужащим духовенством отирает Престол губками и белыми полотенцами. Затем, при пении духовенством хвалебной песни Богу "Аллилуиа", митрополит Сергий помазал Престол святым Миром.
После омовения и помазания святым Миром Престол был облачен в священные одежды. Владыка Сергий возжег первую лампаду и поставил ее на Престоле, словно в сердце храма, откуда должен изливаться духовный свет на всю просвещаемую церковь. Затем митрополит Сергий со свечой в руках совершил каждение Престола, жертвенника, алтаря и всего храма. Следом шли священнослужители: один из них окроплял стены храма святой водой, а другой помазывал святым Миром крестообразно четыре стены храма, начиная с Горнего места в алтаре и далее над южными, западными и северными церковными вратами.
После каждения, окропления и помазания внутренних стен храма было совершено торжественное шествие со святыми мощами, которые Владыка Сергий на дискосе нес возвышенно у своей главы. Святые мощи после внесения их в алтарь были вложены в антиминс (плат с изображением положения Господа Иисуса Христа во гроб; на нем совершается Божественная литургия) и в основание Престола. Это древний обычай Церкви - без мощей святых мучеников не могут совершаться священнодействия Литургии. Вложение мощей в антиминс и поставление под престол совершается в соответствии со словами апостола Иоанна Богослова, который в откровении видел на Небесах перед лицом Божиим алтарь и под ним "души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели" (Апок. 6: 9). Таким образом, святые, будучи участниками смерти Христа Спасителя, делаются и участниками славы Господа (Рим. 6: 5).
Вложив святые мощи в антиминс Архипастырь совершает надписание его с указанием дня освящения и храма, для священнодействий в котором он освящен.
Чинопоследование освящения оканчивается коленопреклоненной молитвой, в которой Архиерей со всем народом молит Господа, обновившего нас через Сына Своего по благодати Святого Духа и благоволившего издревле обновлять Свое творение образами Нового Завета в древней Скинии и храме Соломонове, воззреть милостиво на рабов Своих в новом жилище Своей Славы и обновить их Духом Святым, даровать православным победы, священникам мир и единомыслие, благочестивым же строителям храма спасение и оставление грехов и дары духовные для поклонения Единому Богу и Господу Иисусу Христу, молитвами Богородицы и всех святых.
По завершении молитвы Архиерей и все духовенство исходят на середину храма. Произносится сугубая ектения и митрополит Сергий творит отпуст чина Великого освящения. Протодиакон возглашает многолетие Архиерею, совершившему освящение храма.
В завершение чина Великого освящения Владыка Сергий осенил святым Крестом на четыре стороны света храм, духовенство и прихожан, и окропил всех святой водой.
После чина Великого освящения митрополит Сергий возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме.
По сугубой ектении Архипастырь вознес молитву о мире и преодолении междоусобной брани в Украине.
Проповедь перед причащением мирян благочинный Всесвятского церковного округа протоиерей Владимир Левшук огласил Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю Дня трезвости.
После отпуста литургии со словами сыновней благодарности за совершенное Великое освящение храма, совместную Евхаристическую молитву и неустанное архипастырское попечение о приходе к Владыке Сергию обратился настоятель Тихоновского храма иерей Олег Решетченко.
Затем митрополит Сергий поздравил духовенство и мирян с совершившимся Великим освящением новосозданного храма и произнес слово духовного назидания. (Видеозапись проповеди митрополита Сергия смотрите на встроенном плеере внизу страницы).
За усердные труды по созиданию, благоукрашению и подготовке храма к Великому освящению, Архипастырь удостоил настоятеля храма иерея Олега Решетченко вручения епархиальной награды - памятного знака, изготовленного по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Затем, по случаю совершающегося в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи празднования Дня трезвости, было совершено Молебное пение о страждущих недугами винопития и наркомании. (Ежегодное празднование Дня трезвости в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи восстановлено определение Священного Синода Русской Православной Церкви 25 июля 2014 года).